:НАУЧНАЯ ШКОЛА

О Научной школе

Что собой представляет Научная школа А.В.Хуторского?

Прежде всего, это научное течение. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский и др., современные учёные.

Основные положения Научной школы А.В.Хуторского:

1. Человек – творец.
2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
3. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для вселения человека.
4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Целевые установки Научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Основные ориентиры деятельности Научной школы задаются заложенной в её основе парадигмой, а также программой исследований.

Научные дисциплины, в рамках которых рассматривается данная идея, это философия, педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, методики обучения, а также другие научные и практические области.

Особенностью школы является её научно-практический характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными и сиювременными вопросами. Всё, что обозначается в качестве научных идей и концепций тут же реализуется в той или иной мере. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические исследования.

Школа не ограничена территориальными и временными рамками. Люди, которые принадлежат данной школе распределены во времени и пространстве. И это не мешает им быть вместе. Современные сетевые технологии позволяют преодолевать пространственную удаленность. Научная школа имеет сетевой, распределенный характер.

Сайт Научной школы – http://khutorskoy.ru/science/

В зоне научного внимания находятся как очные, так и дистанционные формы образования, в том числе и нетрадиционные.

Школа связана с научными и образовательными учреждениями, такими, как Российская академия образования, Международная педагогическая академия, рядом вузов и общеобразовательных учреждений, работающих в русле концепции Научной школы или имеющими общие точки развития.

Участники Научной школы

Единомышленники – не те, кто думают одинаково,
а те, кто думают об одном и том же.

Предшественниками создания и оформления Научной школы являются такие учёные и педагоги, как Сократ, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, П.Ф.Каптерев, П.А.Флоренский, В.В.Краевский, Ю.К.Кулюткин, В.Н.Пушкин, М.И.Махмутов, В.И.Журавлёв, Г.Я.Буш, Я.А.Пономарев, А.Н.Лук, Д.Пойа, Л.Н.Хуторская и др.

Сегодня в направлениях, выделенных Научной школой, активно работают учёные: А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова, А.Д.Король, Т.В.Свитова, Ю.В.Скрипкина и др. Исходным позициям Научной школы близки и созвучны исследования многих современных ученых: Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, В.В.Гузеев, И.А.Зимняя, Н.Б.Крылова, А.М.Кушнир, А.А.Остапенко, В.Г.Рындак, В.В.Сериков, Н.Н.Халаджан и др.

Лидером и координатором Научной школы является Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член  (академик) Международной педагогической академии, действительный член (академик) Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского.

А.В.Хуторской ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Многие вузовские педагоги, учителя школ России и других стран опираются в своей работе на положения Научной школы. Их взаимодействие с Научной школой происходит путем участия в очных и дистанционных мероприятиях, которые проводит Научная школа, через книги и статьи, которые издаются А.В.Хуторским и его коллегами.

Базовым учреждением Научной школы является Институт образования человека – некоммерческое научно-образовательное учреждение, учреждено в 2011 году для институализации Научной школы и системного развития её положений.

Миссия Института образования человека:

• Помочь реализовать свой потенциал и достичь успеха каждому, кто обращается в Институт.
• Привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие с предназначением человека.
• Сделать образование средством самореализации человека и развития его компетентностей.

Предмет деятельности Института: научные исследования и внедрение их результатов в подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов в области науки, образования и других сфер, обучение школьников, студентов и слушателей по программам дополнительного общего образования, дополнительного профессионального образования, послевузовского образования и прочих видов образования.

Институт проводит дистанционные курсы, выездные семинары, очные и дистантные конференции, конкурсы. Специалисты Института ведут консультации, осуществляют научное руководство диссертациями, руководят экспериментальными площадками на базе школ.

В состав Института входят Факультет повышения квалификации, исследовательские лаборатории. В Институте имеется Учёный совет, который работает дистантно. Учёный совет предоставляет услуги соискателям учёных степеней: утверждение тем диссертаций, обсуждение результатов исследований, отзывы на авторефераты диссертаций, рецензии на статьи, монографии и др.

На основе концепции Научной школы А.В.Хуторского осуществляет деятельность Центр дистанционного образования «Эйдос» – один из лидеров отечественного Интернет-образования. Центр успешно работает с 1998 года, с ним сотрудничают сотни школ, десятки тысяч учащихся и педагогов.

Центр ведет научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и инновационную работу в области Интернет-поддержки дистанционного обучения школьников и профессионального развития педагогов. Его деятельность строится на основе человекосообразного образования, эвристического обучения, креативной оргдеятельностной технологии дистанционного обучения.

Сотрудники дистанционных кафедр Центра ведут опытно-экспериментальную сетевую работу с инициативными педагогами, экспериментальными школами, проводят дистанционные курсы, олимпиады, конференции, конкурсы.

При ЦДО «Эйдос» выпускается Интернет-журнал "Эйдос", несколько электронных рассылок (более 33 тыс. подписчиков). Имеется электронное издательство и Интернет-магазин, где можно приобрести бумажные и электронные издания для педагогов.

Центр дистанционного образования «Эйдос» с 1997 года проводит Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады (более 280 тыс. участников), дистанционные курсы, конкурсы для педагогов и школьников, Всероссийские конкурсы «Дистанционный учитель года», "Современный урок", Всероссийские научно-педагогические конференции, выездные семинары.

Основы образования человека с позиций Научной школы:

1. Образование – процесс и результат образовывания человека.
2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
5. Содержание образования – среда для самореализации человека.
6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.

Отношение Научной школы к модернизации образования

Научная школа имеет свои позиции по отношению к ключевым основам отечественного образования и его модернизации. Например:

• Программа модернизации образования – должна определяться с участием всех субъектов образования.
• Образовательные стандарты – должны включать ученический компонент.
• Болонский процесс – один из необходимых для учёта процессов, но не ориентир.
• ЕГЭ – должен быть добровольным. Сегодня это административно гиперболизированная система контроля, которая лишает систему образования человекосообразных ориентиров.
• Профильная школа – это только путь к индивидуализации образования, но ещё не индивидуализация.
• Нынешние ФГОСы невозможно реализовать, поскольку они научно необоснованы и содержат ошибки. Пока не будут сделаны необходимые коррективы стандартов, современная школа и учитель могут работать в условиях ФГОС, но не реализовывать их.

Эти позиции и положения нуждаются в обсуждении на очных и дистанционных конференциях научной школы, на конкурсах «Дистанционный учитель года», «Дистанционный ученый года», в печати и др. После этого они должны получить своё отражение в Программе Научной школы.

Формы деятельности Научной школы

В Научной школе практикуются как индивидуальные формы организации НИР (соискательство, аспирантура, докторантура), так и коллективные (семинары, конференции, научные сборники, веб-форумы и др.).

В качестве форм деятельности Научной школы основными являются следующие:

• Проведение научных конференций, методологических семинаров
• Выездные семинары в экспериментальных школах, в регионах
• Издание книг, монографий, сборников научных статей
• Публикация статей в Интернет-журнале «Эйдос»
• Выполнение и защита диссертаций
• Руководство экспериментальными исследованиями
• Внедрение разработанных инноваций
• Научно-методические услуги учителям, школам, соискателям, ученикам, их родителям
• Дистанционный Учёный совет Института образования человека
• Дистанционный Педагогический совет ЦДО «Эйдос»
• Участие в проектах на основе грантов РФФИ, РГНФ и др.

Форумы Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru

Педагогика Научной школы

Как и в обычной школе в Научной школе имеются свои цели, содержание, формы и методы работы, результаты, их оценка. Но научная школа в отличие от обычной школы занимается не столько образованием людей, сколько порождением самой науки. Ради этой цели ставится задача обучения членов школы научному творчеству. Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.

Привлечение и подготовка участников Научной школы - одна из её задач.

Формы ученичества в Научной школе различны:

• участие в мероприятиях Научной школы: семинарах, конференциях, конкурсах,
• публикация своих работ в изданиях Научной школы,
• участие в форумах, электронных рассылках Научной школы.

О сотрудничестве с Научной школой

Статус и положение членов Научной школы определяется не учеными степенями и званиями, а реальным вкладом, который они делают в развитие школы.

Участником Научной школы является дипломированный специалист, который разделяет целевые установки Научной школы, придерживается в совей работе общих научных принципов этой школы, вносит вклад в её развитие.

Членам Научной школы предоставляется свобода выбора тем и проблем исследования в рамках концепции и программы школы.

Члены Научной школы ведут диссертационные исследования и/или опытно-экспериментальную деятельность, публикуют свои результаты в научных, научно-педагогических, учебно-методических изданиях, в Интернет-журнале «Эйдос», в других изданиях.

Научная школа приглашает к сотрудничеству учёных, учителей, методистов, администраторов образования, которые разделяют заявленные цели, принципы, направления деятельности.

Научная школа оказывает научно-образовательные, информационные и иные услуги, относящиеся к основным направлениям её деятельности. Аспирантам, вузовским педагогам, ученым предлагаются возможности совместных исследований, публикации работ в электронных и бумажных изданиях, отзывы на авторефераты диссертаций, рецензии на монографии, учебные пособия, методики.

Учителям и образовательным организациям предлагаются консультации, научное руководство, рецензии на программу эксперимента, совместная опытно-экспериментальная работа.

Научная школа рассмотрит возможность создания своих отделений, лабораторий, кафедр при образовательных и научных учреждениях, вузах, институтах повышения квалификации – в России и других странах.

Экспериментальные и инновационные площадки

По программе Научной школы работают десятки и сотни школ России, стран СНГ. В ряде школ под руководством представителей Научной школы ведутся системные исследования, проводятся выездные семинары, внедряются разработанные инновации. Учителя-экспериментаторы учсаствуют в очных и дистанционных конференциях Научной школы, публикуют результаты своих исследований в изданиях Научной школы.

Наиболее массовым направлением исследований и востребованной инновацией стали разработанные Научной школой Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады. С 1998 года в них приняло участие более 220 тыс. человек. Около 10 тыс. педагогов прошли подготовку на дистанционных курсах Научной школы.

Ежегодно учреждения Научной школы проводят для своих педагогов, учёных, учащихся дистанционно около 100 олимпиад, 50 конкурсов, 200 курсов, 10 очных конференций и семинаров. Ведётся несколько направлений педагогического эксперимента, в том числе практико-ориентированные: «Эвристика на уроках», «Компетенции на уроках», «Интернет на уроках», «Исследования на уроках».


А.В.Хуторской: "Что я понимаю под научной школой".

---

См. далее: Понятия, учения, концепции Научной школы.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо