:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Школа свободного развития (авторская школа А.В. Хуторского)

"Смысл жизни состоит в том, чтобы найти свой дар. Цель жизни - отдать его".
Пабло Пикассо

Причины создания

В начале 1990-х годов идеи свободного развития получили распространение среди педагогов и родителей, желающих обучать своих детей без обычного школьного авторитаризма. Практическое воплощение образования, опирающегося на природосообразность, свободу выбора и приоритет детских образовательных ценностей выразилось в создании Школы свободного развития - авторской школы А.В.Хуторского, который стал её учредителем и директором.

Школа свободного развития была учреждена в качестве индивидуального частного предприятия в 1992 году в п.Черноголовка Московской обл. Школа проработала 5 лет, с 1992 по 1997 гг. На её базе велось экспериментальное обучение, проводились оргдеятельностные семинары для педагогов из других школ и городов. В результате под научным руководством А.В.Хуторского в разных городах России стали создаваться небольшие школы семейного типа, учредителями которых часто выступали родители детей: Школа индивидуального развития "Мыслитель" (Е.М. и Е.А.Николаевы, г.Москва), Школа "Диалог" (Е.Букова, г.Сосновый Бор), Школа интенсивного развития (М.Т.Сочень, г.Пермь), Лицей "Троице-Лыково" (О.Цой, О.Проценко, г.Москва) и др.

Школа свободного развития в ходе становления дополнилась эвристическим содержанием, согласно которому ученики не только гармонично развивались, но и учились действовать продуктивно, то есть создавать образовательную продукцию, развивая при этом соответствующие личностные качества. В результате опытно-экспериментальной деятельности Школы разработаны теоретико-дидактические направления человеко- и природосообразного обучения, учебные программы и методические рекомендации для учителей.

Основные идеи и принципы

В основе школы свободного развития лежат идеи Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, К.Н.Вентцеля, других педагогов - приверженцев естественного воспитания и обучения. Основные принципы школы: природосообразность, свобода выбора, приоритет детских образовательных ценностей.
Образовательная концепция школы построена на основе разработанной А.В.Хуторским дидактической эвристики.

Концепция Школы свободного развития

1. Предназначение человека - выявить свой внутренний потенциал, раскрыть и реализовать себя в соответствии с индивидуальными возможностями и в соотношении с общечеловеческими культурными процессами.

2. Смысл образования заключается не столько в передаче ученику опыта прошлого, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребёнка. Ученик образовывается в личном проживании культурно-исторических, естественнонаучных, художественных и иных образовательных процессов и достижений. Учитель не несет ученику готовой информации, а сопровождает его в самостоятельном постижении мира.

3. Дидактическая эвристика - теория и методология образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала учеников и учителя в ходе их совместной деятельности. Отличительная особенность эвристической деятельности - наличие в ее результате нового для учеников и учителя образовательного продукта.

4. Метапредметы. Кроме традиционного предметного содержания образования вводится метапредметное. Его ключевые элементы - образовательные первосмыслы, "стягивающие" разнопредметные области к общим основаниям.

5. Индивидуальная ориентация обучения. В каждом ученике развивается то лучшее, к чему он способен. Многие учащиеся занимаются с опережением возрастных образовательных стандартов. Дети не только усваивают обычные знания, но и становятся конструкторами своего образования: ставят цели и задачи по каждому предмету, учатся их достигать и осознавать свои результаты.

6. Ситуативное обучение. Основная форма эвристического обучения - не урок, а образовательная ситуация. Обучение состоит из цепи ситуаций, возникающих спонтанно или организуемых учителем; заданными остаются образовательные технологии, применяемые учителем для обеспечения творчества детей. Раз в четверть ученики выполняют и защищают индивидуальные творческие работы по выбранным ими темам: пишут стихи, делают опыты, составляют компьютерные программы, ведут научные исследования по словесности, математике, естествознанию.

7. Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по созданию, развитию и последующему сопоставлению его личного образовательного продукта с культурно-историческими аналогами.

8. Культурно-историческая ориентация. В основе целей, содержания и технологии обучения - учения отечественных философов-космистов. В школе разработаны и ведутся курсы древнерусской словесности, славянской мифологии. В деятельности учителей, учеников и родителей воссоздаются народные традиции, проживаются календарные события и праздники. Через осмысленное изучение иностранных языков ученики знакомятся с культурами других народов.

Характер обучения

В Школе свободного развития обучаются дети от 5 до 16 лет по всем базовым учебным курсам и дополнительным предметам. В классах - не более 10 человек. Каждый из учителей составляет собственные программы занятий с учётом индивидуальности каждого ученика. Сами дети также участвуют в разработке и реализации своих целей и планов по всем учебным курсам.

С помощью осознания образовательных ситуаций и методики сопровождающего обучения ученики имеют возможность одновременно двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Регулярно проводятся защиты творческих работ различных типов, связанных с базовыми образовательными стандартами и личностными способностями учеников.

Начиная с 1 класса ребёнок может выбрать любую интересующую его тему и с помощью учителя провести углублённую индивидуальную работу. Каждый из учеников школы имеет на своем счету десятки придуманных стихов и сказок, собственных математических исследований, компьютерных программ, работ по истории и мифологии, живописи, музыке и другим предметам. Эти работы распечатываются и передаются родителям, продаются на школьных ярмарках. Школа издает сборники детских творческих работ по всем предметам. Учителя также публикуют свои работы в журналах, газетах, методических сборниках.

Каждый день в школе проводится специальное занятие - рефлексия, где ребята и учителя анализируют свои успехи и трудности, формулируют цели следующего дня, корректируют ход обучения. Каждую пятницу проходит научно-методический семинар работающих в школе учителей, на котором обсуждаются успехи и трудности детей, методические проблемы, разрабатываются программы образования отдельных учеников.

Учебные программы

Первым этапом разработки учебных программ становится составление каждым учителем ведущих образовательных установок по своим видам деятельности. Предельно четко и кратко излагается личное понимание учителем своего предмета, основные качества учеников, которые развиваются с помощью этого предмета, ведущие виды деятельности детей на занятиях, их предполагаемые результаты. Дается перечень возможных направлений, предметных тем или областей знаний, на базе которых будет организовываться обучение.

Образовательные установки учителей обсуждаются на педагогических занятиях-семинарах. Цели такого обсуждения для учителей: выяснить, что именно каждый из работающих с одними и теми же детьми планирует достичь; согласовать свои ориентиры; прояснить и продвинуть разработку конкретных учебных программ; найти точки пересечения разных курсов и общих проблем; скоординировать образовательные установки так, чтобы они обеспечивали целостное гармоническое образование детей.

Откорректированные образовательные установки для каждого класса отпечатываются и вывешиваются (раздаются) для ознакомления всем учителям. В ходе обучения эти установки корректируются с учетом конкретных условий и детей.

Отсутствие детальных программ помогает учителю наполнить курс оптимальным для каждого случая содержанием. Заранее продуманная структура обучения гарантирует систематичность и предохраняет от излишней аморфности обучения. Эффективность обучения оценивается по тем образовательным направлениям, которые выбрали сами учителя.

Окончательные учебные программы в их общепринятом виде появляются не до обучения, а после него, как результат работы конкретного учителя с конкретными детьми. Эти программы выступают совместным продуктом деятельности детей и учителей. На следующий год составление программ повторяется вновь. Предыдущие программы используются в качестве сопоставительных аналогов.

В результате реальные учебные программы и курсы наполняются личными образовательными установками учителей и учеников, выходящими за стандартные рамки обычных школьных дисциплин. Главные образовательные установки и образовательный минимум сохраняются, но их расширение и развитие происходит всякий раз по особому. Например, наряду с геометрией на уроках математики ученики могут изучать авангардную геометрическую живопись: кубизм, супрематизм и т.п.; физическое явление может расшириться до нравственно-философского; музыка будет изучаться на основе физической ритмики.

Чтобы оформить получающиеся межпредметные образовательные блоки, вводятся особые дисциплины — метапредметы, которые представляют собой предметно оформленные связки образовательных направлений, определяемых учителями. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные основания и комплексное познание учениками ключевых первосмыслов. Для метапредмета в целом характерны те же требования, что и для обычных курсов: гармония и единство целей, содержания, форм и способов проверки результатов. Отличия - в субъективном характере построения такого предмета, в возможности перекомпоновки метапредмета и появления во время образовательного процесса на его основе новых метапредметов. Учебные метапредметы, которые разработаны в Школе свободного развития: “Числа”, “Буквы”, “Культура”, “Мироведение”. Общая совокупность изучаемых метапредметов и обычных предметов всегда охватывает весь общеобразовательный комплекс условий для гармоничного развития детей.

