:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Новости Научной школы

27.09.2007 г.

Идёт подготовка сборника на тему "Дистанционные эвристические олимпиады". Пока ещё можно прислать статью.

О подготовке сборника трудов на тему: "Дистанционные эвристические олимпиады:  Педагогические основы"

В 2007 году исполнилось 10 лет со дня проведения первой дистанционной эвристической олимпиады. С тех пор в олимпиадах приняло участие более 100 тыс. человек. Настало время осмыслить данный феномен, рассмотреть особенности реализации глобальной педагогической инновации.

Центр дистанционного образования «Эйдос», Научная школа А.В.Хуторского, лаборатория методологии образования ИСМО РАО приглашают учителей, администраторов, методистов, научных сотрудников, локальных координаторов и участников Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад принять участие в подготовке сборника трудов, посвящённого дистанционным эвристическим олимпиадам (ДЭО).

Адрес данного объявления - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0927.htm

Цели сборника: проанализировать опытно-экспериментальную деятельность по разработке и проведению Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад; предложить научные обоснования  структуре, содержанию и технологиям этих олимпиад; обозначить и предложить решения проблем, связанных с влиянием ДЭО на общеобразовательный процесс;  раскрыть специфику экспериментального внедрения инновационных эвристических технологий в практику работы школ и обучение учебным предметам.

Формат (жанр) материалов для сборника: 1) результаты опытно-экспериментальной деятельности учителей, школ; 2) научные статьи; 3) методические рекомендации; 4) проблемные материалы; 5) описания отдельных приёмов и технологий; 6) стенограммы дискуссий и др.

Кому будет адресован сборник: учителям-экспериментаторам, локальным координаторам олимпиад, методистам, вузовским педагогам, научным сотрудникам, администраторам образования.


ПРИМЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СТАТЕЙ

(приведённые формулировки могут быть заготовками для формулировок названий статей или их частей)

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.1. Педагогический анализ олимпиадного движения

• Опыт и история развития дистанционных эвристических олимпиад (на примере конкретного ученика, родителя, учителя, школы, региона или страны)
• Этапы и закономерности развития школы – участника ДЭО
• Динамика влияния олимпиадных технологий на творческую самореализацию школьников и учителей
• Динамика развития ученика – участника ДЭО на протяжении…(анализ опытно-экспериментальных данных)
• Противоречия и закономерности, присущие участию в ДЭО отдельных возрастных групп.
• Экспертная оценка творческой самореализации участников ДЗО: анализ данных
• Эвристическая олимпиада как альтернатива ЕГЭ: сравнительный анализ и его результаты
• ДЭО как форма мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов

1.2. Эвристическая олимпиада как педагогическая категория и форма обучения

• ДЭО как формула гениальности и форма её реализации
• Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха
• Педагогические основы творческой самореализации учащихся во время олимпиад
• Закономерности, проблемы и противоречия образовательного процесса, в который включены дистанционные эвристические олимпиады
• Эвристический и неэвристический компоненты учебного процесса: их взаимодействие
• Научно-педагогическая модель, которая обеспечивает личностную, творческую, культурно-историческую самореализацию участника олимпиад. Внедрение и освоение модели. Условия и границы применимости модели.

1.3. Инновационная составляющая олимпиад

• Анализ роли и влияния ДЭО на очный образовательный процесс
• Влияние олимпиад на инновационную (опытно-экспериментальную) деятельность школы
• Административные технологии эффективной организации олимпиад: инструкция локального координатора
• Разработка и экспериментальная апробация новых типов эвристических олимпиад (SMS-олимпиады, олимпиады-исследования, олимпиады-задачи, педагогические олимпиады и т.д.).
• Формы и способы обеспечения креативной составляющей очного обучения старшеклассников с помощью системы дистанционных эвристических олимпиад
• Проблемы, противоречия и затруднения творчески-ориентированного образовательного процесса, происходящего на основе эвристических олимпиад
• ДЭО как широкомасштабный эксперимент: координация научно-педагогической деятельности участников эксперимента.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЭО

2.1. Типология олимпиад: метапредметные, межпредметные, предметные и др.

• Олимпиады для взрослых. Студенческие олимпиады.
• Соотношение популярностей разных типов олимпиад и их причины.
• Сопоставительный анализ продуктивности разных типов олимпиад

2.2. Олимпиады по отдельным учебным предметам

• Специфика и роль дистанционных эвристических олимпиад по … (учебному предмету)
• Организационно-педагогические основы подготовки и проведения олимпиад по ..
• Наш опыт участия в ДЭО (особенности, закономерности, результаты, перспективы)

2.3. Организационные основы проведения олимпиад

• Функциональная педагогическая модель системы проведения дистанционных олимпиад
• Методологические аспекты методики подготовки и проведения дистанционных олимпиад

2.4. Творческая составляющая олимпиад

• Олимпиада как эвристическая ситуация
• Креативно-ориентированное обучение на основе дистанционных эвристических олимпиад.
• Влияние ДЭО на инициирование творчества учеников и педагогов
• Дидактическая эвристика как теоретическая основа эвристических олимпиад

2.5. Коммуникативная составляющая олимпиад

• Работа веб-форумов по проблемам олимпиад (педагоги-экспериментаторы, ученики)
• Форумы предметных олимпиад: анализ деятельности их участников на форуме http://eidos.borda.ru
• Анализ содержания дискуссий веб-форумов дистанционной научной школы http://khutorskoy.borda.ru
• Сетевое распределённое взаимодействие организаторов и участников олимпиад
• Олимпиадные задания на коммуникации. Использование интернет-ресурсов во время олимпиад
• Диалог и полилог во время ДЭО
• Веб-форум на тему «Эвристические задания в преподавании предметов естественного профиля».

2.6. Рефлексивный компонент олимпиад: формы, методы, результаты применения

• Рефлексивная составляющая эвристических заданий
• Типология рефлексивных алгоритмов для участников ДЭО
• Рефлексия участников олимпиад как диагностическое средство их образовательных приращений
• Рефлексивный анализ учениками выполненных работ: из опыта проведения
• Методика проведения рефлексивных занятий по итогам олимпиад
• Советы бывалых: анализ жанра описания олимпиадного опыта
• Феномен восторженных откликов участников ДЭО: анализ явления.

3. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: ТИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

• Типология эвристических заданий
• Специфика олимпиадных заданий по отдельным учебным предметам
• Технологии составления эвристических заданий по отдельным предметам
• Структура и содержание эвристических заданий, ориентированных на творческую самореализацию школьников
• Проектирование эвристически заданий исследовательского типа (и др. типов)
• Способы трансформации традиционных учебных заданий в открытые, эвристические.
• Принципы проектирования эвристических олимпиадных заданий с ориентацией на индивидуальную творческую самореализацию учащихся.
• Методика выполнения учениками эвристических заданий
• Анализ влияния эвристических заданий на развитие одаренности участников олимпиад.
• Соотношение эвристических олимпиадных заданий с требованиями образовательных стандартов.

4. МЕТОДИКА, ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ДЭО

• Методика проведения эвристических уроков
• Подготовка учащихся начальной школы (средней, старшей) к участию в ДЭО
• Методика проведения уроков с ориентацией на участие в олимпиадах: из опыта работы
• Структура и содержание портфеля индивидуальных достижений (портфолио) участников дистанционных эвристических олимпиад.
• Телекоммуникационные средства олимпиад (сеть Интернет, электронная почта, веб-форумы, телеконференции, чаты).
• Рекомендации локальным координаторам по организации эвристических олимпиад.
• Рекомендации учителям по организации подготовки учащихся к эвристическим олимпиадам.
• Методика подготовки школьников к участию в эвристической олимпиады исследовательского (и др.) типа

5. УЧЕНИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДНЫЕ РАБОТЫ: ВЫПОЛНЕНИЕ, ПРОВЕРКА, ОЦЕНКА

• Типология ученических олимпиадных работ
• Олимпиадная работа ученика как реализация его индивидуальной образовательной траектории
• Структура выполнения олимпиадного задания. Типовые правила, инструкции, рекомендации по участию в ДЭО
• Вдохновение, инсайт, озарение и другие условия создания олимпиадных работ высокого уровня
• Диагностические и оценочные методики проверки работ участников олимпиад
• Вопросы проверки и анализа работ участников Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад по информатике (и др. предметам)
• Критериальные шкалы проверки и оценки олимпиадных работ разных возрастных групп.
• Проблемы сетевого плагиата в работах участников олимпиад. Компиляция материалов из Интернета. Методы решения проблемы. Влияние структуры и содержания заданий на степень их «плагиатоустойчивости».
• Электронные издания с олимпиадными работами: их роль в подготовке к олимпиадам
• Методика использования электронных изданий с материалами Всероссийских ДЭО

6. СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

• Теоретический анализ общеобразовательной составляющей эвристических олимпиад.
• Роль олимпиад в общеобразовательной (профильной) подготовке школьников
• Влияние олимпиад на повышение квалификации педагогов
• Научное руководство и методическое сопровождение экспериментальной деятельностью школы (учителя, ученика, родителя) в ходе проведения олимпиад
• Система форм и способов обеспечения креативной составляющей очного обучения старшеклассников с помощью дистанционных олимпиад, курсов, проектов.
• Роль ДЭО в системе современных инновационных форм обучения.
• Перспективы развития дистанционных эвристических олимпиад

7. ПРИЛОЖЕНИЯ. ХРОНИКА ДИСТАНЦИОННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

• Примеры ученических олимпиадных работ с их анализом
• Примеры рефлексивных текстов участников ДЭО
• Общешкольные планы участия в ДЭО
• Стенограммы обсуждения проблематики олимпиад (на педсоветах, форумах, чатах)
• Материалы форумов (дискуссии по проблематике олимпиад)
• Оформление школьного стенда олимпиад, выпуск газеты, видео, фото, аудиоматериалы
• План урока по подготовке учеников к олимпиаде.


Опора на имеющиеся достижения

При подготовке статей для сборника рекомендуется познакомиться с уже имеющимися наработками и статьями в данной области, отнестись к выполненным исследованиям, опубликованным статьям, вступить при необходимости в аргументированную полемику. См., например, подборку статей об эвристических олимпиадах в Интернет-журнале "Эйдос":

• Участие в дистанционных эвристических олимпиадах: цели и результаты
Разумова А.Г. - http://eidos.ru/journal/2007/0222-12.htm

• Система дистанционных эвристических олимпиад как инновационный образовательный процесс. - Андрианова Г.А. - http://eidos.ru/journal/2006/0723-1.htm

• Эвристические задания и их результат (на примере дистанционной олимпиады по русскому языку 2005 г.) - Шерстова Е.В. - http://eidos.ru/journal/2006/0822-7.htm

• Анализ влияния диалогового компонента эвристических заданий на степень творческой самореализации участников дистанционных курсов и олимпиад - Король А.Д. - http://eidos.ru/journal/2006/0723-2.htm

• Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных - Андрианова Г.А. - http://eidos.ru/journal/2004/2206.htm

• «Глагол передвигается на тонких ножках …» - Пахолкова И.Ю. - http://eidos.ru/journal/2004/0907-01.htm

• Секрет пробуждения талантов - Николаева В.А. - http://eidos.ru/journal/2004/0825.htm

• Виртуальные олимпиады в реальной гимназии - Маслов И.С. - http://eidos.ru/journal/2004/0301.htm

• Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения - Андрианова Г.А. - http://eidos.ru/journal/2002/0416.htm

• На дистанциях “Эйдоса”. Олимпиада для каждого школьника - Андрианова Г.А. -http://www.eidos.ru/journal/2002/1201.htm

• Дистанционная эвристическая олимпиада по предмету "физическая культура". - Красников А.А. - http://eidos.ru/journal/2001/0520.htm 

• Как не выходя из дома, подготовится и принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде. - Хуторской Андрей Викторович - http://eidos.ru/journal/2000/0310-02.htm

---

См. также:

• Рефлексивные тексты участников олимпиад - http://eidos.ru/journal/student.htm

• Обсуждение дистанционных олимпиад на форуме ЦДО «Эйдос» - http://eidos.borda.ru/?0-2

• Обсуждение проблематики эвристических олимпиад на форумах Научной школы:

Какие учащиеся принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-8-0-00000004-000-0-0-1175004713

Какие компетенции развиваются на дистанционных олимпиадах? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-8-0-00000007-000-0-0-1188638282

Как меняется учебный процесс при включении в него дистанционных эвристических олимпиад? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-8-0-00000001-000-0-0-1175152125

Внимание!

Материалы форумов можно и нужно использовать при подготовке статей для сборника. Кроме того, желательно принять в них участие. Возможно создание своих тем обсуждений для последующего анализа и подготовки статей. Выборочные материалы форумов предполагается включить в сборник.


Критерии отбора статей

Редколлегия сборника оставляет за собой право отбора публикуемых материалов, а также их сокращения и редактирования. Основные критерии отбора статей – соответствие проблематике сборника, актуальность, содержательность, наличие нетривиальных идей и положений, опора на личный опыт автора в изложении материала.

Редколлегия оставляет за собой право электронной публикации материалов сборника с сохранением их авторства. Предоставление статей для публикации в сборнике означает согласие авторов с данными условиями.

Технические требования к оформлению и пересылке статей

Статья выполняются в редакторе MS Word и сохраняется в виде doc-файла. Имя файла соответствует фамилии первого автора статьи и записывается латинскими буквами, например: ivanov.doc.

Шрифт Arial, кегль 10. Все поля (верх, низ, лево, право) - по 2 см. Абзацный отступ - 1 см, между абзацами пустая строка не оставляется. Выравнивание текста по ширине.

Объем статьи - до 25 000 знаков (до 7 страниц в формате А4 через 1 интервал - 63 строки на странице).

Текст обязательно проходит проверку орфографии, а файл проверяется на вирусы.

Название статьи выполняется обычными строчными буквами по центру, жирный шрифт, кегль 10. Далее курсивом кегль 10 указываются: Фамилия, Имя, Отчество автора, ученая степень, звание, должность и место работы, город, e-mail, контактные телефоны (телефоны могут понадобиться для оперативной связи с редколлегией и публиковаться не будут). Например:

Феномен восторженных откликов участников дистанционных эвристических олимпиад: анализ явления
Иванов Иван Иванович, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, e-mail: ivanov@eidos.ru, (495)987-65-43 (раб),(495) 123-45-67 (дом)

Ссылки в тексте даются на той же странице, Arial 9. В конце статьи может быть приведен список использованной литературы в соответствии с действующими правилами оформления.

Рисунки выполняются в виде отдельных графических файлов (черно-белых), которые затем вставляются в текст. Ширина рисунка - не более 11 см.

Ширина таблиц - не более 11 см.

Статьи готовятся в соответствии с указанными требованиями и высылаются отв. редактору сборника – чл.-корр. РАО Хуторскому А.В. по e-mail: andreykh@mail.ru с темой письма "Статья для сборника от ...". В теле письма приводятся данные: Ф.И.О. автора, уч.звания, степень, должность, место работы, город, e-mail. Статья прилагается к письму во вложенном файле. Объем пересылаемого файла не должен превышать 700 Кб.

---

Форумы Научной школы

Готовящийся сборник – очередной в серии сборников научных трудов, посвященных вопросам проектирования и обновления современного образования. Научные исследования ведутся в рамках концепции человекосообразного образования. Кроме публикации сборников, проведения семинаров и конференций, рассматриваемые проблемы обсуждаются на форумах Научной школы.

Все новости Научной школы >>


© А.В.Хуторской, 1997—2012

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо

Научная школа A.В.Хуторского. Новости. О подготовке сборника "ДИСТАНЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ"

:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Новости Научной школы

27.09.2007 г.

Идёт подготовка сборника на тему "Дистанционные эвристические олимпиады". Пока ещё можно прислать статью.

О подготовке сборника трудов на тему: "Дистанционные эвристические олимпиады:  Педагогические основы"

В 2007 году исполнилось 10 лет со дня проведения первой дистанционной эвристической олимпиады. С тех пор в олимпиадах приняло участие более 100 тыс. человек. Настало время осмыслить данный феномен, рассмотреть особенности реализации глобальной педагогической инновации.

Центр дистанционного образования «Эйдос», Научная школа А.В.Хуторского, лаборатория методологии образования ИСМО РАО приглашают учителей, администраторов, методистов, научных сотрудников, локальных координаторов и участников Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад принять участие в подготовке сборника трудов, посвящённого дистанционным эвристическим олимпиадам (ДЭО).

Адрес данного объявления - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0927.htm

Цели сборника: проанализировать опытно-экспериментальную деятельность по разработке и проведению Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад; предложить научные обоснования  структуре, содержанию и технологиям этих олимпиад; обозначить и предложить решения проблем, связанных с влиянием ДЭО на общеобразовательный процесс;  раскрыть специфику экспериментального внедрения инновационных эвристических технологий в практику работы школ и обучение учебным предметам.

Формат (жанр) материалов для сборника: 1) результаты опытно-экспериментальной деятельности учителей, школ; 2) научные статьи; 3) методические рекомендации; 4) проблемные материалы; 5) описания отдельных приёмов и технологий; 6) стенограммы дискуссий и др.

Кому будет адресован сборник: учителям-экспериментаторам, локальным координаторам олимпиад, методистам, вузовским педагогам, научным сотрудникам, администраторам образования.


ПРИМЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СТАТЕЙ

(приведённые формулировки могут быть заготовками для формулировок названий статей или их частей)

1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.1. Педагогический анализ олимпиадного движения

• Опыт и история развития дистанционных эвристических олимпиад (на примере конкретного ученика, родителя, учителя, школы, региона или страны)
• Этапы и закономерности развития школы – участника ДЭО
• Динамика влияния олимпиадных технологий на творческую самореализацию школьников и учителей
• Динамика развития ученика – участника ДЭО на протяжении…(анализ опытно-экспериментальных данных)
• Противоречия и закономерности, присущие участию в ДЭО отдельных возрастных групп.
• Экспертная оценка творческой самореализации участников ДЗО: анализ данных
• Эвристическая олимпиада как альтернатива ЕГЭ: сравнительный анализ и его результаты
• ДЭО как форма мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов

1.2. Эвристическая олимпиада как педагогическая категория и форма обучения

• ДЭО как формула гениальности и форма её реализации
• Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха
• Педагогические основы творческой самореализации учащихся во время олимпиад
• Закономерности, проблемы и противоречия образовательного процесса, в который включены дистанционные эвристические олимпиады
• Эвристический и неэвристический компоненты учебного процесса: их взаимодействие
• Научно-педагогическая модель, которая обеспечивает личностную, творческую, культурно-историческую самореализацию участника олимпиад. Внедрение и освоение модели. Условия и границы применимости модели.

1.3. Инновационная составляющая олимпиад

• Анализ роли и влияния ДЭО на очный образовательный процесс
• Влияние олимпиад на инновационную (опытно-экспериментальную) деятельность школы
• Административные технологии эффективной организации олимпиад: инструкция локального координатора
• Разработка и экспериментальная апробация новых типов эвристических олимпиад (SMS-олимпиады, олимпиады-исследования, олимпиады-задачи, педагогические олимпиады и т.д.).
• Формы и способы обеспечения креативной составляющей очного обучения старшеклассников с помощью системы дистанционных эвристических олимпиад
• Проблемы, противоречия и затруднения творчески-ориентированного образовательного процесса, происходящего на основе эвристических олимпиад
• ДЭО как широкомасштабный эксперимент: координация научно-педагогической деятельности участников эксперимента.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЭО

2.1. Типология олимпиад: метапредметные, межпредметные, предметные и др.

• Олимпиады для взрослых. Студенческие олимпиады.
• Соотношение популярностей разных типов олимпиад и их причины.
• Сопоставительный анализ продуктивности разных типов олимпиад

2.2. Олимпиады по отдельным учебным предметам

• Специфика и роль дистанционных эвристических олимпиад по … (учебному предмету)
• Организационно-педагогические основы подготовки и проведения олимпиад по ..
• Наш опыт участия в ДЭО (особенности, закономерности, результаты, перспективы)

2.3. Организационные основы проведения олимпиад

• Функциональная педагогическая модель системы проведения дистанционных олимпиад
• Методологические аспекты методики подготовки и проведения дистанционных олимпиад

2.4. Творческая составляющая олимпиад

• Олимпиада как эвристическая ситуация
• Креативно-ориентированное обучение на основе дистанционных эвристических олимпиад.
• Влияние ДЭО на инициирование творчества учеников и педагогов
• Дидактическая эвристика как теоретическая основа эвристических олимпиад

2.5. Коммуникативная составляющая олимпиад

• Работа веб-форумов по проблемам олимпиад (педагоги-экспериментаторы, ученики)
• Форумы предметных олимпиад: анализ деятельности их участников на форуме http://eidos.borda.ru
• Анализ содержания дискуссий веб-форумов дистанционной научной школы http://khutorskoy.borda.ru
• Сетевое распределённое взаимодействие организаторов и участников олимпиад
• Олимпиадные задания на коммуникации. Использование интернет-ресурсов во время олимпиад
• Диалог и полилог во время ДЭО
• Веб-форум на тему «Эвристические задания в преподавании предметов естественного профиля».

2.6. Рефлексивный компонент олимпиад: формы, методы, результаты применения

• Рефлексивная составляющая эвристических заданий
• Типология рефлексивных алгоритмов для участников ДЭО
• Рефлексия участников олимпиад как диагностическое средство их образовательных приращений
• Рефлексивный анализ учениками выполненных работ: из опыта проведения
• Методика проведения рефлексивных занятий по итогам олимпиад
• Советы бывалых: анализ жанра описания олимпиадного опыта
• Феномен восторженных откликов участников ДЭО: анализ явления.

3. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: ТИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

• Типология эвристических заданий
• Специфика олимпиадных заданий по отдельным учебным предметам
• Технологии составления эвристических заданий по отдельным предметам
• Структура и содержание эвристических заданий, ориентированных на творческую самореализацию школьников
• Проектирование эвристически заданий исследовательского типа (и др. типов)
• Способы трансформации традиционных учебных заданий в открытые, эвристические.
• Принципы проектирования эвристических олимпиадных заданий с ориентацией на индивидуальную творческую самореализацию учащихся.
• Методика выполнения учениками эвристических заданий
• Анализ влияния эвристических заданий на развитие одаренности участников олимпиад.
• Соотношение эвристических олимпиадных заданий с требованиями образовательных стандартов.

4. МЕТОДИКА, ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ДЭО

• Методика проведения эвристических уроков
• Подготовка учащихся начальной школы (средней, старшей) к участию в ДЭО
• Методика проведения уроков с ориентацией на участие в олимпиадах: из опыта работы
• Структура и содержание портфеля индивидуальных достижений (портфолио) участников дистанционных эвристических олимпиад.
• Телекоммуникационные средства олимпиад (сеть Интернет, электронная почта, веб-форумы, телеконференции, чаты).
• Рекомендации локальным координаторам по организации эвристических олимпиад.
• Рекомендации учителям по организации подготовки учащихся к эвристическим олимпиадам.
• Методика подготовки школьников к участию в эвристической олимпиады исследовательского (и др.) типа

5. УЧЕНИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДНЫЕ РАБОТЫ: ВЫПОЛНЕНИЕ, ПРОВЕРКА, ОЦЕНКА

• Типология ученических олимпиадных работ
• Олимпиадная работа ученика как реализация его индивидуальной образовательной траектории
• Структура выполнения олимпиадного задания. Типовые правила, инструкции, рекомендации по участию в ДЭО
• Вдохновение, инсайт, озарение и другие условия создания олимпиадных работ высокого уровня
• Диагностические и оценочные методики проверки работ участников олимпиад
• Вопросы проверки и анализа работ участников Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад по информатике (и др. предметам)
• Критериальные шкалы проверки и оценки олимпиадных работ разных возрастных групп.
• Проблемы сетевого плагиата в работах участников олимпиад. Компиляция материалов из Интернета. Методы решения проблемы. Влияние структуры и содержания заданий на степень их «плагиатоустойчивости».
• Электронные издания с олимпиадными работами: их роль в подготовке к олимпиадам
• Методика использования электронных изданий с материалами Всероссийских ДЭО

6. СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

• Теоретический анализ общеобразовательной составляющей эвристических олимпиад.
• Роль олимпиад в общеобразовательной (профильной) подготовке школьников
• Влияние олимпиад на повышение квалификации педагогов
• Научное руководство и методическое сопровождение экспериментальной деятельностью школы (учителя, ученика, родителя) в ходе проведения олимпиад
• Система форм и способов обеспечения креативной составляющей очного обучения старшеклассников с помощью дистанционных олимпиад, курсов, проектов.
• Роль ДЭО в системе современных инновационных форм обучения.
• Перспективы развития дистанционных эвристических олимпиад

7. ПРИЛОЖЕНИЯ. ХРОНИКА ДИСТАНЦИОННЫХ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД

• Примеры ученических олимпиадных работ с их анализом
• Примеры рефлексивных текстов участников ДЭО
• Общешкольные планы участия в ДЭО
• Стенограммы обсуждения проблематики олимпиад (на педсоветах, форумах, чатах)
• Материалы форумов (дискуссии по проблематике олимпиад)
• Оформление школьного стенда олимпиад, выпуск газеты, видео, фото, аудиоматериалы
• План урока по подготовке учеников к олимпиаде.


Опора на имеющиеся достижения

При подготовке статей для сборника рекомендуется познакомиться с уже имеющимися наработками и статьями в данной области, отнестись к выполненным исследованиям, опубликованным статьям, вступить при необходимости в аргументированную полемику. См., например, подборку статей об эвристических олимпиадах в Интернет-журнале "Эйдос":

• Участие в дистанционных эвристических олимпиадах: цели и результаты
Разумова А.Г. - http://eidos.ru/journal/2007/0222-12.htm

• Система дистанционных эвристических олимпиад как инновационный образовательный процесс. - Андрианова Г.А. - http://eidos.ru/journal/2006/0723-1.htm

• Эвристические задания и их результат (на примере дистанционной олимпиады по русскому языку 2005 г.) - Шерстова Е.В. - http://eidos.ru/journal/2006/0822-7.htm

• Анализ влияния диалогового компонента эвристических заданий на степень творческой самореализации участников дистанционных курсов и олимпиад - Король А.Д. - http://eidos.ru/journal/2006/0723-2.htm

• Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных - Андрианова Г.А. - http://eidos.ru/journal/2004/2206.htm

• «Глагол передвигается на тонких ножках …» - Пахолкова И.Ю. - http://eidos.ru/journal/2004/0907-01.htm

• Секрет пробуждения талантов - Николаева В.А. - http://eidos.ru/journal/2004/0825.htm

• Виртуальные олимпиады в реальной гимназии - Маслов И.С. - http://eidos.ru/journal/2004/0301.htm

• Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения - Андрианова Г.А. - http://eidos.ru/journal/2002/0416.htm

• На дистанциях “Эйдоса”. Олимпиада для каждого школьника - Андрианова Г.А. -http://www.eidos.ru/journal/2002/1201.htm

• Дистанционная эвристическая олимпиада по предмету "физическая культура". - Красников А.А. - http://eidos.ru/journal/2001/0520.htm 

• Как не выходя из дома, подготовится и принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде. - Хуторской Андрей Викторович - http://eidos.ru/journal/2000/0310-02.htm

---

См. также:

• Рефлексивные тексты участников олимпиад - http://eidos.ru/journal/student.htm

• Обсуждение дистанционных олимпиад на форуме ЦДО «Эйдос» - http://eidos.borda.ru/?0-2

• Обсуждение проблематики эвристических олимпиад на форумах Научной школы:

Какие учащиеся принимают участие в дистанционных эвристических олимпиадах? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-8-0-00000004-000-0-0-1175004713

Какие компетенции развиваются на дистанционных олимпиадах? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-8-0-00000007-000-0-0-1188638282

Как меняется учебный процесс при включении в него дистанционных эвристических олимпиад? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-8-0-00000001-000-0-0-1175152125

Внимание!

Материалы форумов можно и нужно использовать при подготовке статей для сборника. Кроме того, желательно принять в них участие. Возможно создание своих тем обсуждений для последующего анализа и подготовки статей. Выборочные материалы форумов предполагается включить в сборник.


Критерии отбора статей

Редколлегия сборника оставляет за собой право отбора публикуемых материалов, а также их сокращения и редактирования. Основные критерии отбора статей – соответствие проблематике сборника, актуальность, содержательность, наличие нетривиальных идей и положений, опора на личный опыт автора в изложении материала.

Редколлегия оставляет за собой право электронной публикации материалов сборника с сохранением их авторства. Предоставление статей для публикации в сборнике означает согласие авторов с данными условиями.

Технические требования к оформлению и пересылке статей

Статья выполняются в редакторе MS Word и сохраняется в виде doc-файла. Имя файла соответствует фамилии первого автора статьи и записывается латинскими буквами, например: ivanov.doc.

Шрифт Arial, кегль 10. Все поля (верх, низ, лево, право) - по 2 см. Абзацный отступ - 1 см, между абзацами пустая строка не оставляется. Выравнивание текста по ширине.

Объем статьи - до 25 000 знаков (до 7 страниц в формате А4 через 1 интервал - 63 строки на странице).

Текст обязательно проходит проверку орфографии, а файл проверяется на вирусы.

Название статьи выполняется обычными строчными буквами по центру, жирный шрифт, кегль 10. Далее курсивом кегль 10 указываются: Фамилия, Имя, Отчество автора, ученая степень, звание, должность и место работы, город, e-mail, контактные телефоны (телефоны могут понадобиться для оперативной связи с редколлегией и публиковаться не будут). Например:

Феномен восторженных откликов участников дистанционных эвристических олимпиад: анализ явления
Иванов Иван Иванович, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, e-mail: ivanov@eidos.ru, (495)987-65-43 (раб),(495) 123-45-67 (дом)

Ссылки в тексте даются на той же странице, Arial 9. В конце статьи может быть приведен список использованной литературы в соответствии с действующими правилами оформления.

Рисунки выполняются в виде отдельных графических файлов (черно-белых), которые затем вставляются в текст. Ширина рисунка - не более 11 см.

Ширина таблиц - не более 11 см.

Статьи готовятся в соответствии с указанными требованиями и высылаются отв. редактору сборника – чл.-корр. РАО Хуторскому А.В. по e-mail: andreykh@mail.ru с темой письма "Статья для сборника от ...". В теле письма приводятся данные: Ф.И.О. автора, уч.звания, степень, должность, место работы, город, e-mail. Статья прилагается к письму во вложенном файле. Объем пересылаемого файла не должен превышать 700 Кб.

---

Форумы Научной школы

Готовящийся сборник – очередной в серии сборников научных трудов, посвященных вопросам проектирования и обновления современного образования. Научные исследования ведутся в рамках концепции человекосообразного образования. Кроме публикации сборников, проведения семинаров и конференций, рассматриваемые проблемы обсуждаются на форумах Научной школы.

Все новости Научной школы >>


© А.В.Хуторской, 1997—2016

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо