:АВТО-ГРАФИЯ

А знаете ли вы, что ...

  • "Познай себя!" - написано на фронтоне дельфийского храма. Завет древних я пытаюсь исполнять в рубрике "Кто я?", а также на страничке "Люблю".

  • После окончания пединститута меня назначили завучем Сашкинской средней школы Калужской области, куда я был направлен по распределению. Все остальные учителя были как минимум на 15 лет старше меня. Это было не просто, но интересно.

  • Кандидатскую диссертацию по педагогике я защитил в 26 лет после годичной аспирантуры в НИИ СиМО АПН СССР. В эту аспирантуру я поступил, будучи учителем, случай по тем временам довольно редкий.

  • Докторская диссертация защищена в 1998 году на тему "Дидактические основы эвристического обучения".

  • Другие события из моей личной истории — в автобиографии.

  • Хотите узнать, что обо мне говорят мои коллеги? У вас есть и такая возможность.

  • Всё "подноготную" обо мне можно узнать в книге, выпущенной к моему 50-летию (скачать).

  • Мои сны: полёты, динозавры и прохождение сквозь стены

  • А может быть вас интересует, как со мною связаться?


ОФИЦИОЗ

Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, директор Института образования человека.

Член-корреспондент Российской академии образования (2006), действительный член (академик) Международной педагогической академии (1996), действительный член (академик) Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (2010).

Родился 6 октября 1959 г. В 1981 г. окончил физико-математический факультет Калужского государственного педагогического института им. К.Э. Циолковского. В 1986 г. после окончания годичной аспирантуры НИИ СиМО АПН СССР защитил кандидатскую диссертацию. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Дидактические основы эвристического обучения».

17 лет работал учителем, завучем, директором школы. В частности, работал учителем физики в школах Калуги, Калужской и Московской областей (1981-1989), преподавателем Орехово-Зуевского педагогического института (1986-1989), зав. кафедрой научно-естественного цикла школы №734 Центра воспитания гармоничной и социально активной личности АПН СССР (школа А.Н. Тубельского) (1989-1990), учредителем и директором Школы свободного развития в п. Черноголовка Московской обл. (1992-1997), докторантом и преподавателем кафедры педагогики Московского педагогического университета (1995-1998), с 1998 г. – зав. отделом проблем дидактики и психологии, зам. директора по научной работе Института общего среднего образования РАО (1998-2005), зав. лабораторией методологии общего среднего образования Института содержания и методов обучения РАО (2004-2011). С 2011 года директор Института образования человека (Москва).

В 1990-х годах организовал массовый педагогический эксперимент по эвристическому обучению детей, развитию их одарённости. Методики и технологии разрабатывались в авторской Школе свободного развития (1992-1997), применялись в ряде других школ. С 1998 года - организатор распределённой научной и образовательной деятельности на базе Центра дистанционного образования «Эйдос». Создал и реализовал с коллегами более 100 дистанционных проектов для педагогов и школьников. Автор и председатель оргкомитета Всероссийских конкурсов «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года»; «Современный урок», «Школьный сайт» и др. Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад (проведено более 700 олимпиад с числом участников более 250 тыс. человек).

Основатель научной школы человекосообразного образования. Обосновал и ввёл в педагогику принцип человекосообразности как основу субъектно-ориентированных методик обучения. Автор Доктрины образования человека в РФ (2014). Участник разработки концепции школьных образовательных стандартов (2002-2004). Председатель дистанционного Учёного совета Института образования человека. Руководит научными исследованиями в области человекосообразного, личностно-ориентированного, эвристического, дистанционного обучения.

Разработал теорию и методику компетентностного обучения, в которой разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека).  С 1990-х годов разрабатывает метапредметный подход. Автор концепции метапредметного подхода в проектировании и реализации образования. Автор дидактической эвристики - теории и технологии креативного обучения, имеющего целью развитие одарённости учеников средствами базовых учебных предметов.

Разработал и внедрил в практику модель распределенного обучения, на основе которой ежегодно проводится около 100 дистанционных эвристических олимпиад, конференций, конкурсов, курсов для школьников и педагогов. Разработал систему дистанционного профильного обучения.

Автор и редактор более 1000 опубликованных работ, посвящённых педагогике, дидактике, современным методикам и технологиям обучения. Наиболее известные книги: «Педагогика» (2019, 49 п.л.), «История педагогики» (2022, 42 п.л.), «Современная дидактика» (2001, 2007, 2021), «Дидактика» (2017), «Дидактическая эвристика» (2004), «История дидактики. Системы обучения от Античности до наших дней» (2021), «Педагогическая инноватика» (2005-2010), «Основы обучения: Дидактика и методика (в соавторстве с В.В. Краевским, 2007-2008); «Информатика и ИКТ в начальной школе : методическое пособие» (2009), «Интернет в школе» (2000). Соавтор курса «Информатика и ИКТ в начальной школе» (2007-2011), «Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10-11 кл.» (2007), «Метапредметный подход в обучении» (2012), «Компетентностный подход в обучении» (2013), «Методология педагогики: Человекосообразный подход» (2014), «Доктрина образования человека в Российской Федерации» (2015).

Редактор сборников  «Стать кандидатом наук. Как сделать и защитить диссертацию» (2023), «Функциональная грамотность в образовании» (2023), «Смыслы и цели образования» (2007); «Компетенции в образовании» (2007); «Эвристическое обучение» (5 томов, 2011-2020); «Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады» (2008); «Интернет-уроки» (2010); «На урок – в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» (2000); «Человек и его изменение в телекоммуникационных системах» (2004).

Главный редактор Вестника Института образования человека и журнала «Эйдос» (входят в РИНЦ).

Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (с 2008 г.).

Победитель ряда грантов, в том числе гранта Президента России для молодых докторов наук.

Награжден нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2002).

Лидер рейтинга научного цитирования (РИНЦ) среди 50 тыс. педагогов и психологов России, Индекс Хирша = 81.

Области интересов: методология образования, дидактика, педагогика, педагогическая инноватика, методология педагогики, дистанционное образование и повышение квалификации.

Женат, есть дочь.

Увлечения – путешествия (более 60 стран), фотография, видеосъемка, автомобиль, кандидат в мастера спорта по пулевой стрельбе.

Контакты:

Адрес: 125009, Москва, ул. Тверская, д. 9, стр. 7, офис 111.
Тел.: +7(495) 941-61-41
Персональный сайт: http://khutorskoy.ru
E-mail: andreykh@mail.ru

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023