:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Отчёт о работе Научной школы в 2006-2007 уч.году

A.V.Khutorskoy-Science-School-Otchet_2006-2007

Содержание

1. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Концепция и программа НШ
1.2. Диссертации
1.3. Инновационные проекты
1.4. Участие в грантах

2. НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
2.1. Проведение очных семинаров
2.2. Дистанционные научные конференции
2.3. Форумы научной школы
2.4. Участие в других научных мероприятиях

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
3.1. Развитие творческих способностей учащихся средствами дистанционных эвристических олимпиад
3.2. Подготовка педагогов на дистанционных курсах
3.3. Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года»
3.4. Научно-методическое сопровождение эксперимента в школах

4. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4.1. Монографии, книги
4.2. Сборники научных трудов, статьи
4.3. Интернет-журнал «Эйдос»
4.4. Электронные издания

===

1. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Концепция и программа НШ

Основной целью Научной школы (НШ) в 2006-2007 уч. году было «определение научно-педагогических предпосылок человекосообразного типа образования как основания для развития эвристического и смежных с ним типов обучения».

Эта цель достигнута, предпосылки определены и опубликованы в статье: Хуторской А.В. Почему необходим переход к человекосообразному образованию? К обоснованию концепции и программы исследований // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.9-25.

Основой предложенного подхода является человекосообразность образования, т.е. его ориентированность на запросы, возможности и предпосылки каждого учащегося. Предназначенность есть у каждого человека и задача образования – помочь выразить и реализовать её. Образование каждого – условие существования человечества. Поэтому в выборе приоритетов между социумом и личностью, человеком и человечеством, исходным является человек, а не общество или государство.

19-31 сентября 2006 года был проведён дистанционный методологический семинар, в ходе которого была разработана и опубликована первая версия Программы Научной школы А.В.Хуторского

В Программе НШ определены основные направления её деятельности, стартовые вопросы и темы исследований:
- Смыслы человекосообразного образования и способы его проектирования
- Инновационные механизмы эвристических технологий обучения
- Дистанционное образование и его место в общем образовании
- Цели и задачи творческого урока.
И др.

В то же время, философские, психологические и педагогические предпосылки человекосообразного образования ещё нуждаются в исследовании и детальном представлении. Главным образом, это представление должно быть понятно непосредственным организаторам и участниками образования – учителям, родителям учеников, администраторам, методистам.

Другие результаты НШ:

- Исследованы возможности дистанционных эвристических олимпиад как инновационного механизма усиленя креативности очного общеобразовательного процесса (А.В.Хуторской, Г.А.Андрианова и др.).
- В компетеностной составляющей человекосообразного образования сформулированы проблемы, цели и задачи исследований. Определены креативные компетенции, компетенции по некоторым предметам гуманитарного цикла, составлены программы эксперимента на базе школ. Подготовлен сборник науных трудов по данной теме.
- Предложена диалоговая технология проектирования эвристических заданий (А.Д. Король). Данный подход применён при составлении эвристических заданий для ряда дистанционных олимпиад.
- Исследованы особенности методики личностно-ориентированного обучения в дистанционном режиме. Данные особенности реализованы при разработке и проведении дистанционных курсов и семинаров для педагогов.
- Определены оптимальные условия деятельности распределённого образовательного учреждения, каковым является ЦДО «Эйдос». Разработаны и реализованы структуры деятельности его кафедр (Г.А.Андрианова, И.В.Жандармова, А.Д.Король, М.А.Липчанская, К.А.Одинец, Ю.В.Скрипкина, Е.В.Шерстова).

1.2. Диссертации

В направлении человекосообразного, эвристического, дистанционного образования ведётся несколько диссертационных исследований на соискание учёной степени докторов и кандидатов педагогических наук.

Над докторскими диссертациями работают Андрианова Г.А. Король А.Д., их темы включают педагогические и инновационные составляющие распределенного эвристического образования, диалоговую составляющую образования, другие вопросы. По индивидуальным планам ведутся кандидатские исследования.

Промежуточные результаты диссертационных исследований обсуждены на заседаниях лаборатории методологии образования.

В качестве проблемы выявлен недостаточный охват проблематики НШ в диссертационных формах. Многие актуальные для теории и практики проблемы НШ пока не обозначены в виде диссертационных исследований. Необходимо более широкое вовлечение в данный вид деятельности педагогов-практиков, реально занимающихся отмеченными проблемами.

1.3. Инновационные проекты

В 2006-2007 уч. году реализованы следующие инновационные проекты:

Олимпиады-исследования. Разработаны и проведены дистанционные эвристические олимпиады нового типа – исследования. В следующем году планируется продолжить эксперимент по расширению типов олимпиад (олимпиады-задачи, олимпиады-игры, олимпиады-путешествия и т.д., провести сравнительный анализ полученных данных.

Педагогическая олимпиада. Проведена первая педагогическая дистанционная эвристическая олимпиада, в которой приняли участие учителя, студенты педагогических колледжей и вузов. Данный тип олимпиад планируется развивать, в том числе и в направлении дистанционных методических олимпиад по учебным предметам.

SMS-олимпиады. SMS-задания были включены в дистанционную эвристическую олимпиаду по информатике и показали возможность проведения олимпиад в данной форме. Были разработаны требования к эвристическим SMS-заданиям.

ЕГЭ-олимпиады. В формате международных профильных олимпиад в качестве эксперимента проведена дистанционная эвристическая ЕГЭ-олимпиада. Данный формат для эвристических олимпиад признан неэффективным.

Инновационные научные исследования в рамках НШ ведутся и организуются сотрудниками кафедры педагогики ЦДО «Эйдос». Для их реализации сделано следующее. Разработаны: инструкции по конструированию содержания и технологии проведения дистанционных курсов, инструкции по рецензированию курсов, разработки принципов проектирования заданий к ЕГЭ-олимпиаде, педагогической олимпиады.

Выявлена недостаточна связь НШ с зарубежными образовательными учреждениями. Необходима разработка концепции развития международного сотрудничества (Андрианова Г.А., Свитова Т.В.).

Связь НШ с вузами имеется, но недостаточно продуктивна. Студенты участвуют в дистанционных олимпиадах и курсах, но их процент достаточно мал. Необходима концепция развития данной работы и планирование мероприятий.

1.4. Участие в грантах

В 2006-2007 НШ продолжила реализацию проекта № 06-06-00243а на тему «Педагогические основы творческой самореализации учащихся общеобразовательных школ в системе дистанционных эвристических олимпиад». Грант на реализацию проекта на конкурсной основе выделен Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). Научный руководитель проекта: д.п.н. А.В.Хуторской.

В качестве результата этой деятельности планируется выпустить сборник научных трудов (декабрь 2007 г.).

---

2. НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

2.1. Проведение очных и дистанционных семинаров


В рамках НШ проведены следующие очные и дистанционные семинары:

«Инновации на уроке» - Очный выездной научно-педагогический семинар, пос.Листвянка (Байкал), 2-6 июля 2007 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Опытно-экспериментальная работа Научной школы» - Заседание лаборатории методологии образования, г.Москва, 14 июня 2007 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Смыслы и цели образования: инновационный аспект» – Очный методологический семинар, г.Москва, 20 апреля 2007 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Компетенции в школьном образовании» - Очный оргдеятельностный педагогический семинар, г.Сургут, 15-16 декабря 2006 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Как разработать диалоговое эвристическое задание» - Дистанционный методологический семинар, 24-31 октября 2006 г. Ведущий А.Д.Король.

«Программа деятельности Научной школы» - Дистанционный методологический семинар, 19-31 сентября 2006 г. Ведущий А.В.Хуторской.

«Технологии творческого обучения» - Выездной научно-практический семинар, п.Ольгинка Краснодарского края, 16-22 июля 2006 г. Ведущий А.В.Хуторской.


2.2. Дистанционные научные конференции

25-29 апреля 2007 года проведена I-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция (Липчанская М.А.). Конференция явилась органичным продолжением дистанционных Эйдос-классов, которые проводятся с 2004 года.

21 августа - 8 сентября 2007 года проведена IX-Я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Компетенции в образовании» (667 участников из 31 образовательного учреждения).

На конференциях, семинарах и форумах продуктивно участвуют Хуторской А.В., Король А.Д, Андрианова Г.А., Кулешова Г.М., Свитова Т.В., Озеркова И.А., Жандармова И.В., Шерстова Е.В., Скрипкина Ю.В. Их статьи публикуются в изданиях НШ.


2.3. Форумы научной школы

Адрес форумов - http://khutorskoy.borda.ru

По состоянию на сентябрь 2007 года в форумах Научной школы зарегистрировано 303 участника. Количество посещений форума – около 200 в день. Рекорд посещаемости форумов – одновременно 131 человек был установлен 04.07.07 г.

Всего в 17 разделах форума обсуждается 119 тем:

Модернизация образования
• Выход из капкана
• Философия и методология образования
• Инновации в образовании

Дидактическая эвристика
• Основы теории эвристического обучения
• Эксперимент в школе
• Современный урок

Дистанционное образование
• Педагогические основы дистанционного обучения
• Технологии личностно-ориентированного обучения с помощью телекоммуникаций
• Дистанционные олимпиады, курсы, проекты

Практика Научной школы
• Научная школа для учителя
• Научная школа для администратора
• Научная школа для методиста
• Научная школа для вузов

Ведём исследование, эксперимент. Пишем диссертацию, книги, статьи
• Диссертации по педагогическим и психологическим специальностям
• Как написать и опубликовать статьи, тезисы, книги
• Как стать и быть исследователем Научной школы А.В.Хуторского

Форумы НШ используются как для непрерывной деятельности, так и для проведения определённых мероприятий в установленные сроки. Для ряда дискуссионных тем имеются закрепленные представители НШ.


2.4. Участие в других научных мероприятиях

Представители НШ участвовали в мероприятиях как самой НШ, так и в других конференциях, семинарах.

Андрианова Г.А. выступила с докладом «Гуманистические возможности распределенного эвристического обучения в телекоммуникационном пространстве» на VII-х Лихачевских чтениях в С.Петербурге, 24-25 мая 2007 года.

А.В.Хуторской выступил на следующих мероприятиях:

- Международная конференция в г.Гродно (республика Беларусь) с докладом «Дидактическая эвристика – теория и технология развития одаренности учащихся», 5 апреля 2007 года.
- Международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения И. Я. Лернера, г. Москва, 9 апреля 2007 года.
- Всероссийская конференции в Ростове-на-Дону, 23-24 ноября 2006 г.
- Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, 28 ноября 2006 г.
- Всероссийский семинар по методологии педагогики, Москва, 16 ноября 2006 г.
- ГосДума РФ, «круглый стол» по развитию дистанционного образования, 13 ноября 2006 г.

19 апреля 2007 года состоялось обсуждение докторских диссертаций Г.А.Андриановой, А.Д.Короля и кандидатской диссертации Г.М.Кулешовой.

14 июня 2007 года проведено заседание по итогам опытно-экспериментальной работы НШ (Ю.В.Скрипкина, Е.В.Чмелева, Т.В.Смирнова), обсуждению темы кандидатской диссертации (И.А.Озеркова), компетентностному подходу (С.Г.Воровщиков).

---

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

3.1. Развитие творческих способностей учащихся средствами дистанционных эвристических олимпиад


Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады – наиболее массовая форма реализации концепции НШ в части развития креативных компетенций учащихся общеобразовательных школ. Эти олимпиады выступают также одним из наиболее эффективных инновационных механизмов по внедрению дидактической эвристики в общеобразовательный процесс.

В 2006-2007 учебном году проведено 38 дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие 28306 человек.

В течение учебного года было проведено несколько новых олимпиад. Впервые принять участие в олимпиадах было предложено «взрослым» (студентам, учителям и т.п.).

Разработку и проведение олимпиад осуществляли 7 дистанционных кафедр: естествознания, информатики, математики, русского языка и литературы, иностранных языков, обществоведения, педагогики.

Кафедрами информатики и математики (независимо друг от друга) была опробована технология проведения экспертной оценки олимпиадных работ. Высказано пожелание о разработке отдельных критериев оценки для различных возрастных групп и с учетом специфики предмета.

С целью научного анализа хода исследований проведено анкетирование локальных координаторов (ЛК) эвристических олимпиад, учителей-предметников, администраторов школ.

По итогам опытно-экспериментальной работы опубликованы статьи представителей НШ и сотрудников ЦДО «Эйдос», на базе которого осуществляется основная опытно-экспериментальная работа НШ.

3.2. Подготовка педагогов на дистанционных курсах

Дистанционная подготовка педагогов по основным направлениям деятельности НШ является одной из её задач. На базе ЦДО «Эйдос» в 2006-2007 учебном году проведено курсов, в которых приняли участие жители 76 городов и поселков из 27 регионов России, а также из Республики Белорусь.

Цель курсовой и проектной деятельности: повышение квалификации, совершенствование профессионального мастерства, выявление творческого потенциала работников образовательных учреждений, школьников и студентов, а также сотрудников ЦДО «Эйдос» на основе креативной оргдеятельностной технологии, разработанной в НШ.

В течение учебного года разработано 25 новых дистанционных курсов, в их разработке приняло участие 13 специалистов. В проведении дистанционных курсов приняли участие 24 педагога.

В дистанционных курсах и проектах приняло участие 724 взрослых и 312 детей.

За прошедший год выпущено 29 номеров рассылки «Дистанционные курсы».

Рефлексивные записи ведущих курсов позволяют выделить положительный опыт проведения дистанционных курсов, а также проблемы. Основной трудностью реализации дистанционного курса является начальный этап – «психологический» – необходимый для того, чтобы убедить участников-курсантов в том, что и дистанционное общение ничуть не уступает очному и, более того, имеет ряд преимуществ.

При проведении дистанционных курсов применялись следующие виды деятельности курсантов:
• Изучение учебного модуля
• Выполнение заданий по курсу
• Участие в телеконференции
• Занятия на учебном форуме
• Чат-занятие
• Консультация дистанционного педагога
• Изучение комментированных дистанционным педагогом работ участников курса

Среди удачных форм работы следует отметить работу учебных форумов и занятия в Чат-школе. В течение года в Чат-школе проведено более 50 чат-занятий с курсантами. Учебный форум продуктивно используется педагогами: Г.М.Кулешова, Ю.В.Скрипкина, О.А.Завьялова, К.А.Одинец, Е.О.Брицкая, В.В.Воронина, А.Г.Разумова и др.

В то же время технология курсовой деятельности нуждается в новых формах. Необходимо научное внимание отдельным элементам проектирования новых курсов, система их рецензирования, приёмки, экспериментальной проверки новых элементов курсов. Актуально направление разработки учебных текстов (модулей), заданий эвристического типа.

3.3. Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года»

С 21 октября по 12 декабря 2006 года проведён VIII-й Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». В конкурсе зарегистрировано 116 участников, среди которых учителя, методисты, воспитатели, администраторы.

Конкурсанты приняли участие в программе деятельности НШ, обсудили ряд научно-педагогических проблем на форумах НШ.

3.4. Научно-методическое сопровождение эксперимента в школах

Работа с экспериментальными площадками велась, в основном, с помощью дистанционных мероприятий – конференций, семинаров, курсов. В будущем необходимо переходить к более точечной и комплексной работе, позволяющей системно анализировать происходящие изменения в учебном процессе и его результатах, в том числе и для выделяемых в качестве зоны внимания отдельных учеников и педагогов.

Необходимо обозначить конкретные формы, направления и подготовить реалистичные программы деятельности для учителей-экспериментаторов, которые работают в направлении задач Научной школы.

Требуется разработать технологию инновационного процесса по дистанционному внедрению эвристического обучения в практику общеобразовательных школ (Андрианова Г.А.).

Начата разработка положения о создании в школах экспериментальных классов для апробации творческих учебных процессов, организуемых в рамках Научной школы (М.Н. Рыскулова), однако реальной деятельности в этом направлении пока нет.

В ходе исследований разработаны материалы нового курса «Эвристическая технология проектирования учебных курсов и программ», где определены возможности интеграции новых информационных и педагогических технологий в направлении концепции Научной школы (Кулешова Г.М.)

Во время очного выездного семинара (Байкал) одна из проблемных групп разработала материалы, необходимые для научно-методического взаимодействия НШ со школами, планирующими экспериментальную работу. В дальнейшем нужно их доработать и положить в основу заключаемых со школами договоров по научно-методическому сопровождению их экспериментальной деятельности.

---

4. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Монографии, книги


Основные книги, опубликованные за отчётный период в направлении деятельности НШ:

Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

Хуторской А.В. Образовательное пространство СНГ - проблема сравнительной педагогики: Научное издание. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. – 247 c.

4.2. Сборники научных трудов, статьи

В рамках развития идей НШ проанализированы и опубликованы в виде докладов и статей результаты проведённых дистанционных мероприятий (олимпиад, курсов, проектов, семинаров и др.), а также исследований, проведённых на их основе.

Научной школой подготовлен и опубликован сборник научных трудов, в котором приняло участие 16 докторов наук:

Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

За год представителями НШ подготовлено и опубликовано более 30 статей, в которых проведен анализ полученных результатов опытно-экспериментальной и научной деятельности.

4.3. Интернет-журнал «Эйдос»

Адрес журнала - http://eidos.ru/journal/index.htm

За уч. год в Интернет-журнале «Эйдос» размещено около 60 присланных авторами или полученных от НШ статей.

Основные рубрики, в которых публикуются статьи:
• Научные исследования
• Модернизация образования
• Дистанционное образование
• Эвристическое обучение
• Методика в школе

Содержание журнала является востребованным среди пользователей Интернета (около 200 посещений в день). В ряде случаев статьи журнала применяются для обсуждения на форумах, проведения занятий НШ.

4.4. Электронные издания

В издательстве НШ за год подготовлено около 50 электронных изданий – научных, методических, учебных. Форму электронных изданий получили материалы проведенных олимпиад, проектов и др.

Участники очных семинаров НШ обеспечивались не только бумажными изданиями, но и комплектами текстовых и аудио-материалов на CD-Rom.

В результате можно сделать вывод, что электронная форма публикации результатов исследований занимает по своей востребованности не меньшую роль, чем традиционные бумажные публикации.

---

ВНИМАНИЕ! Данный текст можно копировать, тиражировать и распространять в бумажном и электронном виде исключительно в целостном виде со следующей ссылкой: (С) Научная школа А.В.Хуторского, 1988-2007; http://khutorskoy.ru/science/ E-mail: andreykh@mail.ru. Следите, пожалуйста, за хроникой деятельности Научной школы на указанном сайте. Для получения оперативной информации подпишитесь на электронную рассылку Eidos-List по адресу http://eidos.ru/list/


---

См. далее:  Конференции, семинары Научной школы.
 


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо