Технологии эвристического изучения учебной темы по А.В. Хуторскому
Технологии эвристического обучения разработал и применил в
практике обучения A.В.Хуторской в 1992 году. Затем данны технологии
совершенствовалась и развивались, появлялись их варианты.
Эвристическое обучение (от греч. heuriskо –
нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на
создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных)
образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие
и личностное приращение учащихся.
Технологии эвристического изучения учебной темы по
А.В. Хуторскому
1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии
с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески
перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе
занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам.
Данная структура оптимальна для традиционной классно-урочной формы обучения.
2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем
прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные
концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат
изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий
эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме эвристического
погружения.
3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы – исторический,
методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную
или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются
учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в
метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению
единых образовательных объектов.
4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например,
организуется практикум по эксперименту или решению задач, т.е. вся тема
изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит погружение учеников
в определенный вид деятельности. Образовательной доминантой выступает
деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и
вариативным.
5. Тема изучается дифференцированно. Для этого ученики делятся на группы по
целям, склонностям или желаниям, например "теоретики", "экспериментаторы",
"историки". Все группы занимаются одновременно, каждая по своему плану,
разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки,
где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы,
корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих связок в работе
применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем
предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их
деятельности.
6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития
эвристической образовательной ситуации. На первых занятиях происходит
обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы. Затем организуется
индивидуальное или коллективное решение проблемы, демонстрация и обсуждение
полученных результатов. После этого изучаются культурно-исторические аналоги,
формулируются результаты, проводятся рефлексия и оценка деятельности.
7. Учащиеся группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей
теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в
лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут
сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции.
Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых
рассматриваются основы темы, заслушиваются отчеты о выполнении программы
Первоисточник: Хуторской А. В. Технология эвристического обучения // Школьные
технологии. 1998. №4. С. 55–75.
Литература
-
Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента //
Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.
-
Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская
газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.
-
Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр.
- 1996. - №6. - С.18-32.
-
Хуторской А.В. Технология эвристического
обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.
-
Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического
обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.
-
Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — №
36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/
-
Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии.
- 2004. - № 1. - С . 144-154.
-
Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. — Стенограмма
радиопередачи на
«Радио Свобода». — 2005. -
http://archive.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.111605.asp
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные
основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. —
320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2.
Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство
«Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –
198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика
/ под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»;
Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с.
(Серия «Инновации в обучении»).
-
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет
и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.:
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. Технологии эвристического изучения учебной темы.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science/concepts/
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
ЖЖ,
Твиттер.
|