: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Кто на самом деле изобрёл "перевернутый урок"?
 
 

 
 

13.09.2021 г.

Об одной педагогической фальсификации


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Сегодня часто можно услышать о модели "перевёрнутого" обучения, когда ученики осваивают новый материал дома, а на уроке его обсуждают с учителем. Метод действительно эффективный, имеет развитие в разных вариантах, в том числе и в дистанционном формате.


Так кто же родоначальник метода? Открываем некоторые прозападные сайты и материалы (я не противник Запада, даже во многом, наоборот, но истина дороже) и читаем:


"Кто изобрёл этот подход. Пионерами перевёрнутого обучения считают педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса из американского штата Колорадо. В начале 2000-х годов Бергман и Сэмс преподавали химию старшеклассникам небольшой сельской школы".


Так вот, Джонатан Бергман и Аарон Сэмс никакие не пионеры. Не пионер даже Гленн Платт из Университета Майами, чья статья "Перевернутый класс" опубликована в 2000 году.


Модель перевёрнутого урока предложила в 1984 году Милица Васильевна Нечкина, академик АПН СССР. Почему я это знаю? Потому что сам читал эту статью, когда был молодым учителем и пробовал такие уроки.


Суть перевёрнутого урока (урока-наоборот) Нечкина сформулировала так: «... новое пусть черпают ученики из самостоятельного чтения учебной книги, соответственно составленной. Пусть продумывают его, затем пусть обсуждают с преподавателем в школе, совместно приходят к выводам» (Нечкина М.В. Повысить эффективность урока // Коммунист, 1984. № 2. С. 51).


Кстати, Нечкина личность была неординарная, погуглите, если интересно. И то, что её модель тогда не получила распространения у нас, связано с тем, что надо было бы менять всю концепцию советского образования. Наши чиновники даже сегодня в ситуации пандемии не смогли организовать грамотного дистанта, хотя ему уже 30 лет в России, попытались перенести классно-урочную систему в онлайн, в результате отбили охоту к ДО у миллионов учеников и их родителей. А тогда даже не попытались изменить основы советской школы. Потому же не пошло и проблемное обучение Махмутова.


А что касается "перевёрнутого класса", получается как и с другими отечественными разработками, когда нам их приносят "оттуда", потому, что наши чиновники "здесь" думают больше о другом.

 

Обсуждение в Фейсбуке

Татьяна Пасман
Спасибо, Андрей Викторович! Вы мне очень помогли. Я тоже в студенческие годы читала статью М.В. Нечкиной о приеме, который сейчас все именуют "перевернутым классом", но никак не могла найти ни свой конспект ни источник.

Сергей Поляков
Как всегда "родителей" много. В Ульяновске работал в режиме перевёрнутого класса с 1980-ых годов замечательный учитель Юрий Иванович Латышев и он писал об этом.

Хуторской Андрей Викторович
Ю.И.Латышев начал применять метод перевернутого класса с 1990 года. Вот его слова: "В 1990 году я ушел от традиционного урока, который является для учителя «театром одного актера». Домашнее задание даю раз в год - в мае. К каждому уроку ученики делают конспект с понятийным аппаратом, вопросами, которые хотели бы задать классу. Целый час они обсуждают тему, я только направляю ход разговора". https://1ul.ru/city_online/obshchestvo/news/perevernutye_uroki_i_aforizmy_yuriya_latysheva/

Валерий Платонов
Был ли у нее пилотный эксперимент? Идея, принцип перевернутого класса (не бренд или термин) и даже частное использование в самостоятельном обучении, возникла тогда, когда возникло дистанционное обучение, то есть в 1800-х годах (или еще раньше когда возникли носители информации). В смешанном варианте с компьютерным преподаванием в 60-х годах была создана система PLATO. Но технология, методология перевернутого класса (не идея) возникли когда такой обучение пошло в массы, тогда этой технологии и придали термин flipped classroom. "Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами". Идея ничто - реализация все.

Юрий Байков
Валерий Платонов, 20 лет работал по этой системе. Это реализация идеи. К этому приходишь сам, модернизируешь под условия своей школы, своих детей.
А когда назидательно спускается в массы алгоритм, это конвейер со странным названием "перевернутый класс". Что на что перевернули? Даже смешно)

Валерий Платонов
Юрий Байков Алгоритмы это как бы методички для тех, кто вступает в профессию. Их конечно можно адаптировать и переделывать в своем контексте. А так терминов смешных много приходит отовсюду. Вот сейчас новая волна терминов пойдет: креаторы, гиги, метаверсы, злобное образование,...

Ольга Володченко
Многие (и я тоже) ещё с советских времен использовали эту технологию, а теперь узнали как она ныне называется.

Лариса Новикова
Всем огромное спасибо за информацию! С "первенством", как я понимаю, все же неоднозначно М. В. Нечкина?

Елена Конторовская
Лариса Новикова я не читала, но пользовалась; требует осмысленной воли!

Elena Zor
Это из вашей новой книги?

Хуторской Андрей Викторович
Да, включу в Историю педагогики.

Светлана Суворова
Читала, что так Чернышевского учил его отец, а потом он сам своих детей. 🙂

Хуторской Андрей Викторович
О личном. В юности М.В. Нечкина много и часто влюблялась. Она была влюблена в декана медицинского факультета Казанского университета, руководителя университетской психиатрической клиники профессора Григория Яковлевича Трошина (1874 - 1938). Категорически не приняв советскую власть, в 1923 году он стал «казанцем с философских пароходов», т.е. был насильно выслан из Советской России.
В прощальном письме Г.Я. Трошин писал М.В. Нечкиной: «Милая девочка Милица-Царица … не надо ничего трагического. Достаточно того, что Вы и я достаточно друг друга знаем, чтобы понять и сохранить тот минимум, который диктуется жизнью: хорошие воспоминания и теплоту дружеских бескорыстных чувств. Самое лучшее место в Вашем письме то, где Вы говорите о преданном человеке; надо только прибавить, что эта готовность служить другому взаимна». Далее следовало пожелание «выработаться в истинного русского интеллигента с его достоинствами и даже недостатками» (Милица Васильевна написала напротив этой строки: «Не хочу»). И совсем на прощание: «Целую Вас. Приезжайте ко мне». «Зачем?» - приписала она.
Историк М.В. Нечкина на открытии памятника Долгорукову: «Русские князья на кобылах не ездили!». Что сделал Н.Хрущов с конём памятника, а также другие истории и стихи Милицы Васильевны: http://ptiburdukov.ru/История/Историки/Нечкина_Милица_Васильевна

Мария Савельева
Хуторской Андрей Викторович много хорошего было в советской России, но все это хорошее было антисоветское . Поскреби любую биографию и дореволюционная Россия как фундамент этой неординарности

Хуторской Андрей Викторович
"Советы" (власть) даны России, чтобы понять, наконец, что действительно необходимо её гражданам.

Аркадий Жохов
Спасибо за память!

Rushan Ziatdinov
Известны ли вам работы отечественных учёных, посвящённых массовым открытым онлайн-курсам, опубликованные до 2000 года?

Хуторской Андрей Викторович
https://khutorskoy.ru/books/bibliography.htm
https://khutorskoy.ru/books/bibliography-e.htm

Сергей Ловягин
Году в семидесятом в классе, где я учился, географичка так уроки проводила.

Людмила Краевская
Сергей Ловягин У нас в 60- х учителя литературы и истории

Александр Андреев
Спасибо за интересную информацию. Аналогичная история наблюдается с массовыми онлайн-курсами (МООС). Считается, что первые MOOC появились в 2008 г. в США
Создание MOOC связывают с именами: Сименс, Даунс, Норвиг и др.
Хотя известно, что аналоги (прототипы) МООС появились в 2000 г в России. Например,
Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего бизнеса (www.businesslearning.ru) Вот имена отечественных пионеров: А.Шкред, И.Городничий, В.Лебсак и др.
Это факт я описал в статье. Андреев А.А. МООС в России//Высшее образование в России. №6. 2014г. С.150-155.
Тем не менее, все упорно говорят о приоритете американцев.

Анжелика Цахаева
Согласна полностью

Анастасия Салтыкова
Спасибо! Очень люблю перевёрнутые уроки. Но всегда думала, что это что-то новое, современное. 🙂 Хотя очевидное же!

Александр Серкин
Хуторской выдает за свое открытие то, что известно даже википедии (на английском).

Хуторской Андрей Викторович
Коллеги, если вы хотите видеть в своей ленте на Фейсбуке интересные вам публикации, вам обязательно нужно реагировать на них! Алгоритмы ФБ таковы, что он показывают вам только то, на что вы реагируете - постом, вопросом, суждением, лайком. Если вашей реакции нет, ФБ перестаёт показывать вам то, что вам интересно. Независимо, подписались ли вы на страницу или группу. Поэтому - реагируйте на посты, пишите вопросы, свои суждения.

Lada Saschenko
я училась дистанционно в школе скорочтения О. Андреева, а две однокурсницы в ЕШКО. 1991-92 годы. По почтовой переписке.

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Кто на самом деле изобрёл "перевернутый урок"? Об одной педагогической фальсификации 
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 13.09.2021 г. – http://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023