Заповеди учителя Школы свободного развития

Эти заповеди родились из живого опыта творческого общения с детьми в Школе свободного развития и стали играть роль принципов, помогающих учителю в повседневной педагогической работе.

1. ПРИМИ ВСЕ ТО, ЧТО ЕСТЬ В РЕБЕНКЕ, как естественное, сообразное его природе, даже, если это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребенок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь, это особое и законное проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.

2. Приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные, СОПРОВОДИ ЕГО ПОЗИТИВНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ. Если всячески помогать и одобрять культурный труд и достижения ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. Просчеты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируется, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.

3. СТАРАЙСЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА НАПРЯМУЮ. ВСЕГДА УЧИСЬ САМ. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью – рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай новые для себя задачи вместе с учениками.

4. НЕ ЗАДАВАЙ ДЕТЯМ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ЗНАЕШЬ ОТВЕТ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.

5. ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЙСЯ ВСЕМ КРАСИВЫМ, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, искусстве, технологиях, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.

6. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЙ ПРОСТО ТАК. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребенку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.

7. Считай своим основным педагогическим методом ОСОЗНАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ. Все, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь "переводчиком" всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вчувствуйся и вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.

Экспертиза результатов обучения

Эффективность системы эвристического обучения подтверждена экспертной группой Департамента по образованию Московской области и Московского педагогического университета, проанализировавшей деятельность Школы свободного развития за период с 1992 по 1995 годы.

Ежегодно результаты обучения учащихся оценивались по 5 позициям:

1. Усвоение государственных образовательных стандартов:

- на уровне отметки "5" базовые стандарты усваивают 45-56% учеников;
- на уровне "4" - 32-44%;
- на уровне "3" - 8-11%;
- на уровне "2" - 0-0,8%

Эти данные на 8-12% превышают аналогичные средние показатели учеников массовой московской школы. Уровень усвоения госстандартов имеет тенденцию к улучшению на 3-5% в год.

2. Определение государственных образовательных стандартов.

В конце учебного года от 4 до 25% учеников успешно выполнили контрольные нормативы по всем учебным предметам следующего года обучения. От 12 до 75% учеников успешно справлялись с отдельными курсами и темами.

3. Дополнение и расширение государственных стандартов.

Кроме базовых образовательных курсов в школе действует система дополнительных курсов, факультативов, кружков, индивидуальных занятий с "продвинутыми" учениками.

Ученикам предлагается на выбор ряд дополнительных предметов:
- одни из них продолжают базовые курсы (математика, словесность, английский язык);
- другие дополняют и расширяют их (славянская культура, древнерусская словесность, народные игры);
- третьи вводятся по желанию учеников (резьба по дереву, кулинария, компьютер).

Индивидуальные занятия организуются:
- периодически, для помощи детям в подготовке их творческих работ;
- по желанию учеников или родителей, проявляющих интерес к определенным учителям или предметам.

За три года число дополнительных предметов возросло с 8 до 17, средняя плотность их посещения увеличилась с 2,6 до 4 человек в час.

4. Деятельностные результаты образования (личностные качества).

Для анализа выбраны 5 обобщенных личностных качеств, развитию которых педагоги уделяли внимание:

- самоорганизация: умение ставить цели и достигать их, умение планировать и организовывать свою работу при минимальном содействии учителя;

- самореализация: умение на основе самопознания ставить индивидуальные ориентиры и достигать их путем выбора индивидуальных домашних заданий, творческих работ, участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.;

- саморазвитие: интенсивность положительных изменений, степень продвижения в достижении госстандартов, индивидуальных ориентиров, в комплексе показателей;

- познавательная продуктивность: количество и качество созданных учеником образовательных продуктов: идей, сказок, задач, исследований, поделок и т. д.;

- рефлексия: способность осознавать свою деятельность, формулировать свои реализованные цели, проблемы, результаты.

Уровень развития личностных качеств оценивали классный руководитель и психолог, используя следующие материалы:

- текстовые качественные характеристики ученика по предметам;
- психолого-педагогическую характеристику ученика;
- рефлексивные записи, анкеты, самооценки ученика;
- анкеты родителей, материалы бесед с ними;
- результаты педагогических консилиумов.

Наибольшее развитие получили самоорганизация (до 83%), самореализация (до 83%), саморазвитие (до 88% учеников); наименьшее - рефлексия (от 54 до 66%).

5. Творческие результаты образования (эвристическая продукция).

Ежегодно ученикам предлагались на выбор темы творческих работ, которые условно можно разделить на 7 типов:
- научное исследование;
- сочинение (не только литературное, но и сборник собственных задач, естественнонаучный трактат и пр.);
- техническое произведение (поделка, модель, схема, компьютерная программа и т.п.);
- художественное произведение (живописное или музыкальное);
- зрелищное произведение (инсценировка, спектакль, спортивное выступление);
- педагогическое произведение (урок, проведенный в роли учителя, придуманная игра, викторина, кроссворд);
- модернизация элемента (высказанная и обоснованная идея, гипотеза, придуманный образ буквы, числа и пр.).

В процессе анализа и оценки применялась трехуровневая шкала: высокий, средний и низкий уровень выполнения работы.

В результате проведённой экспертизы получены выводы:

- примерно у половины учеников можно ожидать продукцию высокого и среднего уровня;
- другая половина после одного - двух лет занятий способна удовлетворительно решать творческие задачи;
- детей, не способных ни к какому виду творчества, не обнаружено.
 

Публикации о концепции и опыте работы ШСР

Список опубликованных работ учителей и учеников Школы свободного развития, а также внешних отзывов о её работе в период с 1992 по 1997 гг.


Публикации научного руководителя Школы А.В.Хуторского

1. Школа свободного развития // Учительская газета, 1991. - №45. - С. 6.

2. Свободное образование. Об изначальном образе альтернативной школы. - Черноголовка, 1991. - 27 с. В надзаг.: Центр комплексного формирования личности АПН СССР, Школа свободного развития.

3. Свободное образование // Частная школа. - 1992. - № 1.- С. 8-24.

4. Свободное образование. Опыт работы частной школы в пос. Черноголовка Московской обл. - Черноголовка, 1992. - 48 с.

5. «Стихии мира» // Народное образование. - 1992. - Июль-август. - С. 47-52.

6. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. - 1992. - № 2. - С. 18-29.

7. Земля былинная // Литература в школе. - 1993. - № 4. - С. 76-78.

8. Погружение в естествознание // Биология в школе. - 1993. - №6.

9. Педагогика русского космизма // Частная школа. - 1993. - №2. - С. 11-22.

10. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с.

11. Концепция школы // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 1 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - С. 3-7.

12. Организация учебного года // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 1 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - С. 7-28. (В соавт.).

13. Словесность // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 2 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - С. 29-33.

14. Математика // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть3 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - 24 с.

15. Естествознание. Астрономия // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 4 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - С. 3-10, 18-21.

16. Русская культура // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 5 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - С. 3-16.

17. Живопись // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. Часть 5 / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993. - С. 32-35. (В соавт.)

18. Частная школа свободного развития // Частная школа. - 1994. - №1. - С. 161.

19. Школа свободного развития (1 класс, программы) // Частная школа. - 1994. - №2. - С. 21-27.

20. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с.

21. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1995. - 94 с.

22. Песни птицы Гамаюн. Как мы изучаем славянскую мифологию // Учительская газета, 1995. - № 8. - 28 февраля. - С.7.

23. Метапредмет «Числа» // Частная школа , 1995. - №2. - С. 48-58; №3. - С. 42-51; №5 - С. 40-52.

24. Космическое ли это воспитание? // Учительская газета, 1995. - № 26. - 14 июня. - С. 12.

25. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

26. Информационно-педагогический модуль «Концепция «Дидактическая эвристика» // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - С. 613-614.

27. От свободы к творчеству // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития»,1996. - С. 3-8.

28. Эвристическое обучение // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 19-24.

29. Приращение культуры // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 180-182.

30. Покровская ярмарка // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 206-210. (В соавт.).

31. Математическое творчество // Школа творчества: Сборник ученических работ - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 60-62.

32. Творчество в информатике // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 74. (В соавт.).

33. Творчество в физике // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 84-85.

34. О творческих работах по мироведению // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 136-137.

35. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

36. «Чашкой можно любоваться». Эвристическая олимпиада: как её подготовить и провести // Учительская газета, 1996, 3 сентября.

37. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования: анализ экспериментальных данных // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу (Сборник научных трудов). - М.-Серпухов, 1996.- С. 154-158.

38. Эвристический подход к обучению информатике в начальной школе // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу (Сборник научных трудов). - М.-Серпухов, 1996.- С. 167-160. (В соавт.).

39. «Плавающий колобок»: Как одновременно обучать всех по-разному // Учительская газета. - 1996. - №48. - 3 декабря. - С.11.

40. Лента Мёбиуса // Учительская газета. - 1996. - №51. - 24 декабря. - С.13.
41. Школа творчества: Сб. ученических работ / Под ред. А.В. Хуторского. – Ногинск: ИЧП "Школа свободного развития", 1996. – 250 с.

42. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6.- С.18-32.

43. Свободное развитие как пространство образования // Новые ценности образования: Культурные модели школ. – Вып.7. – М.: Инноватор-Bennet College, 1997. – С.23-33.


Статьи А.В.Хуторского о Школе в местных газетах

44. Каждый человек - это Вселенная // Черноголовская газета, 1990, 16 ноября.

45. Увидеть вечное в человеке // Черноголовская газета, 1990, 14 декабря.

46. Научить человека видеть // Черноголовская газета, 1991, 11 января.

47. В чем смысл образования? // Черноголовская газета, 1991, 15 и 29 марта.

48. Есть альтернативная школа! // Черноголовская газета, 1991, 30 марта.

49. От общего - к частному // Черноголовская газета, 1991, 8 августа.

50. Образование без границ. Черноголовская альтернативная школа - участница I Международного фестиваля новых школ // Черноголовская газета, 1991, 26 сентября.

51. Школа человеческая. Педагогика русского космизма // Черноголовская газета, 1991, 12 декабря.

52. Что есть живое? Цвета в природе // Черноголовская газета, 1992, 10 января.

53. Наша школа - частная // Черноголовская газета, 1993, 6 марта.

54. Почему у Змея-Горыныча три головы? // Черноголовская газета, 1993, 30 августа.

55. Олимпиада по английскому языку // Черноголовская газета, 1994, 16 апреля.

56. Естественнонаучная конференция для детей // Черноголовская газета, 1994, 30 апреля.

57. Концепция малых школ // Черноголовская газета, 1994, 14 мая.

58. Частная школа свободного развития в Ногинске /// Волхонка, 1994, 18 августа.

59. Творчество без границ, или эвристическая олимпиада в компьютерных сетях // Черноголовская газета, 1997, № 11, 15-21 марта.

60. Проведена дистанционная эвристическая олимпиада // Яблоко Подмосковья, 1997, №13, 2 апреля, с. 15.

61. Дистанционный образовательный проект «Феномен» // Черноголовская газета, 1997, № 19, 9-15 мая, с. 15.


Список опубликованных работ учителей Школы свободного развития

62. Андрианова Г.А. Сюжет для домашней работы: Обучение целеполаганию на уроках английского // Учительская газета, 1996, 3 декабря.

63. Андрианова Г.А. Английский язык. Диалог культур // Частная школа, 1994. - №2. - С. 25-26.

64. Андрианова Г.А. Английский язык и культура. Опыт работы с детьми 6 лет в частной школе свободного развития. - Черноголовка, 1993. - 36 с.

65. Андрианова Г.А. Организация учебного года // Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях. - Часть 1. - Черноголовка, 1993. - С. 7-28. (В соавт.).

66. Андрианова Г.А. Частная школа - это свободное образование // Черноголовская газета, 1993, 23 августа.

67. Андрианова Г.А. Рефлексия и целеполагание в творчестве // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.14-18.

68. Андрианова Г.А. Творчество в изучении английского языка // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.218-219.

69. Андрианова Г.А. Покровская ярмарка // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.206-210. (В соавт.).

70. Благоразумова Л.А. Предисловие к работе Насти Благоразумовой «Пауки» // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.112.

71. Бычкова С.Ю. Словесность // Учебные программы для 1 класса. - Ч.2. - Черноголовка, 1993. - С.33-41. (В соавт.)

72. Бычкова С.Ю. Книговедение // Частная школа, 1994. - № 2.- С. 26-27.

