:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Школа русского космизма

Школа русского космизма - это модель школы, в основе которой лежат учения отечественных философов-космистов:  Н.Ф.Фёдорова, Вл.Соловьёва, П.А.Флоренского, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Д.Л.Андреева, Н.К.Рериха и других.

Имеется по крайней мере два понимания Школы русского космизма: 1) научная школа, 2) общеобразовательная школа. Далее мы будем говорить об общеобразовательной школе.

В "чистом виде" общеобразовательной школы русского космизма в настоящее время не существует. Отдельные элементы данной модели реализованы в школах смежной ориентации, например, в Школе свободного развития (п.Черноголовка Московской обл.), в Боровской ноосферной школе (г.Боровск Калужской обл.), Центре дистанционного образования «Эйдос» и др.

Теоретической основой Школы русского космизма выступает педагогика русского космизма.

Идеи, лежащие в основе Школы русского космизма

  • Вселенскость мира и человека, их равновеликость в бесконечном проявлении. Предназначение человека - вселение в свой дом, во Вселенную. (Таков смысл русского термина "Вселенная").

  • Образование человека - это личное самосозидание, расширение микрокосма до подобного ему макрокосма. Взаимопроникновение внутренних (микро) и внешних (макро) сфер посредством таких каналов, как органы чувств, языки, молитвы.

  • Ширь русской земли, русской души. "Наш простор служит переходом к простору небесного пространства" (Н.Ф.Федоров).

  • Активная творческая эволюция человека и мира. Самопревосходящее движение человека от низшей свободы к высшей, к богочеловеку.

  • Синтез наук на нравственной основе, их объединение во всеобщую космическую науку о жизни. Вершина научной мысли - персонализм, жизнь личностная, духовная, бесконечная.

  • Метапредметы – учебные дисциплины, содержащие определенный набор личностно-ориентированных первосмыслов.

  • Образование человека - это его движение в направлении первосмыслов, стягивающих воедино первоосновы бытия.

  • Соборность человечества в единстве своих поколений. Преодоление смерти.

Первосмыслы содержания образования

Первосмыслы - это ключевые понятия, явления, сущности, охватывающие определённую область познаваемого мира. Примеры первосмыслов: число, цифра, буква, звук, знак, цвет, человек, небо, цветок, имя. Именно в направлении первосмыслов происходит образовательное движение ученика. Это движение может быть разного рода: физическое (экскурсии, походы), эмоционально-образное (оживление букв и цифр), интеллектуально-мыслительное (расшифровка или создание символа) и другие.

Учёные-космисты в своих работах всегда обозначали и исследовали то, что мы называем первосмыслами: всеединство мира (Вл.Соловьёв), стихиалии (Д.Андреев), София, слово, имя (П.Флоренский), ноосфера, биосфера (В.И.Вернадский), воскрешение (Н.Ф.Фёдоров), лучистое человечество (К.Э.Циолковский).

Первосмысл всегда содержит в себе проблему, познавая и проживая которую, человек проникает в глубины бытия. Первосмысл характерен для целостного понимания мира, зачастую он внепредметен, универсален. Например, первосмысл числа выходит за рамки предмета математики и выводит к пониманию единства природы и культуры, общности чисел, букв, фигур.

Учебные метапредметы

Греческое "мета" означает то, что идёт "после, за, через" чего-либо. Метафизика всеединства Вл.Соловьёва, например, подразумевает созерцание и отыскание единой сути вещей, следующей непосредственно за самими вещами. Метаисторией называет Даниил Андреев совокупность процессов инобытия, которые "просвечиваются" в виде обычной истории. Конкретная метафизика П.А.Флоренского через исследование символов (т.е. первосмыслов) рассматривает духовный мир, который сокрыт за миром чувственным, физическим.

Потребность в учебных метапредметах возникает тогда, когда осознаётся наличие глубинных основ, стоящих за обычными учебными предметами типа физики, истории, математики. Таковые основы, названные нами первосмыслами, имеют взаимосвязь и иерархию. И чтобы не быть в обучении разобщённым набором главностей, они требуют своего предметного оформления. Тогда и рождаются метапредметы – учебные образовательные дисциплины, охватывающие определённую связку первосмыслов. В практике нашей деятельности разработаны и осуществлены в обучении такие метапредметы, как "Мироведение", "Числа", "Культура", "Диалог русской и английской культур". Изданы методические пособия для учителей, сняты и смонтированы видеофильмы из опыта работы.

