Эвристическое обучение
Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к
диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами
как частный случая проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения,
эвристическое обучение оформилось только в 90-е годы XX века благодаря
исследованиям А.В. Хуторского и его научной школы.
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью
конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а
также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от
греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с
собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и
методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать
траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не
только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы
освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных
результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а
содержание образования создается в процессе его деятельности.
Основной характеристикой эвристического обучения является создание школьниками
образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных
образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. Под
образовательной продукцией здесь понимается, во-первых, материализованные
продукты деятельности ученика в виде суждений, текстов, рисунков, поделок и
т.п.; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном
процессе. Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в
ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.
Из сказанного следует, что рассматривать образовательную продукцию ученика
необходимо во взаимосвязи её внешнего материализованного проявления с внутренним
- личностными качествами, которые проявлялись, формировались и развивались в его
деятельности.
Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения
раскрывается в трёх основных целях:
- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с
собственными результатами;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из
образовательных областей с опорой на личностные качества.
Эвристическое обучение лежит в основе
Школы свободного
развития. Теорией эвристического обучения является
дидактическая эвристика.
Отличие эвристического обучения от проблемного и
развивающего
Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения -
усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем
специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения
построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или
направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет
расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и
ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
"Обучение в самом общем виде, - пишет М.И.Махмутов - один из основоположников
проблемного обучения, - это передача опыта старших поколений молодому
поколению". Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта
прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на
конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими
аналогами.
М.И.Махмутов считает, что "навыки продуктивного и творческого мышления
приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения (поскольку
знание - основа продуктивного мышления) и частично - в ходе решения задач" .
Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках:
"Репродуктивная деятельность - подготовительный этап к проявлению познавательной
деятельности более высоких уровней: эвристический и исследовательский" .
Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных
умений действия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если
она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на
возможность последующего творчества, создавая у детей шаблонные представления о
требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом
обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с её помощью
ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.
Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных
темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход: на математике,
физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п.
Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных
предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной
ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения,
придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.
Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и
соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет
методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками
собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими
теоретических элементов знаний.
И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в
эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся,
их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и
другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к
развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать
учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины.
Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В.Давыдов,
Л.В.Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не
только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей,
технологий, содержания образования.
Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает
знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание
образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе
деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего
образования; он - полноправный источник и организатор своих знаний, не менее
важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий,
определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей
деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира,
выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую
конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся.
В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых
образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими
достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь
усвоением внешнего материала.
Ссылки
Публикации
Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.
Учебное пособие. – Казань, 1994. – 247 с.
Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология
педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика,
1990. - С.218-221.
Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика,
1970. - 232 с.
Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента //
Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.
Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская
газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.
Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр.
- 1996. - №6. - С.18-32.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика.
Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии.
- 1998. - №4. - С. 55-75.
Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты
научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного
обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. –
544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")
Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения:
Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. –
(Педагогическая мастерская).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского.
— М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. —
М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –
198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.:
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208
с. (Серия «Инновации в обучении»).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В.
Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).
--
См. также около 100 публикаций по эвристике на странице
Дидактическая эвристика.
---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Эвристическое обучение
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Научная школа. –
http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
Твиттер.
|
|