73. Бычкова С.Ю. Фольклор. Народные игры. Физическая культура // Учебные программы для 1 класса. - Ч.5. - Черноголовка, 1993. - С. 17-22, 27-31.

74. Вольхина В.Н. Творчество учеников как народное творчество // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 27.

75. Галкина О.Н. Творчество в информатике // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.74-75. (В соавт.).

76. Галкина О.Н. Эвристический подход к обучению информатике в начальной школе // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу: Сб. науч. трудов. - М. -Серпухов, 1996. - С.167-169. (в соавт.)

77. Доманский Е.В. Искушение свободой // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.11-13.

78. Доманский Е.В. Рецензия на работы Сергея Дворецкого и Вари Жемчужниковой “Родословная славянских богов” // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 186-190.

79. Заводскова Г.А. Музыка // Учебные программы для 1 класса. - Ч.5. - Черноголовка, 1993. - С. 32-35.

80. Кулькова Е.Ю. Природоведение // Учебные программы для 1 класса. - Ч.4. - Черноголовка, 1993. - С. 11-18.

81. Кулькова Е.Ю. Прикладное искусство // Учебные программы для 1 класса. - Ч.5. - Черноголовка, 1993. - С. 23-27.

82. Кулькова Е.Ю. Природа. Домоводство // Частная школа, 1994. - № 2. - С.25, 26.

83. Кершите Н.Й. Живопись // Учебные программы для 1 класса. - Ч.5. - Черноголовка, 1993. - С. 32-35.

84. Кершите Н.Й. Я не учу, а только помогаю // Черноголовская газета, 1992, 9 апреля.

85. Семёнова Е.В. О музыкальных сочинениях // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.232.

Примечание. Кроме опубликованных работ, учителями разработано около 50 авторских учебных программ по всем школьным курсам.


Список опубликованных работ учеников Школы свободного развития

86. Абрамова Н. (5 класс) Встреча Ильи Муромца со Святогором // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.197.

87. Абрамова А., Стецышина С. (2 класс). Небылицы // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.53.

88. Анискина К. (5 класс). Символ мира // Метапредмет «Мироведение». - Черноголовка, 1993. - С. 64-67.

89. Анискина К. (6 класс). Пространство и время // Метапредмет «Мироведение». - Черноголовка, 1993. - С. 37-38.

90. Балихина К. и др. Сборник сказок // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.32-43.

91. Благоразумова А. Непонятные существа (1 класс) // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 35-37.

92. Благоразумова А. (2 класс). Пауки // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 113-115.

93. Благоразумова А. (2 класс). Экзаменационная работа самой себе // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.220.

94. Блехер А. Осень в музыке (2 класс) // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.241-242.

95. Бородулин А. Угадай алгоритм по рисунку // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.76-78.

96. Бородулин А. Загадки, считалки, колыбельные песни // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.28-31.

97. Васюков С., Персикова Т. Головоломка, чайновод // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.221-222.

98. Дворецкий С., Жемчужникова В. Родословная славянских богов. // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.183-194.

99. Дворецкий С. Робот на экране // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. -78-79.

100. Жемчужникова В. и др. Задачи по математике для 1-2 классов // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.65-67.

101. Жемчужникова В. Викторина по басням для 5 класса // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.54-55.

102. Жигарева В. “Змей давненько Перуна ждал...” // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.196-197.

103. Жукова Ю. и др. Свеча горела на столе, свеча горела... // Черноголовская газета, 1991, 11 января.

104. Заруцких Я. Прописи для маленьких и взрослых // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.226-227.

105. Заруцких Я. и др. Загадки, считалки, колыбельные песни// Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.28-31.

106. Кидалов Р., Сакалова Р. (1 класс) Придумай свой порядок букв // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.220.

107. Крючков А. Притчи о стихиях мира // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.146-147.

108. Кулагина Ю. Гном. Волшебное зёрнышко // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.47-49.

109. Кураксина М. (5 класс). То, чего нет в обычных школах // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.10.

110. Кураксина М. (5-6 класс). Музыкальные сочинения // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.233-240.

111. Кураксина М., Бруй К. (6 класс). Викторина по фразеологизмам // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.56-57.

112. Кудряшева Е. (5 класс). Росток // Метапредмет «Мироведение». - Черноголовка, 1993. - С. 60-61.

113. Кураксина М. Звездная книга Коляды // Учительская газета, 1995, 28 февраля.

114. Левыкин А. и др. Сборник сказок-задач // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.60-63.

115. Масленников С. (1 класс). Опыты с лентой Мёбиуса // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.68-69.

116. Матковская И. Под впечатлением эксперимента // Черноголовская газета, 1990, 14 декабря.

117. Мироненко А. (6 класс). Компьютерная программа “Грамматика” // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.79-82.

118. Орехова А.(3 класс). Откуда взялись боги // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.195.

119. Промыслова А. (5 класс). Характер моего камня. Язык березы // Метапредмет «Мироведение». - Черноголовка, 1993. - С.58, 61-62.

120. Промыслова А. (5 класс). Литературно-музыкальная композиция “Буря” // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.50-51.

121. Редькина М. (6 класс). Как произошла жизнь на земле? // Метапредмет «Мироведение». - Черноголовка, 1993. - С. 43-44.

122. Русакова А. и др. Загадки, считалки, колыбельные песни // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.28-31.

123. Сакалова Ф. Индивидуальная образовательная программа по мироведению// Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.154-158.

124. Сакалова Ф., Жемчужникова В. (5 класс). Славянская культура // Волхонка, 1995, 27 мая.

125. Сакалова Ф. Словарь слов из славянских мифов // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.202-204.

126. Сакалова Ф. и др. Грамматические сказки // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.39-42.

127. Сакалова Ф. Разговорный словарь в комиксах // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.228-230.

128. Сакалова Р. (1 класс) Загадки, сказки // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.28,33.

129. Сакалова Р. (1 класс). Муравей и розы // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.75-76.

130. Семенков Ж.(подг. класс). Сказка про живые буквы // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.34-35.

131. Сенчуков И. и др. (1 класс). Сочинения на английском языке // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С. 223-224.

132. Соловьёв А. Моя морская свинка // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.115-117.

133. Стецышина С. и др. Небылицы, викторины // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.53-56.

134. Шурова В. И др. (1 класс) Загадки, считалки, колыбельные песни // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.28-31.

135. Яблонская К., Жемчужникова В. Очерки // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.52-53.

136. Яблонская К. и др. Кроссворды и лабиринты // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.

137. Ярыкин П. Почему не существует шестого правильного многогранника // Школа творчества: Сборник ученических работ. - Ногинск: Изд-во ИЧП «Школа свободного развития», 1996. - С.70-72.


Внешние отзывы и рецензии об опыте работы ШСР

138. Экспертное заключение “Об экспериментальной деятельности ИЧП “Школа свободного развития” в период с 1992 по 1995 гг. / Департамент образования Моск. обл., Моск. пед. ун-т; В.И.Журавлев, П.И.Пидкасистый, Л.С.Хижнякова // Частная школа. - 1995. - №6. - С.81-84.

139. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - С. 69.

140. Василькова И. В поисках жанра // Новый мир, 1994. - № 2.

141. Анисимова Н. Отметка - и хлыст, и пряник // Педагогический калейдоскоп, 1994. - № 41.

142. Кутасова О. Такая вот история ... // Учительская газета. - 1996. - 18. - 30 апреля. - С. 8.

143. Независимая газета, 1992, 14 августа.

144. Леонидова И. В "Мыслителе" научат думать и творить // Культура. - 1995. - №49. - 16 декабря.

145. Матковская И. Под впечатлением эксперимента // Черноголовская газета, 1990, 14 декабря.

146. Латышева М. Будем знакомы // Черноголовская газета, 1993, 19 февраля.

147. Маляренко С. и др. С другого берега // Черноголовская газета, 1992, 31 января.

148. Боярченко В. и др. С этого берега // Черноголовская газета, 1992.

149. Николаева Н. К окончанию учебного года // Черноголовская газета, 1994, 4 июня.

150. Алькаева С. Облака на лимузине // Волхонка, 1994, 20 октября.

151. Громыхалина Н. В океане творческого духа // Богородские вести, 1996, 9 июля.

152. Изюмов И.А. Вы видите свет? // Конкурс "Учитель года России-97": Представление участников финала / Учительская газета. – 1997. - № 33-34. - 26 августа. – С.25.

---

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Школа свободного развития [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_free_development.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо