:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Программа исследований (версия 2007.10.31)

 Программа Научной школы А.В.Хуторского 

Достижениями последних лет являются устойчивые педагогические тенденции – личностная ориентация образования; введение профильности, индивидуальных образовательных программ и траекторий учащихся; развитие и расширение эвристического обучения, главным образом в форме дистанционных эвристических олимпиад; продуктивная образовательная направленность школ - на создание учениками портфолио; использование Интернет-технологий и ресурсов для расширения миропонимания ученика и учителя, открытости и открываемости мира с помощью информационных телекоммуникаций.

Перечисленные тенденции вносят в педагогику и практику образования новые понятия, принципы, формы, методы обучения. Например, понятие «индивидуальная образовательная траектория» заставляет пересматривать подходы к отбору содержания образования, технологиям обучения.

Изменения в образовании, обусловленные его изменяющейся и изменяемой сущностью, а также сама жизнь являются источниками проблем, решение которых актуально для каждого человека – ученика и его родителя, педагога и ученого, управленца и политика.

Для учителей, которые в свое время изучали традиционную классическую педагогику, дидактику, методики, Научная школа станет путеводителем по новшествам, которые произошли в теории и методике обучения за последние годы. Эти новшества относятся к человекосообразному типу образования, которое ставит целью реализацию заложенного в учениках потенциала, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и деятельности.

Цели и задачи Научной школы

Научная школа объединена не только тематическими и организационными рамками, но и общей системой взглядов, идей, традиций, относящихся к пониманию человека и его образования.

Цель Научной школы: проектирование и реализация человекосообразного типа образования, обеспечивающего личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности.

Основная задача Научной школы - создать образ новой современной школы, в которой происходит продуктивное эвристическое обучение, используются компьютерных технологии и Интернет.

Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!»

Ключевые понятия и проблемы, по отношению к которым происходит постановка целей и задач Научной школы:

1. Человек, потенциал человека, образ человека, его миссия.

2. Мир, образ мира, по отношению к которому реализуется человек.

3. Реализация потенциала, миссии человека. Как это должно происходить, с помощью чего.

4. Смыслы и цели образования, направленные на реализацию человеческого потенциала. Природосообразные, культуросообразные образовательные модели и системы. Здоровьесберегающие технологии. Человекосообразные стандарты, деятельностные программы и учебники, уроки, направленные на развитие учеников средствами учебных предметов.

5. Научные основы образования, направленного на реализацию человеческого потенциала: педагогические, психологические, дидактические, методические концепции, теории, технологии, методики, приёмы, средства.

Человек – "чело веков", т.е. ум столетий. Человекосообразность – ключевой термин Научной школы. Существуют различные понимания вопроса «Что есть человек». Это не только предмет философии. В зависимости от понимания человека и его миссии устанавливается и реализуется та или иная система его образования, т.е. определяются педагогические, дидактические, методические ориентиры.

В нашем понимании у каждого человека есть своя система координат, по отношению к которой он живет и действует, устанавливает ценностные основания, реализует свой путь. Существование иных систем координат и измерителей возможно (например, в виде общечеловеческих, религиозных или иных ориентиров), но каждому человеку предоставляется право на собственную систему координат, на индивидуальную траекторию движения по отношению к ней. К любым другим системам он может, а в ряде случаев должен относиться, согласовывать с ними свои принципы и действия, принимать их, например, осуществляя деятельность в рамках группы, коллектива, школы, вуза, региона, страны и т.п.


Какие проблемы решает Научная школа?

Прежде всего, реальные и актуальные для современного образования. Основная проблематика Научной школы определяется: а) существующей реальностью, процессами в образовании и науке, б) конкретными фактами, подтверждающими их реальность; в) проблемами, необходимыми для решения с научной точки зрения.

Приведём примеры проблем, которые актуальны для Научной школы.

К.А.Одинец, зав. кафедрой обществознания ЦДО «Эйдос»:

Отставание официальной школы проявляется на уровне ведения урока. Учитель, разрабатывая план урока, не всегда видит конкретного ученика, которому адресуется материал, не выстраивает содержание урока, его основные ключевые моменты, исходя из конкретной ситуации, не видит необходимости и не умеет создать условия для формирования общих целей урока. Огромной проблемой является неумение ставить цели, совместно формулировать их с учеником. Отсутствие цели приводит не просто к непродуманному уроку, неконкретным результатам, самой страшной здесь является дезориентация ученика. Не понимая целей своего присутствия на уроке, ученик в лучшем случае защищается, т.е. ведет себя агрессивно, в худшем - пассивно наполняется информацией, которой не находит применения, в которой не видит смысла. Эта проблема должна решаться на уровне конкретного учителя (овладение навыками целеполагания, рефлексия деятельности и т.д.), на уровне администрации (четкое формулирование целей, прогнозирование результатов, оценка и мониторинг), департамента образования и т.д. Научная школа имеет методики и технологии решения данных проблем.

Отставание официальной школы в условиях информационного взрыва, когда учитель по старинке транслирует информацию, а ученик обязан ее воспроизводить. Репродуктивный уровень не просто не соответствует духу времени, но и развращает ученика, делает его простым потребителем информации, лишает его возможности самостоятельного добывания и последующей обработки и интерпретации. Научная школа предоставляет возможность человеку самому быть творцом своего образования, учит его самостоятельно выстраивать собственную образовательную траекторию, выбирать темп и средства, формировать образ окончательного продукта и нести ответственность за полученный результат. Быть успешным в дальнейшем может стать только человек, способный самостоятельно планировать, определять жизненные цели и приоритеты, достигать поставленных целей и выстраивать собственную парадигму развития.

Многие школы объявляют себя инновационными, становятся экспериментальными площадками, но не имея подготовленных кадров, способных воспринимать новое, быть мобильными, эксперимент начинает вязнуть. Имею собственный опыт работы в учебном заведении, являющемся экспериментальной площадкой республики по Дальтон-технологии. Прекрасная идея в руках неподготовленных педагогов превратилась в страшное оружие против детей. Учителя используют Дальтон-час для довыполнения программы, этот лишний час оборачивается огромными энергозатратами, потерей времени и здоровья детей. Без подготовки квалифицированных кадров, не воспитав учителя, смотрящего в будущее, невозможно продвинуть даже мало-мальски здравую идею.

Научная школа и ЦДО «Эйдос» имеют необходимый арсенал средств для научно-методического обоснования, разработки и сопровождения экспериментальной деятельности школ. Это дистанционные курсы для педагогов, семинары и мастер-классы для студентов педагогических специальностей, разработка циклов курсов учебного и методического содержания. Для оформления отношений с экспериментальными площадками, отдельными учителями-экспериментаторами заключаются договора.


Стартовые вопросы и темы исследований Научной школы

1. Кому и зачем необходимо образование?

Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.

Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.

Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем.

2. Как определять смыслы и проектировать цели образования?

Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.

Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.

Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.

Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).

Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:

• цели в учебном процессе,
• цели в учебном курсе,
• цели школы, гимназии, лицея
• цели в инновационной школе,
• цели системы обучения.

Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.

3. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения

Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.
Ситуативное обучение – технология развития одарённости.
Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.
Эвристические методы и формы обучения
Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?
Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.

4. Дистанционное образование и его место в общем образовании

Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.
Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.
Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?
Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.
Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.

5. Планирование обучения. Опыт и технологии

Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.
Планирование экспериментального учебного процесса.
Постановка целей в учебном предмете.
Обучение целеполаганию учеников и педагогов.
Цели и задачи творческого урока.


Ближайшие планы Научной школы

Программа исследований Научной школы включает в себя деятельность как учёных, так и учителей-экспериментаторов, методистов, администраторов образовательных учреждений, т.е. имеет разные уровни и ракурсы:

• философский
• методологический,
• проектировочный,
• инновационный,
• методический,
• опытно-экспериментальный,
• массовый.

Общие задачи

1. Ввести основные положения Программы Научной школы в содержание и структуру деятельности ЦДО «Эйдос», его сотрудников, локальных координаторов. Определить исследовательские и опытно-экспериментальные задачи дистанционной деятельности.

2. Конкретизировать приоритетные направления исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно к общеобразовательной практике школ и учителей – сотрудничающих с ЦДО «Эйдос».

3. Организовать постоянно действующие семинары на базе форумов Научной школы - http://khutorskoy.borda.ru

4. Осуществить координацию текущих и будущих диссертационных исследований с Программой Научной школы.

5. Оформить взаимодействие Научной школы с экспериментальными площадками (школами, вузами и др.) и отдельными исследователями, учителями-экспериментаторами. Заключить договора на научное руководство, учебно-методические услуги, проведение курсов и др.

6. Составить программу очных (выездных) мероприятий Научной школы. Реализовать её на хозрасчетной основе.

7. Реализовывать основные направления Научной школы с помощью очных и дистанционных методологических семинаров.


Плановые инициативные задачи
(в скобках указаны кураторы):

Концептуальные и организационные задачи. Эксперимент

• Определить научно-педагогические предпосылки человекосообразного типа образования как основания для развития эвристического и смежных с ним типов обучения (Хуторской А.В.)
• Разработать Концепцию Научной школы и опубликовать её на сайте, в СМИ (Хуторской А.В., зав. кафедрами).
• Разработать программу создания кафедр Научной школы А.В.Хуторского в ВУЗах (М.Н. Рыскулова, О.А.Завьялова, Дьякова М.Б.).
• Разработать положение о создании в школах экспериментальных классов для апробации творческих учебных процессов, организуемых в рамках Научной школы; создать на основе данного положения экспериментальные школы А.В.Хуторского (М.Н. Рыскулова, Кулешова Г.М.).
• Составить информационную памятку-презентацию для учителей-экспериментаторов, работающих или желающих работать в направлении Научной школы с целью помощи в научном обосновании своего эксперимента, его апробации, оформления (К.А. Одинец).
• Провести очные семинары Научной школы в Москве, на Байкале Алтае и др. (А.В.Хуторской, Андрианова Г.А.)

Связь с вузами, школами, другими организациями

• Оформить взаимодействие Научной школы с экспериментальными площадками (школы, вузы и др.), заключить договора на научное руководство или учебно-методические услуги или проведение курсов (Хуторской А.В., Жандармова И.В.).
• Связаться с зарубежными англоязычными и русскоязычными образовательными и иными учреждениями для организации сотрудничества с позиций философии, психологии, педагогики Научной школы (Андрианова Г.А., Свитова Т.В.).
• Разработать и начать реализацию систему занятий Центра со студентами по освоению методов работы дистанционного педагога (Завьялова О.А.).
• Разработать новые дистанционные курсы и семинары по проблемам, заявленным Научной школой (Андрианова Г.А., кафедра педагогики).
• Разработать программу по дистанционной переподготовке учителей математики в направлении Научной школы (Жандармова И.В.).

Проблемные задачи

• Разработать технологию инновационного процесса по дистанционному внедрению эвристического обучения в практику общеобразовательных школ (Андрианова Г.А.).
• Разработать механизм согласованного взаимодействия и преемственности целей, поставленных различными субъектами образовательного процесса на разных уровнях системы образования в направлении концепции Научной школы.
• Разработать перечень качеств учащихся, формирование и развитие которых должно контролироваться учителем. Описать возможные уровни сформированности качеств и способов оценки этих уровней.
• Разработать критерии оценивания творческой деятельности дистанционных учащихся (Андрианова Г.А.).
• Спроектировать и реализовать диалоговый компонент содержания дистанционных курсов и эвристических олимпиад. Разработать и внедрить диалоговую технологию проектирования эвристических заданий (Король А.Д.).
• Определить возможности интеграции новых информационных и педагогических технологий в направлении концепции Научной школы (Кулешова Г.М.).
• Разработать и реализовать концепцию «Сайт как инструмент запуска творческих, развивающихся процессов» (Завьялова О.А.).

Научно-методические задачи

• Разработать и провести Всероссийскую дистанционную педагогическую олимпиаду для студентов и педагогов (Король А.Д.)
• Разработать структуру и содержание SMS-олимпиады в соответствии с принципами Научной школы, осуществить пробное испытание (Галанов А.Б.)
• Разработать методические рекомендации для сотрудников Центра по обеспечению, контролю и оценке реализации учащимися индивидуальных образовательных траекторий во время участия в дистанционных олимпиадах и курсах ЦДО «Эйдос» (Кулешова Г.М.).
• Разработать рекомендации по постановке учителями, школами целей образования (творческий компонент целей) в процессе личностного целеполагания ученика как субъекта собственного образования (Кулешова Г.М.)
• Разработать и провести Всероссийскую дистанционную ученическую конференцию (Король А.Д.)

Ресурсные задачи. Конференции. Публикации

• Разработать и реализовать оргдеятельностную структуру построения учебно-методических электронных изданий с опорой на концептуальные направления Научной школы (Завьялова О.А.)
• Определить темы в рамках Научной школы и организовать форумы по данным темам. Подготовить на основе проводимых форумов материалы для сборника Научной школы (Хуторской А.В., Андрианова Г.А., зав. кафедрами).
• Рассмотреть условия, возможности и концепцию создания учебников по основным школьным дисциплинам для эвристического типа обучения (Озеркова И.А., М.Н. Рыскулова).
• Подготовить и опубликовать сборники научных трудов с Концепцией и статьями представителей Научной школы (Хуторской, А.В., Андрианова Г.А., Король А.Д.).

Вакантные темы

• Разработать и апробировать структуру и технологию проведения очно-дистантных профильных курсов эвристической ориентации для школьников.
• Разработать и реализовать типологию эвристических олимпиадных заданий.
• Разработать направления интеграции методов эвристического обучения с общеобразовательным процессом.
• Разработать и внедрить форму проведения дистанционных курсов в форме веб-форумов.
• Разработка и реализация условий для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся
• Определить соотношение между целевым и рефлексивным компонентом заданий дистанционных олимпиад и курсов.
• Организация сетевой образовательной среды, соответствующей концепции, стратегии и целям Центра дистанционного образования «Эйдос» с помощью сайта и других электронных ресурсов.

---

См. далее:  Конференции, семинары Научной школы.
 


© А.В.Хуторской, 1997—2023

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо