Человекосообразное образование
Предыстория термина «человекосообразное образование»
В 1990 году для обозначения реально происходящей в общеобразовательной школе
инновационной практики нами было предложено понятие «человекообразующее
обучение». На примере нашей собственной практики обучения физике в школе мы
показали цели и возможности данного типа обучения [1].
В качестве аргументов внедрения этого новшества выступали выводы из нашей
собственной практики работы учителем, а также анализ известных
человеко-ориентированных систем обучения.
Предложение нового типа обучения вызвало неоднозначную реакцию среди педагогов и
методистов того времени, а также дискуссию о возможности реализации заявленных
нами положений в существующей тогда школе [2].
Последние 20 лет в наших исследованиях прорабатывались отдельные направления
человекосообразного образования – свободно-развивающее,
личностно-ориентированное, природосообразное, эвристическое, продуктивное и др.
Но именно человекосообразный тип образования, на наш взгляд, является глобальным
инновационным резервом, способным кардинально изменить положение дел в
современной и будущей школе в направлении их гуманизации.
О понятии «человекосообразное образование»
Суть слов содержится внутри самих слов. Эту суть необходимо разглядеть.
Например, суть слова «человек» - это «чело веков», ум столетий.
Сообразный – это соответствующий образу.
Образование – делание, ваяние образа.
Человекосообразное образование - образование, которое происходит
сообразно человеку, заложенному в нём и создаваемому образу.
В качестве основного руководства к действию при проектировании и реализации
образования нами введён принцип человекосообразности – образование есть средство
выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему
миру. Этот принцип устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть
и реализовать заложенный в человеке потенциал.
Смысл человекосообразного типа образования
Понятие «человек» – более широкое, чем понятие «личность». Содержание понятия
«человек» включает в себя не только социальный аспект личности, но и такие
аспекты, как природосообразность, культуросообразность, богосообразность
(человек как созданный по образу и подобию Божью).
Человек являет собой собирательный и собирающий во времени образ
общечеловеческих достижений, «чело веков» – ум столетий. Поэтому
человекосообразное образование – понятие более ёмкое, основополагающее и
потенциально вариативное, чем личностно-ориентированное. Социальная роль
человека не является здесь доминирующей, как в случае с личностью, а выступает
«одной из» его ролей.
Смысл человекосообразного образования определяется смыслом человека. Существуют
различные понимания человека. В зависимости от ответа на вопрос «что есть
человек» устанавливается и реализуется та или иная система его образования.
В нашем понимании, у каждого человека есть своя система координат, по отношению
к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует
свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например,
в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но человеку
предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную
траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в
ряде случаев должен относиться, принимать их, например, осуществляя деятельность
в рамках группы, коллектива, школы, региона и т.п.
Подчеркнем отличие человекосообразного образования от
человекоориентированного или человекоцентрированного, такие
понятия тоже можно встретить в педагогической литературе. Сообразность – это
соответствие образу, а центрированность – это использование образа человека в
качестве объекта воздействия - мишени. Человекосообразное означает не
противоречащее образу человека, а происходящее в соответствии с этим образом.
Человекосообразное образование близко по смыслу к человекообразующему, в котором
образовывание человека и есть процесс его образования, т.е. перехода от
потенциально заложенной возможности к её воплощению в реальности.
Исходные установки для проектирования человекосообразного образования
1. Образование – процесс и результат образовывания человека.
2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
5. Содержание образования – среда для самореализации человека.
6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.
Сегодняшнее массовое образование, к сожалению, не ориентировано на человека. Я
считаю, что каждый из нас способен на большее, чем ему предоставляют
существующая система образования. Потенциал человека безграничен. Наша задача -
воплотить принцип человекосообразности образования в науку и практику
образования и помочь людям стать успешными в учёбе, в профессии, в жизни. Для
этого, прежде всего, нужно принять, что образование относится к человеку, в его
основе лежит понятие и сущность человека.
Проблемы для исследований
В исследовательском отношении возникают следующие вопросы, нуждающиеся в
решении:
1. Существует ли один общий для всех образ человека? Либо образ человека для
каждого человека свой.
2. Аналогичный вопрос об общем и уникальном образовании: возможно ли общее для
всех содержание образования?
3. Наличие противоречий, противоположностей – атрибут любого человека. Имеется
ли возможность непротиворечивого описания образа человека?
4. Отрицательные черты – такой же атрибут человека, как и черты положительные.
Означает ли это, что человекосообразным образованием следует считать как
развитие положительных, так и развитие отрицательных черт?
5. «Сообразность» в образовании относится не только к человеку, но и другим
сферам его внутреннего и окружающего мира: природе, культуре, Богу, социуму.
Каким образом определить соотношение и взаимодействие различных сообразностей в
общем образовании человека?
Литература
1. Хуторской А.В. Человекообразующее
обучение // Физика в школе. - 1990. - № 5. - С. 56-58; 1991. - № 2. -
С. 56-59.
2. Эткина Е.В. Возможно ли сегодня человекообразующее обучение?
// Физика в школе. – 1990. - №5. – С. 58-60.
3. Хуторской А.В.
Методология педагогики :
человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное
издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
4. Хуторской А.В. Телекоммуникации как
средство развития креативности человека // Человек и его изменение в
телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы
Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г.Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. –
С.31-38.
5. Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и
человекосообразного типов образования // Поликультурное образовательное
пространство: пути и формы интеграции / Сборник материалов Международного
научно-практического конгресса. V Славянские педагогические чтения, 1-2 ноября
2006 г. – М., 2006. – С.191-197.
6. Хуторской А.В. Почему необходим переход к
человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы
исследований //
Смыслы и цели
образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред.
А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.
7. Хуторской А.В. Наличие разных смыслов образования – условие
его человекосообразности // Диалог культур и цивилизаций в глобальном
мире: VII Международные Лихачевские научные чтения, 24-25 мая 2007 г. – СПб.:
СПбГУП, 2007. – С.392 – 395.
8. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в
обновлении современного образования //
Инновации в
образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. – М.: ЦДО «Эйдос»,
2009. – С.10-20.
9. Хуторской А.В. Цели и задачи научной школы
человекосообразного образования //
Ведём эксперимент в
школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред.
А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 8-16.
10. Хуторской, А.В. Научная школа человекосообразного
образования: концепция и структура // Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009.
№6(40). С. 4-11.
11. Хуторской А.В. Проектирование и реализации
человекосообразного типа образования: к обоснованию педагогического эксперимента
// Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины
[Текст] : [материалы Всерос. методол. конф.-семинара] / Гл. ред. В.В.Краевский;
ред. Р.В. Почтер. – Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2009. – С. 300-308.
12. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании
и педагогике // Идеологические аспекты методологического обеспечения
научных исследований : материалы Всероссийского методологического семинара /
науч. Ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.: МГУП, 2010. – С. 171-177.
13. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности в образовании
// Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 5. - С. 12-13.
14. Хуторской А.В. О социосообразном и человекосообразном
подходах к образованию: критика концепции, которая предписывает человеку только
одну функцию - исполнять функции общества // Педагогическая наука
сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского
методологического семинара / науч. ред. Е.В.Бережнова; сост. Н.В.Малкова. – М.:
МИОО, 2011. – С. 134-141.
15. Научная школа человекосообразного образования //
Эвристическое
обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.:
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –
С.9-15. (Серия «Инновации в обучении»).
16. Хуторской А.В. Человекосообразная дидактика Ж.-Ж.Руссо
// Историко-педагогический журнал. – 2012 - №2.
17. Хуторской А.В. Компетентностный подход с позиций
человекосообразного образования // Понятийный аппарат педагогики и
образования [Текст] : сб. науч. тр. / отв. Ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова.
– Вып. 7. – Екатеринбург : СВ-96, 2012. – С. 76-86.
18. Король А.Д. Человекосообразность сетевой педагогики:
дидактический аспект [Электронный ресурс] // Вестник Института
образования человека; 22.10.2011 г. –
http://eidos-institute.ru/journal/2011/0425-02.htm
19. Хуторской А.В. Стандарты образования, сообразные человеку
[Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 22.10.2011 г. –
http://eidos-institute.ru/journal/2011/0525-09.htm
---
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Человекосообразное образование [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/Chelovekoobraznoe_education.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
Твиттер.
|
|