:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Понятия, учения, концепции научной школы

Основные инновации Научной школы А.В.Хуторского

В результате деятельности А.В.Хуторского, его коллег, единомышленников, учителей-экспериментаторов, школ – участников научно-педагогических исследований, начиная с 1988 года, разработаны инновационные понятия, учения, концепции, образовательные модели, технологии обучения, формы и методы.

Учения и концепции, разработанные Научной школой:


• Концепция человекосообразного образования
• Педагогическая инноватика
Дидактическая эвристика
Педагогика русского космизма
• Ситуативная педагогика
• Компетентностный подход к образованию
• Метапредметный подход к образованию. Пять уровней метапредметности в образовании
• Философия дистанционного образования с позиций русского космизма
• Личностно-ориентированное дистанционное образование
• Метапредметное содержание образования и его стандартов
• Креативный компонент образовательных стандартов


Инновационные понятия, введенные Научной школой:


Миссия ученика
• Образовательный потенциал ученика
• Профессиональный потенциал учителя
Человекосообразное образование
Индекс развития образовательного потенциала ученика
Эвристическое обучение
Эвристическое задание
Эвристические компетенции
• Продуктивное обучение
Образовательный продукт
Внешний образовательный продукт
Внутренний образовательный продукт
• Образовательная ситуация
• Происходящая теория обучения
• Потенциал образовательного пространства
• Потенциал содержания образования
Распределенное образование
Учебный метапредмет
• Метапредметное содержание образования
• Деятельностное содержание образования
Фундаментальный образовательный объект
• Культурно-исторический аналог
• Индивидуальная образовательная траектория
• Образовательное целеполагание
• Образовательная рефлексия
• Эвристический диалог
• Компетенции человекосообразности
• Компетенции эвристического учителя


Принципы, закономерности, классификации


Принцип человекосообразности образования
• Принцип продуктивности обучения
• Закономерность: "Образовательный потенциал ученика при человекосообразном образовании возрастает"
• Закономерность: "Эвристическая ориентация обучения ведёт к увеличению продуктивности образования и более качественному освоению традиционных образовательных стандартов"
• Закономерность: "Если в основу образовательного целеполагания наряду с социальным заказом заложить потенциал человека, это приведёт к мотивированному продуктивному обучению и творческой самореализации"
Закономерность: "Уровень метапредметных компетентностей учащихся зависит от уровня метапредметных компетентностей учителя (корреляция компетентностей)".
• Типология ключевых компетенций
• Типология эвристических заданий
• Типология творческих работ


Образовательные модели Научной школы:


• Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную)
• Технология инноваций в образовании
Эвристическая школа
• Эвристический класс
Школа свободного развития (авторская школа А.В.Хуторского)
Школа русского космизма (модель)
• Студенческий педагогический клуб (форма педагогической подготовки)
Центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение)
• Очно-дистантный ФПК
• Школа-конкурс «Дистанционный учитель года» (система дистанционной конкурсной подготовки педагогов)
• Модель проектирования ключевых, межпредметных и предметных компетенций в образовании
• Модель педагогических компетенций
• Модель дидактических компетенций
• Модель познания фундаментального объекта разными учениками-субъектами
• Модель сопоставления персональных образовательных продуктов с культурно-историческими аналогами

Разработанные технологии обучения


Технология эвристического обучения
Технологии эвристического изучения учебной темы
Технология эвристической ситуации
• Технология экстериоризации
• Эвристическое погружение
Технология ИТР – «Индивидуальные творческие работы»
• Дневник достижений ученика
• Диагностическая карта ученика: проекты
• Диагностическая карта ученика: предметы
• Дистанционное тьюторство
• Дистанционный профессиональный конкурс «Современный урок»
• Конкурсы «Школа года», «Дистанционная школа года», «Школьный сайт» и др.

Разработанные формы занятий

Формы эвристических занятий
Эвристический урок
Дистанционная эвристическая олимпиада
• Дистанционный оргдеятельностный курс
• Дистанционная ученическая конференция
• Дистанционная научно-педагогическая конференция
• Очно-дистантная педагогическая конференция
• Очно-дистантный семинар
• Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения
• Дистанционная педпрактика
• Дистанционная стажировка
• Дистанционная ученическая конференция (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ)
• Эйдос-классы (подготовка учащихся к проведению творческих и исследовательских работ)
• Дистанционная консультация
• Интернет-урок
• Веб-семинар
• Чат-школа

Вновь созданные и модифицированные методы, приёмы обучения

Эвристические методы обучения
• Методы эвристического обучения
• Происходящий метод обучения
Как задавать вопросы? Техника КЗВ
• Метод обратного диалога
Биографический метод обучения
• Приём "Сделай по-другому"
Приём "Своё-чужое"
• Приём "Спроси автора"
• Приём "Нарисуй мысль"
• Приём "Изобрази понятие"
• Приём "Переведи с одной науки в другую"

Полученные результаты продолжают исследоваться, развиваться и внедряться в практику.

Литература

1. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 51 с. (Серия «Научная школа»).

2. Хуторской А.В. 
Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).

---

Для ссылок:

Хуторской А.В. Понятия, учения, концепции научной школы
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/

 

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

---

См. далее:  Программа исследований Научной школы.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо