Новости Научной школы
30.06.2007 г.
Сборник
"КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
опубликован.
О подготовке сборника научных трудов на тему:
"КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
Институт содержания и методов обучения Российской академии
образования, Центр дистанционного
образования "Эйдос", Научная школа А.В.Хуторского приглашают научных
сотрудников, методистов, педагогов,
учителей-экспериментаторов принять участие в подготовке
сборника научных трудов, посвященного теме "Компетенции в
образовании человека".
Срок предоставления статей в сборник - до 25 сентября 2007
года
Адрес данного объявления - http://khutorskoy.ru/science/news/2007/0630.htm
Цели сборника: рассмотреть проблему ключевых и
предметных компетенций в современном образовании; обосновать
направления изменения общего среднего образования в связи с
усилением роли компетенций; обозначить и предложить решения
проблем, связанных с компетентностным подходом обучения, его
экспериментальным внедрением в практику работы школ;
раскрыть специфику компетенций и развития компетентностей
при обучении различным учебным предметам.
Формат (жанр) материалов для сборника: 1) научные
статьи, 2) концепции и программы, относящиеся к пониманию
смысла и роли компетенций в образовании человека; 3)
методические рекомендации по проектированию и реализации
компетентностного подхода; 4) результаты
опытно-экспериментальной деятельности учителей, школ; 5)
описания отдельных приёмов и технологий решения
компетентностных задач на уроках, занятиях со студентами и
педагогами; 6) проблемные материалы, стенограммы дискуссий с
авторскими комментариями и анализом.
Кому будет адресован сборник:
учителям-экспериментаторам, методистам, вузовским педагогам,
научным сотрудникам, администраторам образования.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИМЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СТАТЕЙ
Методологические, психолого-педагогические и
дидактические проблемы компетентностного подхода
• Что такое образовательные компетенции и компетентности?
Причины их появления, направления и перспективы развития
компетентностного подхода в образовании.
• Смысл компетентностного подхода: разные трактовки и
ожидания. Чем компетенции отличаются от ЗУНов? Смысл и цели
образования в компетентностной парадигме. Альтернативные
подходы к образованию (некомпетентностные).
• Каковы компетенции человекосообразного образования? Как
достичь гармонии между уникальной предназначенностью каждого
человека и ожиданиями социума?
• Личностный и социальный векторы компетенций. Соотношение
между личностным и социальным началом компетенций.
Соответствие компетентностного подхода самореализации
человеческого начала.
Структура и содержание компетенций
• Сколько у нас компетенций? Основания для типологии
образовательных компетенций. Специфика ключевых,
метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций.
Индикаторы сформированности компетентностей.
• Российский и европейский варианты ключевых компетенций.
Компетенции в странах СНГ.
• Ключевые компетенции (типология А.В.Хуторского):
ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, социально-трудовые,
компетенции личностного самосовершенствования.
• Предметные компетенции: чем они отличаются от ключевых?
Древо компетенций. Проектирование компетенций, их связь с
индикаторами результативности образования.
• Образовательные компетентности как ожидаемые результаты
деятельности ученика.
Проектирование компетентностного подхода и его
инновационная реализация
• Функции компетенций в модернизации образования; содержание
вводимых новшеств; факторы, способствующие и препятствующие
компетентностному подходу.
• Особенности разработки и внедрения компетенций в школе,
вузе, в других учреждениях сферы образования.
• Отражение компетентностного подхода в образовательных
стандартах, системе контроля. Почему из стандартов 1-го
поколения был убран компетентностный подход?
• Изменения в целях, содержании, формах, методах, системе
контроля при компетентностном подходе.
• Специфика компетентностного подхода в дистанционном,
эвристическом и других типах обучения.
• Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения.
Компетенции и портфолио ученика.
• Каким должен быть компетентностно-ориентированный учебник?
• Реализация компетентностного подхода на разных ступенях
обучения (начальная, средняя, профильная школа), для разных
типов образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)
Компетенции в школе: составляющие педагогического
эксперимента
• Как в школе организовать эксперимент по внедрению
компетентностного подхода? Этапы и условия научного
руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.
• Образовательная программа школы: как составить и
реализовать в ней компетентностную составляющую?
• Что меняется в школе при введении компетентностного
подхода? Роль директора, завуча, методиста в реализации
компетентностного подхода.
• Компетенции в учебной программе и в учебнике.
Компетенции на уроке: какова методика их применения? Как
развивать компетентности учащихся средствами учебного
предмета?
• Компетенции в профильном обучении. Компетенции и портфолио
ученика.
Образовательные результаты при компетентностном подходе. Их
связь со стандартами и ЕГЭ. Как проверить и оценить развитие
ключевых и предметных компетентностей ученика?
• Диагностика и экспертиза инновационных процессов в школе
компетентностной ориентации.
Компетенции педагога
• Педагогические компетентности - профессиональные качества
педагога.
• Повышение квалификации учителей. Подготовка и
переподготовка учителя в отношении компетентностного
подхода.
• Подготовка студентов-педагогов к компетентностному
обучению.
Опора на имеющиеся достижения
При подготовке статей для сборника рекомендуется
познакомиться с уже имеющимися наработками и статьями в
данной области, отнестись к выполненным исследованиям,
опубликованным статьям и книгам, вступить при необходимости
в аргументированную полемику. См., например, подборку статей
о компетенциях в Интернет-журнале "Эйдос":
• Хуторской А.В. Ключевые компетенции и
образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". -
2002. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
• Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm
• Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная
компетентность специалиста в системе дополнительного
профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". -
2004. - 22 июня.
http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm
• Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2005. - 10 сентября. -
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
• Тришина С.В. Информационная компетентность как
педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.
- 10 сентября. -
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm
• Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и
предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. -
12 декабря.
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
• Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма
результата современного образования // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2006. - 5 мая.
http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
• Зимняя И.А. Общая культура и
социально-профессиональная компетентность человека //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 4 мая.
http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
• Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода
на уроках в средней общеобразовательной школе. //
Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля.
http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm
• Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к
практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2007. - 15 января.
http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
Критерии отбора статей
Редколлегия сборника оставляет за собой право отбора
публикуемых материалов, а также их сокращения и
редактирования. Основные критерии отбора статей –
соответствие проблематике сборника, актуальность,
содержательность, наличие нетривиальных идей и положений,
опора на личный опыт автора в изложении материала.
Редколлегия оставляет за собой право электронной публикации
материалов сборника с сохранением их авторства.
Предоставление статей для публикации в сборнике означает
согласие авторов с данными условиями.
Технические требования к оформлению и пересылке статей
Статья выполняются в редакторе MS Word и сохраняется в виде
doc-файла. Имя файла соответствует фамилии первого автора
статьи и записывается латинскими буквами, например:
ivanov.doc.
Шрифт Arial, кегль 10. Все поля (верх, низ, лево, право) - по 2 см. Абзацный отступ
- 1 см, между абзацами пустая строка не оставляется.
Выравнивание текста по ширине.
Объем статьи - до 25 000
знаков (до 7 страниц в формате А4 через 1 интервал
- 63 строки на странице).
Текст обязательно проходит
проверку орфографии, а файл проверяется на вирусы.
Название статьи выполняется обычными строчными буквами по
центру, жирный шрифт, кегль 10. Далее курсивом кегль
10 указываются: Фамилия, Имя, Отчество автора, ученая степень,
звание, должность и место работы, город, e-mail, контактные
телефоны (телефоны могут понадобиться для оперативной связи
с редколлегией и публиковаться не будут). Например:
Творческая самореализация учащихся
и типология креативных компетенций для старшей профильной
школы
Иванов Иван Иванович, канд. пед. наук, ст. науч. сотр.
лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО
РАО, e-mail: ivanov@eidos.ru, (495)987-65-43 (раб),(495)
123-45-67 (дом)
Ссылки в тексте даются на той же странице,
Arial 9. В конце статьи
может быть приведен список использованной литературы в
соответствии с действующими правилами оформления.
Рисунки выполняются в виде отдельных
графических файлов (черно-белых), которые затем вставляются
в текст. Ширина рисунка - не более 11 см.
Ширина таблиц - не более 11 см.
Статьи готовятся в соответствии с указанными требованиями и
высылаются отв. редактору сборника – чл.-корр. РАО
Хуторскому А.В. по e-mail: andreykh@mail.ru с темой письма
"Статья для сборника от ...". В теле письма приводятся
данные: Ф.И.О. автора, уч.звания, степень, должность, место
работы, город, e-mail. Статья прилагается к письму во
вложенном файле. Объем пересылаемого файла не должен
превышать 700 Кб.
О проведении конференции по тематике сборника
С 21 августа по 8 сентября 2007 года проводится IX-я
Всероссийская дистанционная августовская
научно-педагогическая конференция на тему "Компетенции в
образовании". Приглашаем принять участие в этой конференции
(регистрация бесплатная). Для этого необходимо прислать
заявку по форме, указанной в положении о конференции -
http://eidos.ru/conf/dist/2007/index.htm
В рамках конференции планируется рассмотрение и обсуждение
материалов готовящегося сборника.
---
Форумы Научной школы
Готовящийся сборник – 12-й в серии сборников научных трудов,
посвященных вопросам проектирования и обновления
современного образования. Научные исследования ведутся в
рамках концепции человекосообразного образования. Кроме
публикации сборников, проведения семинаров и конференций,
рассматриваемые проблемы обсуждаются на
форумах Научной школы.
Все новости Научной школы >>
|
|