: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Как задавать вопросы? Техника КЗВ  

 
 

24.04.2019 г.

Типы вопросов для применения на школьных научно-практических конференциях.


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Чему только не учат в школе: решать примеры, пересказывать параграфы, готовится к экзаменам. Но, вот чему почти не учат, и что очень полезно в жизни - задаванию вопросов.

Я обнаружил, что сами учителя часто не умеют задавать вопросов, видимо, им некогда этим заниматься. Как результат, ученики тоже задают весьма примитивные вопросы.

Между тем, в вопросах сокрыты не только ответы, в них таятся решения многих проблем – жизненных, профессиональных, потрясающей важности открытия. Вопрос бывает важнее полученного ответа, он может привести к такому ответу, который потянет на нобелевскую. В ходе ответов и вопросов рождается истина, вспомним того же Сократа.

Какие бывают типы вопросов

Классификации вопросов существует разные. Самая простая состоит из трёх вопросов, которую все знают благодаря известной телепередаче: «Что? Где? Когда?».

В английском языке выделяют 5 основных типов вопросов: общий вопрос, специальный вопрос, вопрос к подлежащему и его определению, альтернативный вопрос, разделительный вопрос. Источник: https://englishfull.ru/grammatika/tipy-voprosov-v-anglijskom.html

Семь наводящих вопросов собрал римский оратор Марк Фабий Квинтилиан: «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?» (Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?) На эти вопросы он рекомендовал ученикам отвечать в своих речах. Риторическая схема вопросов предназначалась для выяснения обстоятельств какого-либо действия. Сегодня данные вопросы имеют также эвристическую роль, поскольку повышают эффективность поиска идей. Подобные списки вопросов используются адвокатами, журналистами, бизнес-консультантами и др.

Свои типологии вопросов существуют в разных сферах. Например, в маркетинге есть так называемый Метод продаж СПИН, который основан на последовательном задавании специальных вопросов: Ситуативных, Проблемных, Извлекающий и Направляющих. Техника продаж СПИН имеет огромную популярность.

Приведём примеры таких вопросов:

1) Ситуационный вопрос – для кого подбираете товар? Себе или в подарок?
2) Проблемный вопрос – с какими трудностями вы сталкиваетесь?
3) Извлекающие вопросы – А вы считали, сколько вы переплачиваете за год?
4) Направляющие вопросы - А если бы вам предложили аналогичный товар за меньшую стоимость, вас бы это заинтересовало?

Нас интересует применение вопросов в образовании – на уроках, во время защиты индивидуальных творческих работ, на научно-практических конференциях, в командных турнирах и конкурсах.


Приведу функциональную типологию вопросов

1. Открытые и закрытые вопросы. У закрытых вопросов уже предполагается известный ответ. Лучше задавать открытые вопросы.

2. Личные и безличные. Личные - касаются собственной позиции, цели, отношения автора: "Для чего ты решил составить свою родословную?".

3. Контрольные вопросы - их цель проверить достоверность данных, полученных результатов, применяемых методов: "Каким образом ты получил данные в таблице 1?", " "Как вы объясните...?",

4. Наводящие вопросы - имеют желаемый ответ: "Вы, надеюсь, понимаете, что ..."

5. Провокационные вопросы - их задача поставить спрашиваемого в неловкое положение. Вопросы с подвохом, их лучше не применять.

6. Некорректные вопросы - неправильно поставленные, в основе которых ложные суждения.

7. Зондирующие вопросы - детализируют ответ: "Как вы к этому относитесь?"

8. Переломные вопросы - служат для удержания темы, смены темы, возвращения темы интервью в нужное русло.

9. Проективные вопросы - отвечая на них, автор проецирует личный опыт на ситуацию. Например, "Скажите, почему у одних учеников много друзей, а у других - нет?".


Как же задавать вопросы?


Приведу пример моего обращения к участникам 26-й дистанционной научно-практической конференции "Эйдос". Данные конференции мы проводим очно и дистанционно. Вопросы - непременный атрибут защиты работ.

Уважаемые ученики, учителя, родители! Сейчас идёт этап задавания вопросов авторам работ. Для учеников заданные ими вопросы будут учитываться в общей рейтинговой оценке. Задайте пожалуйста, качественные, содержательные вопросы авторам работ. Для построения вопросов используйте приведённые ниже типы вопросов. Старайтесь модифицировать данные формулировки, придумывать свои.

1. Вопросы на самоопределение: "Почему ты выбрал эту тему?", "Кто именно сделал заказ на результаты твоей работы?"

2. Вопросы по формулировкам: "Ты утверждаешь, что "цитата". Почему так, а не иначе?"

3. Вопросы-погонялки: "Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее".

4. Уточняющие вопросы - для выяснения каких-либо деталей: "Поясните, в чем заключается … (постановки задач, сложности, идеи решения, техника доказательства)".

5. Вопросы о терминах - которые входят в название темы, в цель работы, в полученные результаты: "Что вы понимаете под ...?", "Чем твоё понимание отличается от других?"

6. Вопросы о причинах: "Почему вы пошли именно этим путём?"

7. Вопросы о методах: "Какие и как использовались методы?", "Почему использовались … , а не …?"

8. Вопросы о структуре работы: "Почему у тебя опыт №3 оказался ранее опыта №4?"

9. Вопросы о преимуществах: "В чём преимущества и недостатки … (предложенной модели, метода решения и т.д.), по сравнению с известными?

10. Вопросы на понимание: "Правильно ли я понимаю?" И далее цитируется фраза, позиция. Как правило, после данного вопроса следует другой, исходящий из данного понимания.

11. Вопросы оппонента (критика): "Если поступить таким образом, как ты предлагаешь, можно получить негативный результат, который состоит в следующем ... Как ты предлагаешь решать эту проблему?".

12. Вопросы пропонента (поддержка): "Я применил твою рекомендацию и получился великолепный результат. Твоя гипотеза подтвердилась. Какие у тебя планы по продолжению проекта?".

13. Вопросы о новизне: "В чём новизна твоей работы по сравнению с другими?", «Чему ты научился, делая эту работу?"

14. Вопросы о востребованности и монетизации: "Кто именно заинтересован результатами твоей работы?", "Сколько стоит то, что ты сделал?", "Есть ли на рынке аналогичная продукция? Какова её цена?".

15. Вопрос-противоречие: "Твой вывод противоречит тому, как это происходит на практике. Что ты можешь про это сказать"?"

16. "Баба Яга против": "Я не согласна с твоим утверждением (цитата), потому, что .... Чем ты можешь возразить или как докажешь своё положение?"

17. Альтернативные вопросы - требуют, чтобы отвечающий выбрал меньшее из зол: "Что бы вы сделали, если...“.

18. Рефлексивные вопросы - вопросы на осознание выполненной деятельности: "Какие проблемы возникали в ходе работы и как ты их преодолевал?".

19. Вопросы о перспективе: "Какие проблемы остались нерешенными?", "Какие направления дальнейшего исследования по данной теме перспективны?", "Как Ваши результаты могут использоваться"

Приглашаю на конференции "Эйдос".

Задайте свои вопросы! Ответьте на вопросы, которые зададут вам.


==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Как задавать вопросы? Техника КЗВ.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.04.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/0424| 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019