:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Новости Научной школы

30.06.2007 г.

Сборник "КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ" опубликован.

О подготовке сборника научных трудов на тему:
"КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ"


Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, Центр дистанционного образования "Эйдос", Научная школа А.В.Хуторского приглашают научных сотрудников, методистов, педагогов, учителей-экспериментаторов принять участие в подготовке сборника научных трудов, посвященного теме "Компетенции в образовании человека".

Срок предоставления статей в сборник - до 25 сентября 2007 года

Адрес данного объявления - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0630.htm

Цели сборника: рассмотреть проблему ключевых и предметных компетенций в современном образовании; обосновать направления изменения общего среднего образования в связи с усилением роли компетенций; обозначить и предложить решения проблем, связанных с компетентностным подходом обучения, его экспериментальным внедрением в практику работы школ; раскрыть специфику компетенций и развития компетентностей при обучении различным учебным предметам.

Формат (жанр) материалов для сборника: 1) научные статьи, 2) концепции и программы, относящиеся к пониманию смысла и роли компетенций в образовании человека; 3) методические рекомендации по проектированию и реализации компетентностного подхода; 4) результаты опытно-экспериментальной деятельности учителей, школ; 5) описания отдельных приёмов и технологий решения компетентностных задач на уроках, занятиях со студентами и педагогами; 6) проблемные материалы, стенограммы дискуссий с авторскими комментариями и анализом.

Кому будет адресован сборник: учителям-экспериментаторам, методистам, вузовским педагогам, научным сотрудникам, администраторам образования.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИМЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СТАТЕЙ

Методологические, психолого-педагогические и дидактические проблемы компетентностного подхода

• Что такое образовательные компетенции и компетентности? Причины их появления, направления и перспективы развития компетентностного подхода в образовании.
• Смысл компетентностного подхода: разные трактовки и ожидания. Чем компетенции отличаются от ЗУНов? Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Альтернативные подходы к образованию (некомпетентностные).
• Каковы компетенции человекосообразного образования? Как достичь гармонии между уникальной предназначенностью каждого человека и ожиданиями социума?
• Личностный и социальный векторы компетенций. Соотношение между личностным и социальным началом компетенций. Соответствие компетентностного подхода самореализации человеческого начала.

Структура и содержание компетенций

• Сколько у нас компетенций? Основания для типологии образовательных компетенций. Специфика ключевых, метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций. Индикаторы сформированности компетентностей.
• Российский и европейский варианты ключевых компетенций. Компетенции в странах СНГ.
• Ключевые компетенции (типология А.В.Хуторского): ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
• Предметные компетенции: чем они отличаются от ключевых? Древо компетенций. Проектирование компетенций, их связь с индикаторами результативности образования.
• Образовательные компетентности как ожидаемые результаты деятельности ученика.

Проектирование компетентностного подхода и его инновационная реализация

• Функции компетенций в модернизации образования; содержание вводимых новшеств; факторы, способствующие и препятствующие компетентностному подходу.
• Особенности разработки и внедрения компетенций в школе, вузе, в других учреждениях сферы образования.
• Отражение компетентностного подхода в образовательных стандартах, системе контроля. Почему из стандартов 1-го поколения был убран компетентностный подход?
• Изменения в целях, содержании, формах, методах, системе контроля при компетентностном подходе.
• Специфика компетентностного подхода в дистанционном, эвристическом и других типах обучения.
• Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции и портфолио ученика.
• Каким должен быть компетентностно-ориентированный учебник?
• Реализация компетентностного подхода на разных ступенях обучения (начальная, средняя, профильная школа), для разных типов образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)

Компетенции в школе: составляющие педагогического эксперимента

• Как в школе организовать эксперимент по внедрению компетентностного подхода? Этапы и условия научного руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.
• Образовательная программа школы: как составить и реализовать в ней компетентностную составляющую?
• Что меняется в школе при введении компетентностного подхода? Роль директора, завуча, методиста в реализации компетентностного подхода.
• Компетенции в учебной программе и в учебнике.
Компетенции на уроке: какова методика их применения? Как развивать компетентности учащихся средствами учебного предмета?
• Компетенции в профильном обучении. Компетенции и портфолио ученика.
Образовательные результаты при компетентностном подходе. Их связь со стандартами и ЕГЭ. Как проверить и оценить развитие ключевых и предметных компетентностей ученика?
• Диагностика и экспертиза инновационных процессов в школе компетентностной ориентации.

Компетенции педагога

• Педагогические компетентности - профессиональные качества педагога.
• Повышение квалификации учителей. Подготовка и переподготовка учителя в отношении компетентностного подхода.
• Подготовка студентов-педагогов к компетентностному обучению.

Опора на имеющиеся достижения

При подготовке статей для сборника рекомендуется познакомиться с уже имеющимися наработками и статьями в данной области, отнестись к выполненным исследованиям, опубликованным статьям и книгам, вступить при необходимости в аргументированную полемику. См., например, подборку статей о компетенциях в Интернет-журнале "Эйдос":

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
• Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm
Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm 
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm
Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm

Критерии отбора статей

Редколлегия сборника оставляет за собой право отбора публикуемых материалов, а также их сокращения и редактирования. Основные критерии отбора статей – соответствие проблематике сборника, актуальность, содержательность, наличие нетривиальных идей и положений, опора на личный опыт автора в изложении материала.

Редколлегия оставляет за собой право электронной публикации материалов сборника с сохранением их авторства. Предоставление статей для публикации в сборнике означает согласие авторов с данными условиями.

Технические требования к оформлению и пересылке статей

Статья выполняются в редакторе MS Word и сохраняется в виде doc-файла. Имя файла соответствует фамилии первого автора статьи и записывается латинскими буквами, например: ivanov.doc.

Шрифт Arial, кегль 10. Все поля (верх, низ, лево, право) - по 2 см. Абзацный отступ - 1 см, между абзацами пустая строка не оставляется. Выравнивание текста по ширине.

Объем статьи - до 25 000 знаков (до 7 страниц в формате А4 через 1 интервал - 63 строки на странице).

Текст обязательно проходит проверку орфографии, а файл проверяется на вирусы.

Название статьи выполняется обычными строчными буквами по центру, жирный шрифт, кегль 10. Далее курсивом кегль 10 указываются: Фамилия, Имя, Отчество автора, ученая степень, звание, должность и место работы, город, e-mail, контактные телефоны (телефоны могут понадобиться для оперативной связи с редколлегией и публиковаться не будут). Например:

Творческая самореализация учащихся и типология креативных компетенций для старшей профильной школы
Иванов Иван Иванович, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО, e-mail: ivanov@eidos.ru, (495)987-65-43 (раб),(495) 123-45-67 (дом)

Ссылки в тексте даются на той же странице, Arial 9. В конце статьи может быть приведен список использованной литературы в соответствии с действующими правилами оформления.

Рисунки выполняются в виде отдельных графических файлов (черно-белых), которые затем вставляются в текст. Ширина рисунка - не более 11 см.

Ширина таблиц - не более 11 см.

Статьи готовятся в соответствии с указанными требованиями и высылаются отв. редактору сборника – чл.-корр. РАО Хуторскому А.В. по e-mail: andreykh@mail.ru с темой письма "Статья для сборника от ...". В теле письма приводятся данные: Ф.И.О. автора, уч.звания, степень, должность, место работы, город, e-mail. Статья прилагается к письму во вложенном файле. Объем пересылаемого файла не должен превышать 700 Кб.

О проведении конференции по тематике сборника

С 21 августа по 8 сентября 2007 года проводится IX-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему "Компетенции в образовании". Приглашаем принять участие в этой конференции (регистрация бесплатная). Для этого необходимо прислать заявку по форме, указанной в положении о конференции - http://eidos.ru/conf/dist/2007/index.htm

В рамках конференции планируется рассмотрение и обсуждение материалов готовящегося сборника.

---

Форумы Научной школы

Готовящийся сборник – 12-й в серии сборников научных трудов, посвященных вопросам проектирования и обновления современного образования. Научные исследования ведутся в рамках концепции человекосообразного образования. Кроме публикации сборников, проведения семинаров и конференций, рассматриваемые проблемы обсуждаются на форумах Научной школы.

Все новости Научной школы >>


© А.В.Хуторской, 1997—2023

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо