:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Внешний образовательный продукт

Образовательный продукт – ключевой термин созданной концепции человекосообразного образования, а также её отдельных теорий и моделей. Например, образовательный продукт входит в понятийную основу дидактической эвристики, являясь целью и результатом эвристического обучения (А.В.Хуторской).

Одной из главных задач и характеристикой эвристического обучения является создание учащимися образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей.

Как свидетельствуют результаты научных исследований А.В. Хуторского, развитие личности учащегося и его самореализация наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (личностных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.

Под образовательной продукцией понимается, во-первых, внешние - материализованные продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и т.п.; во-вторых, внутренние - изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе.

Обе составляющие - материальная и личностная составляющие продукта, создаются учеником одновременно в ходе осуществления образовательного процесса.

В основе разделения образовательных результатов ученика на внешние и внутренние, лежит концепция педагогики русского космизма, согласно которой мир и человек взаимодействуют как подобные друг другу макро- и микросм.

Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика необходимо во взаимосвязи её внешнего материализованного проявления с внутренним - личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его деятельности.

Разделение образовательных продуктов на внутренние и внешние задаёт принцип диагностки и оценки результатов ученика: по внешним "плодам". То есть о личностных качествах ученика (знаниях, умениях, компетентностях) судят по создаваемым им образовательным продуктам, а не по результатам тестов.

Внешние (материализованные) продукты - начального уровня (примеры):

· идеи;
· догадки;
· художественные образы;
· символы;
· аргументы и доказательства;
· выводы и обобщения;
· сочинения;
· исследования;
· поделки;
· живопись;
· коммуникации;
· новые уровни межличностных отношений.

Внешние, создаваемые учеником образовательные продукты уровня произведений:

· литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение);
· произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка);
· произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства);
· результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия);
· педагогические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.).

Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной.

Деятельность ученика по их созданию носит поисковый характер.

Внешний творческий образовательный продукт - идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладает субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной.

Литература:

Хуторской А.В. Образовательный продукт - одно из центральных понятий нашей Научной школы. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 10.05.2019 г. – http://khutorskoy.ru/be/2019/0510/

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. – 720 с.

Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

---

Для ссылок:

Хуторской А.В. Внешний образовательный продукт
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, Твиттер.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2021

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо