: НАУЧНАЯ ШКОЛА

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Научная школа человекосообразного образования


Новости

 

 

Топ 100 самых цитируемых педагогов России 2016. По версии РИНЦ А.В. Хуторской - действующий лидер рейтинга цитирования среди педагогов России.

 

Расписание на 2016-2017 уч. год. Опубликовано расписание курсов, конференций, конкурсов, выездных семинаров, олимпиад, школьных туров на новый учебный год (брошюра в pdf). Скачайте, распечатайте! Внесите в свои планы. Передайте коллегам, руководству.

 

Парламентские слушания по высшей школе. А.В. Хуторской выступил в ГосДуме РФ  с предложением принять Доктрину образования. Приглашение. Тезисы выступления. Презентация выступления.

 

Опубликовано Положение о Научной школе Института образования человека. Введены статусы членов Научной школы - специалистов, учащихся, учреждений.

 

Книги по метапредметам: Метапредмет "Слово", Метапредмет "Числа", Метапредмет "Мироведение", Метапредметный подход в обучении

 

Опубликована Доктрина образования человека в РФ. Документ меняет всю систему образования в стране. Цель: восстановить доминанту права человека на собственное образование. Аудиозапись выступления в РАО (19 мин) и ответы на вопросы (48 мин). 

Другие новости >>


Что собой представляет Научная школа?

Прежде всего, это научное течение (подробнее). Основной вектор исследований — человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы образования в соответствие миссии человека.

Статус Научной школы - общественное объединение в форме научно-педагогического движения, которое включает в себя педагогов, методистов, учёных, учащихся, администраторов образования, различные учреждения образования и науки, поддерживающих цели Научной школы и участвующие в реализации её Программы.

Основные положения Научной школы А.В.Хуторского:

1. Человек – творец.
2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
3. Человек потенциально равновелик миру. Вселенная предназначена для вселения человека.
4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Что такое человекосообразность образования?

А.В.Хуторской ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования: образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Основы образования человека с позиций Научной школы:

1. Образование – процесс и результат образовывания человека.
2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
5. Содержание образования – среда для самореализации человека.
6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.

Каковы исследовательские цели Научной школы?

Основная цель исследований Научной школы – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.

Эта цель выражается в трёх главных исследовательских задачах:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.

Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например:

• Что такое потенциал человека? Нужна дефиниция этого понятия, обоснование его содержания.
• Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Например, должны ли сюда входить такие человеческие способности, как чтение мыслей на расстоянии, телепортация, интуитивное познание мира? Т.е. что именно должно быть раскрыто в человеке или человеком в процессе его образования?
• Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека? Что означает человекосообразность образования? В чём его сходства и отличия от природосообразного культуросообразного образования, от свободного развития, личностно-ориентированного образования?

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.

Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие «миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно формулирование целей его образования.

Указанная задача предполагает постановку исследовательских вопросов, например:

• Что такое миссия человека? Есть ли у неё специфика для человека как ученика?
• Кем (чем) задаётся миссия человека? Какова роль религиозных конфессий, государства, семьи? Какова роль самого человека в её определении?
• Как миссия соотносится с процессом её достижения? С образовательным процессом?
• Существуют ли общая и индивидуальная составляющая миссии человека?

Под человекосообразностью образования мы понимаем ориентацию на эти три задачи.

Приглашаю обсудить эти исходные задачи на форуме научной школы.

(С) А.В.Хуторской

---

См. далее: Новости Научной школы.
 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо