Инновации в образовании и дидактике: контуры взаимосвязи
30.09.2009 г.
Тезисы доклада на теоретико-методологическом семинаре при
Президиуме РАО. Тема заседания "Современная дидактика: границы предметной
области".
Под инновацией мы понимаем нововведение – целенаправленное
изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие
переход системы из одного состояния в другое (см.: Педагогическая инноватика,
2005,
2008).
Образование и дидактика – две разные, но и в то же время
связанные системы. Инновации в каждой из этих систем имеют свои особенности, и
могут быть связаны или не связаны друг с другом.
Какова связь между образованием и теорией образования (дидактикой)?
Опираясь на наш опыт проектирования инноваций в дидактике, а также практику
введения новшеств в образовательный процесс, мы определили следующие типы
взаимодействия дидактики и образования по отношению к инновациям:
1 тип: Внедренческое взаимодействие.
Это наиболее традиционное взаимодействие «науки и практики»: считается, что
учёные-дидакты разрабатывают новшества, а практики-педагоги внедряют
разработанные новшества в реально организуемый образовательный процесс.
2 тип. Взаимодействие по запросу практики.
Практические проблемы учителей побуждают их и учёных искать новые
теоретические элементы (приёмы, методы, подходы и т.п.), которые решали бы эти
проблемы. Например, обучение мигрантов из ближнего зарубежья порождает проблемы,
которые не решаются имеющимися в классической дидактике и методиках средствами.
Когда в одном классе находятся не просто дети с разным знанием русского языка, а
с разной ментальностью, культурной принадлежностью, то их обучение требует
особых дидактических подходов и средств.
3 тип. Циклическое взаимодействие. В
этом случае инновации в дидактике вызывают инновации в образовании, а те, в свою
очередь, приводят к необходимости введения новых дидактических понятий и
принципов.
Например, введение понятия, а затем и типа обучения, которое называется
«личностно-ориентированное обучение» на практике привело к актуализации таких
дидактических элементов как «ученическое целеполагание» и «ученическая
рефлексия». Создание в дидактике принципов и методик обучения учащихся
целеполаганию и рефлексии, их последующее применение на практике, явились
стимулом для обоснования «индивидуальной образовательной траектории» учеников,
что в свою очередь потребовало изменений в классической дидактике массового
обучения, где содержание и методы как правило, рассматривались применительно ко
всем ученикам одинаково. Сюда же отнесём этап актуализации профильного обучения,
являющегося предвестником индивидуализированного обучения.
4 тип. Интегрированное взаимодействие.
Дидактика и практическое образование уже не чередуются в инновациях, а
соединяются в общем процессе. В качестве примера такой интеграции приведу
предложенный нами «происходящий метод обучения» (Хуторской А.В. Понятие
«происходящего» метода обучения и методология ситуативной педагогики //
Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. науч. тр. /
Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.9-24). Суть инновации
состоит в следующем. Любой дидактический метод меняется во время его применения
в образовательном процессе. Даже скажем так, не меняется, а оживает, становясь
уникальным только здесь и сейчас. Если в данном конкретном случае рефлексивно
осознать применяемый метод, то окажется, что он не таков, каким он был описан в
дидактике. Т.е. выявляется уникальный, практически реализуемый метод, мы назвали
его "происходящий".
Аналогичным образом нами введено понятие "происходящая теория
обучения" (Хуторской А.В. «Происходящая» теория обучения как методологическая
предпосылка инноваций в образовании // Современные проблемы педагогики:
парадигма педагогики и тенденции развития образования: Материалы Всероссийской
методологической конференции-семинара: В 2 ч. - Ч.1: Парадигма педагогики в
контексте развития научного знания / Гл. ред. В.В.Краевский; Ред. А.А.Арламов,
Е.В.Бережнова. – Краснодар, 2006. – С.129-133).
5 тип. Концептуальное
взаимодействие. Новая образовательная реальность, новые типы
обучения меняют концептуальный аппарат дидактики, что приводит к созданию новых
дидактических теорий. Приведём примеры.
Обучение, направленное на выявление и реализацию креативного образовательного
потенциала учеников – эвристическое обучение – привело к замене
классического принципа «вращивания» знаний (Л.С.Выготский) на принцип
«выращивания» знаний в процессе обучения. Замена процесса интериоризации на
обратный ему повлияла на изменение классической системы дидактических принципов.
Например, принцип связи науки и практики в обучении потерял свою руководящую
роль и был заменён на принцип первичности образовательной продукции ученика и
вторичности культурно-исторических (научных) аналогов.
Другой пример из наших исследований. Ориентация учителя на сопровождающее
обучение потребовала отыскания таких дидактических элементов, которые
фиксировали бы единые для всех учеников объекты изучения, некие общие стандарты.
В результате появилось понятие «фундаментальный образовательный объект».
Это понятие используется вместе с разработанной нами инновационной технологией
«образовательная ситуация» для организации эвристического обучения.
Ещё пример. Системная реализация гуманистической направленности обучения
предопределила необходимость введение принципа человекосообразности
образования. А данный принцип, в свою очередь, потребовал введения в
дидактику понятия «миссия ученика», причём вместе с соответствующими методиками
выявления и реализации этой миссии средствами образования. Принцип
человекосообразности привёл к необходимости разделения содержания образования на
внутреннее (человеческое) и внешнее (социальное), а также к развитию
компетентностного подхода, разработке субъективных методов оценки
образовательных результатов ученика и другим новшествам, разрабатываемым в русле
нашей научной школы.
Приведённая типология взаимодействия дидактики и образования позволяет лишь
очертить контуры их взаимосвязи по отношению к инновациям. Необходимы
специальные исследования, позволяющие разрабатывать и применять целостный
механизм комплексных изменений в теории и практике обучения. Такую задачу
призвана решать новая педагогическая область – дидактическая инноватика,
к созданию которой ещё предстоит приступить.
Ключевой проблемой дидактической инноватики, на наш взгляд, является разработка
и развитие понятия «миссия ученика». Именно через это понятие станет
ясно, зачем ученику образование, каковы должны быть его цели, каким должно быть
его содержание. Потребуется определить, как выявлять миссию ученика, как
средствами образования её реализовывать, как оценивать результаты.
---
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Инновации в образовании и дидактике: контуры взаимосвязи [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 30.09.2009 г. – http://khutorskoy.ru/be/2009/0930/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|