Возможно ли создание и работа Школы русского космизма?

Возникает закономерный вопрос – возможно ли создание и работа Школы русского космизма в качестве целостного образовательного учреждения? В режиме дополнительного образования это возможно, но в качестве особой общеобразовательной школы при сегодняшних условиях возможны лишь отдельные принципы и подходы к обучению. Видимо, ещё не пришло то время, когда соберётся "критическая масса" людей, технологий и возможностей для реализации целостного образовательного процесса, построенного на педагогике русского космизма. Требуется разработка структурных форм, принципов организации такой школы. Необходимо определить роль учеников и учителей в ней, характер взаимоотношений школы с социумом, с государственной и мировой системой образования. Нужна, наконец, государственная воля и условия для создания национально-ориентированного типа образования и соответствующего образовательного учреждения.

Пока же имеется идея Школы русского космизма, её образ, модель, отдельные элементы, реализованные опытно-экспериментальным путём.  Несмотря на то, что к идеям космизма в традиционной педагогической среде иногда относятся как к "педагогической фантастике", уже есть научно-обоснованные наработки философско-педагогических основ такой школы. Есть и люди - педагоги, философы, специалисты, которые мечтают, задумываются и пытаются что-то делать в данном направлении. Проводятся научные конференции, издаются книги и статьи. И, наконец, есть практически осуществляемые предметы и технологии, которые действуют локально, вкраплённо в общеобразовательный процесс или в систему дистанционного образования. Всё это подготавливает содержание деятельности будущей Школы русского космизма.

Хроника создания школы русского космизма

Ниже приведена хроника известных мне действий и событий, имеющих отношение к вопросу о школе русского космизма. Большей частью они территориально относятся к подмосковному научному городку Черноголовка, где я работал в 1990 - 1997 гг.

1990 г., ноябрь - Постановка проблемы создания педагогики русского космизма. Публикация статьи А.Хуторского "Каждый человек - это Вселенная" ("Черноголовская газета", №1, 16 ноября 1990 г.).

1990 - 1991 гг. - Создание и работа в Черноголовке воскресной гуманитарной школы. Появление и ведение метапредмета "Мироведение" с учениками 5-х классов.

1991 г., август - Презентация школьной концепции на I-м Международном фестивале новых школ (Крым).

1992 г., июнь - Проведение А.В.Хуторским цикла занятий во время I-й встречи организаторов частных школ (г. Джубга).

1992 г., июнь - Публикация концептуальной статьи А.В.Хуторского "Свободное образование" в журнале "Частная школа" (1992 г., № 1).

1992 г., июль - Учреждение в п. Черноголовка частной школы (ИЧП "Школа свободного развития"), опирающейся на философию и педагогику русского космизма.

1992 - 1994 гг. - Обучение детей 1-3 классов в Школа свободного развития (п. Черноголовка). Разработка и публикация учебных программ и методик по учебным метапредметам: "Мироведение", "Числа", "Природа", "Культура" и др.

1992 г., ноябрь - Проведение А.В.Хуторским оргдеятельностных семинаров для организаторов и педагогов инновационных школ в Перми и Магнитогорске.

1993 г., март - Выступление А.В.Хуторского на IV-й встрече организаторов частных школ (Лекция на тему "Три типа образования").

1993 г., август - Учреждение в Москве частной школы индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А.Николаевы), в концепцию которой положены принципы работы уже действующей Школы свободного развития и положения русского космизма.

1993 г., ноябрь - Публикация программной статьи А.В.Хуторского "Педагогика русского космизма" в журнале "Частная школа"(1993, № 2).

1994 г., март - Рецензия на концепцию школы в журнале "Новый мир" (1994 г., № 2).

1994 г., август - Прекращение учебной деятельности Школы свободного развития в п. Черноголовке вследствие выселения её из арендуемых помещений.

1994 г., сентябрь - Переезд Школы свободного развития в г. Ногинск по приглашению зам. главы города В.Лебедева. Запуск и продолжение учебного процесса при поддержке АО "Глуховский  текстиль" и кооператива "Константин". Набор и обучение детей 4 - 10 лет. 

1991 - 1997 гг. - Проведение цикла оргдеятельностных семинаров на базе Школы свободного развития с целью разработки и развития педагогической концепции русского космизма. Участие в семинарах около 700 учителей из гг. Томска, Перми, Тюмени, Самары, Екатеринбурга, Москвы, Соснового Бора, Магнитогорска, Новосибирска, Челябинска, Белгорода, Киева, Самарканда и др.

1997 - Прекращение деятельности Школы свободного развития ввиду её выселения местной администрацией из занимаемого помещения (г. Ногинск).

1997 - 2017 - Научное развитие идей педагогики и школы русского космизма. Публикация статей, книг, выступления на конференциях. Использование наработок педагогики русского космизма для проектирования общеобразовательных стандартов, разработки дистанционных технологий и методик обучения.

2018, 19 сентября - Выступление Хуторского А.В. на 53-х Научных Чтений памяти К.Э.Циолковского с докладом Педагогические основания школы русского космизма. Предложение создать Школу русского космизма в Калуге http://khutorskoy.ru/be/2018/0919/.

2018, 25 сентября - Институт образования человека объявил проект для школ "Космический класс" - https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Cosmic_Classes.pdf

---

P.S. Одним из самобытных космистов является К.Э.Циолковский. С этим учёным меня связывает не только мой родной город Калуга, но и пединститут его имени, который я окончил в 1981 году, а также то, что мой дед возил когда-то сено Циолковскому. Но всё же главной причиной связи и внимания к работам К.Э.Циолковского и других космистов я считаю их вселенское умонастроение, которое близко моему мировоззрению. Это привело к тому, что уже более 20 лет одним из моих направлений научно-педагогической деятельности является педагогический аспект русского космизма.

Публикации

Хуторской А. Каждый человек - это Вселенная // Черноголовская газета. -  1990. - №1. - 16 ноября.

Хуторской А.В. Педагогика русского космизма // Частная школа. - 1993. - №2. - С. 11-22.

Хуторской А.В. Космическое ли это воспитание? // Учительская газета, 1995. - №26. - 14 июня. - С. 12.

Хуторской А.В. Виртуальное образованиe и русский космизм // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 5 января. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. См. также http://www.sufism.ru/barzah/cosm02.htm

Хуторской А.В. Эвристический смысл педагогики русского космизма // Духовно-нравственная культура преподавателя ВУЗа XXI века: Материалы международной конференции "Духовное возрождение на основе синтеза науки, религии, кльтуры, образования". – М.: МГТА, 2002. – С.56-58.

Хуторской А.В. Педагогическое развитие русского космизма // Известия Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского. – 2005. - №3. – С.41-45.

Хуторской А.В. Философия русского космизма как аксиологический базис отечественного образования // Труды научного семинара «Философия – образование - общество» / Под ред. В.А.Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер. Профессионал). – Т.II. – С. 142-152.

Хуторской А.В. Школа русского космизма. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. – 2012. – №1. - С.29. http://eidos-institute.ru/journal/2012/100/. – В надзаг: Института образования человека, e-mail: vestnik@eidos-institute.ru

Хуторской А.В.  Русские космисты. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 20.02.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0220/ 

Хуторской А.В. Педагогика русского космизма [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/theories/pedagogics_of_russian_space.htm 

Хуторской А.В. Школа русского космизма [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. –http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_russian_space.htm 

Хуторской А. В. Ноосферная школа // Вестник Института образования человека. -2012. -№1. http://eidos-institute.ru/journal/2012/200/ .

Хуторской А.В.
 Педагогические основания школы русского космизма // Идеи К.Э.Циолковского в контексте современного развития науки и техники. Материалы 53-х Научных Чтений памяти К.Э.Циолковского. - Изд-во АКФ "Политоп",  Калуга. - 2018. -  С. 406-410.

Х
уторской А.В. Школа русского космизма - где как не в Калуге? [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 19.09.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0919/.

Проект для школ "Космический класс" - https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Cosmic_Classes.pdf



#научнаяшколахуторского #eidos #образование #Школарусскогокосмизма #Педагогикарусскогокосмизма #космизм


---

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Школа русского космизма [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_russian_space.htm 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо