: ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

ГРЕЦИЯ: Афины


03 — 06.05.2008 г.

Это мой фоторепортаж о путешествии в Грецию, которое организовал Эйдос Тур. Размещено около 180 фото. Оглавление см. в конце страницы.

"Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!" - так сказал один древнегреческий писатель.

 

Афины застроены, в основном, малоэтажными домами. Здесь нет высоток как в Бангкоке. Причина - сейсмическая, здесь трясёт.



Самое высокое место в Афинах - Акрополь (на др. греч. означает "верхний город"). Это грандиозный 150-метровый холм, природная каменная глыба. Гора была заселена уже в 3500-х годах до н.э. В 1600-х годах до н.э. на вершине был построен царский дворец, который был обнесен циклопической стеной толщиной 4-4,5 метра.

В  V веке до н.э. в Акрополе был построен знаменитый Парфенон, Пропилейон (вход), Эрехтейон, храм Бескрылой Победы. Наш путь лежит в  знаменитый Акрополь, известный по учебникам истории для 5 класса.

 

Неожиданный сюрприз - сегодня вход в Акрополь бесплатный, такое там иногда бывает. Сэкономлено 12 евро.



 

Вход в Акрополь называется Пропилейон, греческое слово "пропилэа" означает "монументальная парадная башня входа народа". Возведение этого знаменитого входа на территорию архитектурного комплекса Акрополя было частью программы Перикла. Пропилеи были построены между 437 и 432 годах до Р.Х знаменитым афинским архитектором Мнесиклом.

 

Справа от входа в Акрополь, находится театр "Одеон", построенный во II в. н. э. Каждое лето здесь проводится Афинский фестиваль. Тридцать два ряда сидений для 5000 зрителей.

 

Этот же театр с обратной стороны. В нём есть черты греческой (общий план) и римской (фасад, арки)  культуры.

 

На самом верху Акрополя – Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры. Почему шедевр? Потому что он построен не по правилам геометрии, а по правилам восприятия. Например, у казалось бы плоских конструкций есть кривизна. Например, если на один конец ступени или постамента положить предмет высотой 10-15 см и посмотреть на него с другого конца, то этот предмет окажется невидимым, что говорит о наличии кривизны плоских на первый взгляд конструкций.

 

Все 46 десятиметровых колонн Парфенона не строго параллельны друг другу – они имеют небольшой уклон во внутрь. Оси колонн сходятся в одну точку на высоте нескольких километров. Кроме того, колонны Парфенона не одинаковы по размеру – угловые более объемны, чем остальные. Они имеют наибольшую освещенность, которая зрительно уменьшает объем предмета, то есть, если бы все колонны были одинаковы, то угловые казались бы меньшими, чем остальные.

 

Конструкция Парфенона придают устойчивость зданию при землетрясении.  Архитектор храма был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх. Наша гидша сказала, что современные архитекторы так строить не умеют. Есть над чем задуматься...

 

Внутри Парфенона когда то была 12-метровая статуя Афины, выполненная Фидием из золота и слоновой кости. Потом она была перевезена в Константинополь и пропала в пожаре. А в 1687 году турецкая армия использовала Парфенон под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил храм.

 

Рядом с Пафеноном мраморный красавец Эрехтейон. Именно здесь разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей. Восточная часть храма посвящена Афине. На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона, где на полу в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона.

 

С южной стороне храма Эрехтейон находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям девушек (высота 2,1 м), Статуи изготовлены из пентеликонского мрамора. В византийское время девушек стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках – плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией. Остальные статуи сейчас - это тоже копии, но их оригиналы находятся в музее самого Акрополя.

 

На вершине Акрополя не просто земля. Там ходишь по натёртому до блеска мрамору. Как я уже говорил весь Акрополь - это огромная скала.

 

Мрамора и камня там очень много. Даже таблички для туристов сделаны из белого блестящего мрамора..

 

Внизу под Аркополем находится самый древний театр Греции - театр Диониса. Именно здесь впервые были поставлены первые пьесы античных классиков. Построен в IV в. до н.э., вмещал до 17 000 зрителей. Зал был знаменит прекрасной акустикой и передовой с инженерной точки зрения конической формой. У Перикла была заостренная форма черепа, и современники смеялись, что он построил концертный зал в форме своей головы.

 

Первый ряд театра Диониса состоял из 67 мраморных кресел для VIP-зрителей. На многих креслах высечены имена и должности владельцев, относящиеся к разным эпохам античности.

 

Вокруг театра Диониса много других развалин. Перед театром - остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э.

 

Теперь о грустном. Многие из археологических находок из Акрополя сейчас находятся в Британском музее Лондона. Дело в том, что 200 лет назад лорд Эльгин, который тогда был послом Великобритании в Константинополе, вывез в Англию более 90 скульптур Парфенона. Он использовал для этого свои высокие полномочия. Греция тогда входила в Оттоманскую империю. И хотя даже турки были против, статуи тайно были вывезены. Лорд хотел украсить скульптурами свой дом в Шотландии, но его судили. Тем не менее скульптуры были оставлены в Англии и помещены в Британский музей. Греция не раз предъявляла свои права на мрамор Парфенона, однако официальный Лондон отвергает даже такое компромиссное предложение, как создание филиала Британского музея в Афинах.

Я был в этом Британском музее в Лондоне, видел афинские шедевры. Конечно, для тамошних туристов и самого музея это ценные экспонаты. Но до сих пор помню ощущение, что эти ценности ворованные...

 

Напротив Акрополя есть другая знаменитая гора - холм Аресата, с которой когда-то читал свои проповеди апостол Павел. Это место — ареопаг — древнейшее судилище в Афинах. Желая подробнее узнать о новом учении Павла, афиняне привели его на это место, где он начал открыто изобличать идолопоклонство и проповедовать учение Христа.

Камни на вершине этой горы отшлифованы миллионами туристов. К счастью, там нет никаких ограждений, и можно насладиться природной и культурной свободой Античного величии, глядя на Акрополь.

 

По другую сторону от Акрополя находится Храм Зевса Олимпийского - самый большой в Греции древний храм коринфского ордера. Храм начали строить в 6 в. до н.э., а закончили лишь через 700 лет. Сегодня из 104 колонн осталось только 15, но и их достаточно, чтобы почувствовать мощь этого сооружения. Обратите внимание на фигурки людей.

 

Верхний угол храма Зевса Олимпийского крупным планом.

 

Ворота недалеко от храма Зевса (сквозь арку ворот вдали виднеется Акрополь). Вход сюда сегодня тоже был бесплатным, как и в Акрополь. Кстати, билет в Акрополь действует также и здесь, а также ещё в трёх древних местах.

 

Ещё одно - самое сохранившееся сооружение, расположено недалеко от Акрополя - напротив храма Зевса - это храм Гефеста (Тесейон) . Он находится рядом с древней Агорой - общественным и торговым центром жизни Афинского полиса.

 

Здесь, в Агоре, и сегодня множество улочек с торговыми палатками и кафешками. Есть здесь и свои "напёрсточники", лихо перемешивающими карты и евро-деньги в надежде, что среди туристов найдутся лохи.

 

По лужку возле храма Гефеста с философским видом ползает черепаха.

 

Вблизи от Акрополя каким-то боком поют туземцы совсем из других стран.

 

Этот человек паяльной лампой состаривает иконы.

 

Афины - не только старый город. Передвинемся немного дальше, в современную зону.

 

Здесь можно встретить сумки огромных размеров.

 

Трамвайчики в стиле хай-тек.

 

Вот загадка для вас - почему надпись на автомобиле написана справа-налево? Знаете? Для того, чтобы при отражении в зеркале впереди идущих автомобилей они могли прочитать, что сзади едет медицинская машина и пропустить её.

 

А вот назначение этих двух красных будок так и осталось для меня загадкой. Нужно было спешить в метро.

 

Метро в Афинах очень симпатичное. Например, здесь нет привычных турникетов. Можно проходить свободно, никто тебя не зажмёт. Но билет всё-же требуется ввести в аппарат, чтобы тот проставил на нём время входа.

 

Билеты покупаются либо в кассах, либо в автоматах с сенсорным управлением.

 

В Москве схемы линий метро располагают горизонтально, в Афинах - вертикально.

 

Вагончики все раскрашены в разноцветные жизнерадостные краски.

 

Эскалаторы вниз и вверх здесь расположены не параллельно вместе, а с разных сторон. Чтобы знать, куда движется лестница, что за углом, имеются табло. Вот по этому табло видно, что оно спускается к тебе, значит, чтобы подняться, надо идти к другому.

 

Есть в Афинах и современный стадион, как же без него.

 

Столбики, как и вывески, здесь тоже мраморные, с блёстками на солнечном свету.

 

Даже в новом городе везде встречаешь древние мотивы.

 

Буквы очень похожи на русские, но всё же греческие.

 

Единственный дебильный памятник, который я обнаружил в Афинах - это памятник Икару. Как бы говорящий: "Нечего летать к Солнцу, иначе сплющит об землю".

 

Ещё одна загадка: кто это стоит в юбке?

 

Это греческий караульный! Я со своими 178 см ему примерно по плечо оказался. Подходить и фотографироваться с ними можно, но вот делать какие-нибудь жесты или движения рядом с ним, как оказалось, запрещено. Я попытался подпрыгнуть, чтобы поравняться с ним ростом, так специальный дежурный сделал мне замечание.

 

Куда податься в Афинах вечером? Конечно в местную таверну с национальными развлечениями. Где найти хорошую таверну, лучше спросить у дежурного отеля. Многие из них говорят по-русски. За 35 евро нас привезли в таверну, где был предложен ужин с греческим вином и программа.

 

Все танцы у греков с большим участием ног. В основном они только ногами и танцуют, выделывая ими замысловатые пируэты.

 

Танцоры - очень весёлые ребята, постоянно работают с залом. Например, вот этот поставил на ближайший стол стакан и вспрыгнул на него.

 

Время за полночь. Пора домой в отель. Таксист оказался из Албании, очень хвалил нашего Путина, говорил, что раньше Россия была "во" (маленький просвет между пальцами), а теперь Путин заставил всех её уважать, когда нефть и газ придержал. Говорил, что у них в Албании все тоже за Ленина и за Сталина, как и у нас в России, показывал видеоклип на своём мобильнике с выборами их президента. Несмотря на всю любовь к России и русским, двойной (ночной) тариф за доставку в отель таксист всё же взял (10 евро).

Вид из окна отеля.

 

P.S. Напишите отклик о фоторепортаже на моём Фотофоруме!

---

Что ещё посмотреть в Греции:

Афины — Высота Акрополя оказалась неожиданной.

Дельфы — "Познай себя" -  именно здесь это было написано на фронтоне храма.

Олимпия — Родина Олимпийских игр. Здесь теперь зажигают Олимпийский огонь.

Толо — Курортное местечко. Удалось искупаться в Эгейском море.

Нафплион — Первая столица Греции. Названа в честь Нафплия, сына бога Посейдона.

Микены — Самый известный город Греции, царство Агамемнона, который взял Трою.

Патра — Сюда прибывают паромы из Италии со стороны Ионического моря.

Метеоры — Фантастически отвесные огромные скалы, вершины которых облюбовали себе монахи.

Янина — Город был основан в VI в., а в XV в. добровольно сдался турецкому султану.

Игуменица — Портовый городок на западном берегу Греции.

К списку стран и городов


P.S. Рекомендую заказать путешествие по Греции в Эйдос Туре.
 

 

© А.В.Хуторской, 1997—2016