: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

    facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

В чём и почему учителя испытывают затруднения? Дискуссия в Фэйсбуке.

 
 

04.05.2015  г.

В чём и почему учителя испытывают затруднения? О подготовленности педагогов из опыта проведения выездных семинаров. Дискуссия в Фэйсбуке.

Хуторской Андрей Викторович

Из нашего опыта проведения выездных семинаров в самых разных регионах страны обнаруживается одна и та же проблема: многие педагоги, особенно в основной и старшей школе, слабо ориентируются в требованиях ФГОС, не различают типы УУД, не владеют необходимой терминологией и методиками. И ладно бы ФГОСы, они далеки от совершенства, но учителя действительно испытывают затруднения в элементарных педагогических операциях: в организации целеполагания и рефлексии учеников, не умеют разрабатывать уроки, ориентированные на личностные образовательные результаты учащихся. Более чем у половины педагогов отсутствуют навыки продуктивной творческой деятельности! Многие даже слыхом не слышали про открытые задания, эвристическую образовательную ситуацию и ученический образовательный продукт. Наши семинары, конечно, проясняют для участников данные вопросы, но нужна системная и непрерывная методическая работа с учителями. Одним семинаром не обойтись. Пока это понимают очень немногие директора и завучи школ. Тогда чем они занимаются? Ради чего нужна такая школа?


Александр Максимов
У меня встречный вопрос: кому нужны ФГОСы и тестирование? Ответ есть?

Светлана Проклюшина
Как известно, одну и ту же задачу можно решить несколькими способами. И не обязательно ФГОСами решать все образовательные задачи. Хотя я сторонник ФГОсов.

Александр Максимов
Каждому своё. Мы тоже будем делать, но лично мне всё это не нравится. Пока мы будем экспериментировать ... потеряем кучу времени, сил, отличных учеников. И вернёмся на круги своя ... как всегда.

Александр Максимов
Кстати, ответ, чем мы занимаемся: растим талантливых учеников, вчера наш ученик очередной грант выиграл...а ещё бесконечными бумажками, отчётами...75%которых связаны с аккредитацией и ФГОСАМи...на детей времени всё меньше остается, а это очень плохо. Если убрать тестирование, то и я за

Хуторской Андрей Викторович
Дело, конечно, не во ФГОСах. Сегодня ФГОСы, завтра КОСы (комплексные образовательные стандарты), послезавтра - что-то ещё. Для себя определил простой принцип: реализуй свою миссию в тех условиях, какие есть. Если "на дворе" ФГОСы, и они как бы обязательны, несмотря на содержащиеся в них ошибки, то делай своё дело с помощью них. Если что-то другое, тоже найди способ профессиональной самореализации. Это не должно быть коньюктурой, приспособленчеством. Это учёт реалий. Критикуя, предлагай. И, главное - делай сам, что предлагаешь.

Валерия Добрынина
Сделайте, пожалуйста, рассылку Ваших семинаров. Какие формы работы есть для продолжения работы между семинарами?

Хуторской Андрей Викторович Валерия Добрынина, если кратко, то между проводимыми нашим Институтом семинарами учителя ведут следующие виды деятельности:
- проводят и анализируют разработанные во время семинаров уроки;
- участвуют в 10-дневных дистанционных курсах - http://eidos.ru/courses/schedule.htm
- изучают методики нашей научной школы: http://khutorskoy.ru/science/concepts/index.htm
- приобретают бумажные издания: http://eidos.ru/shop/EidosBooks-Price20150306.xlsx
- участвуют со своими разработками в наших профессиональных дистанционных конкурсах: http://eidos.ru/project/schedule/index-teacher.htm
- участвуют вместе со своими учениками в дистанционных эвристических олимпиадах http://eidos.ru/olymp/index.htm, конкурсах http://eidos.ru/project/schedule/index-teacher.htm , конференциях - http://eidos.ru/conf/pupil/schedule.htm
- описывают результаты в виде статей и присылают их на обсуждение во время дистанционных Педсоветов ЦДО "Эйдос" - http://eidos.ru/science/kabinet/forms.htm
- заказывают для своей школы дистанционные Интернет-педсоветы (режим телемоста) - http://eidos.ru/conf/ipedsovet/index.htm
- выполняют методические разработки, которые представляют на обсуждение на дистанционных заседаниях Учёного совета нашего Института - http://eidos-institute.ru/science/index.htm
- приезжают на конференции в Москву и на летние выездные семинары: в Питер, Сочи, Геленджик
- привозят своих учеников в Москву на очные мероприятия: http://eidos-tour.ru/tours/russia/moscow_otziv_olymp.htm
- получают удостоверения и сертификаты - http://eidos.ru/doc/certificate.htm

А потом опять участвуют в выездных семинарах - http://eidos.ru/present/1503/EidosJuneSeminars_2015.pdf

Наталия Никуличева
Я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда преподаватели не только во ФГОСах не ориентируются, но и методик никаких не знают, путают методы и средства обучения, не знают форм контроля... Либо забыли педагогику, либо вовсе не учили...

Хуторской Андрей Викторович
Наталье Никуличевой: я уже как-то говорил, что забыли педагогику, либо вовсе не учили её, прежде всего, разработчики ныне действующих ФГОСов. Они просто выбросили из стандартов всю педагогику и заменили её на психологию, подменив целые классы педагогических понятий и категорий, и попутно нарушив законы логики и других наук. Чего уж ждать от преподавателей.

Наталия Никуличева
И что делать тем, кто все это понимает?

Хуторской Андрей Викторович
Что делать - это вопрос примерно третьего уровня. Первый уровень - про свою миссию, второй - целеполагание . Поэтому - начать надо с первого уровня.

Наталия Никуличева
А в чем состоит Ваша миссия, Андрей Викторович?

Хуторской Андрей Викторович
Если в контексте обсуждения, то моя миссия вот: http://khutorskoy.ru/science/index.htm

Наталия Никуличева
Я всегда считала миссию формулировкой в 1 предложение. То есть ссылка на научную школу тоже может быть миссией?

Александр Максимов
А я часто сталкиваюсь с сильнейшим расхождением педагогической теории с педагогической практикой. Иногда ощущение, что реформы жители Луны придумали.

Хуторской Андрей Викторович
Александр, для решения этой проблемы у нас предложено не различать теорию и практику. Теория создаются только в ходе и на основе практики. Пример: введённый нами "происходящий метод обучения", "происходящая теория обучения", см.: http://eidos.ru/shop/ebooks/610121/index.htm
Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение». Эйдос в Мире Россия,...

Александр Максимов
Спасибо за ссылку! Делать, видимо, всё равно придётся ... но неохота.

Светлана Проклюшина
Андрей Викторович, а как Вы считаете, советское обучение было более продуманным?

Хуторской Андрей Викторович
Советское обучение было более продуманным, но не человекосообразным. Откровенную халтуру, типа сегодняшнего варианта ФГОСов в советское время просто не пропустили бы. Но тогда не пропустили бы и многое другое.

Светлана Проклюшина
Некоторые, например, народный учитель СССР Мильграм, считаю, что обучение без принуждения немыслимо, и детей полезно даже пороть иногда. Какая уж тут человекообразность....

Хуторской Андрей Викторович
Советский учитель - это проводник государственной политики. Поскольку цели обучения всегда исходили из "решений партии и правительства", а не из внутренней миссии ученика, то эти решения учителю надо было внедрять. Внедрение применялось либо через методики (игры, Шаталов, Липецкий метод и др.), либо, кто ими не владел, через насилие. Кстати, в британских школах розги официально отменили только в 1981 году. Потом, через 13 лет опять их вернули.
Кстати, теория интериоризации (вращивания) Выготского, которую до сих пор вместе с "зоной ближайшего развития" внедряют его последователи-психологи, в том числе разработчики нынешних ФГОСов, есть не что иное, как советская система "приготовления" нужных людей. Этой теории противоположна теория и практика выращивания, которую в частности исповедовал Л.Н.Толстой. См. мою статью "Выготский против Толстого": http://www.eidos.ru/journal/2005/0422.htm

Светлана Проклюшина
Кстати, современный подход, исходящий из западных прогрессивных методов имеет в своей основе положение "Учиться всю жизнь", оно тоже выгодно бизнесу и делает нужных людей под бизнес. Все подходы зависят от целей.

Хуторской Андрей Викторович
Заказ на "нужных людей" есть у многих: у политиков, чиновников, бизнесменов, государственных и религиозных структур, почти у всех! Некоторые из них хотят быть основными, главными заказчиками, и решать, какие 100 книг надо читать, какие экзамены сдавать. Меньше всего сегодня прав на образование у самого ученика. Почти отстранены от заказа его семья, род, школа. Именно поэтому в своей Доктрине образования человека я предлагаю определить группы заказчиков образования и установить их квоту. Вместо одного федерального стандарта должен быть комплексный стандарт (заказ) на образование: http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm

Светлана Проклюшина
В Советской доктрине образования всё было максимально просто, кроме педагогической науки. И только Соловейчик делал её не такой скучной, понятной. Ваша концепция оптимальна, потому, что верна. Когда я первый раз читала Вашу книгу, я плакала. Всё совпало до миллиметра. Все свои выводы практики за 20 лет работы нашла я там.

Хуторской Андрей Викторович
Светлана, спасибо за чувственное отношение к моим работам. О какой книге вы говорите?

Светлана Проклюшина
"Методика личностно-ориентированного обучения".

Хуторской Андрей Викторович
В бумажном виде эта книга давно закончилась: http://khutorskoy.ru/books/2005/met_lich_orient/index.htm Как вы думаете, нужно ли её переиздать? Что изменить с учётом сегодняшнего дня? Что добавить?

Светлана Проклюшина
Эта книга - главный учебник по педагогике в пединститутах. Портфель учебных достижений теперь спорный вопрос. С учеников дерут в три шкуры и выбивают вовсю у них достижения по разным предметам, не имея понятия о пределе прочности здоровья детей и их психологической готовности к этому. Непонятно, когда дети будут просто жить.... Впрочем, как и взрослые... С этим нужно быть очень осторожным. Я бы добавила про ситуацию успеха. А если требовать достижения в погоне за качеством ,то о ней мы забываем, как это не парадоксально звучит.... И про предметоцентризм развить бы тему поглубже.

Светлана Проклюшина
А вообще необходимо погрузиться поглубже опять в эту тему. Я сейчас винтик в системе. В погоне за КАЧЕСТВОМ, будь оно неладно... Что радует, так это то, что молодые педагоги знают то, что не знали мы, до чего мы доходили методом проб и ошибок. Несмотря на то, что пединститутам (что греха таить) достаются не сливки.

Хуторской Андрей Викторович
Светлане Проклюшиной: Спасибо за высокую оценку моей давней книги. Про ситуацию успеха - согласен, важный момент. В нашем Института образования человека слоган "Компетенции успеха", это надо подробно прорабатывать. Вот здесь у нас была попытка начать эту работу, нужно продолжить: http://eidos-institute.ru/journal/2011/1022.htm

Светлана Проклюшина
Прочитала внимательно. И как учителя-практика меня интересует ответ на вопрос: " Как практически и физически осуществить это, если у меня 115 учеников?" Это - Необходимо оценивать ребенка относительно его собственного приращения. (О.А.Завьялова).

Хуторской Андрей Викторович
Светлана, эта задача решается чисто технологически и достаточно просто. Но для этого надо принять иной подход к обучению, который вам, кстати, отчасти известен.

Хуторской Андрей Викторович
Первое: нужно отказаться от позиции, что учитель - это пастух для учеников. Он не может и не обязан лично с каждым заниматься его диагностикой и контролем по всем многочисленным параметрам. Его задача другая - организовать этот процесс.

Мусайп Висенгереев
Андрей Викторович, это что же происходит "учителя действительно испытывают затруднения в элементарных педагогических операциях: в организации целеполагания и рефлексии учеников, не умеют разрабатывать уроки, ориентированные на личностные образовательные результаты учащихся. Более чем у половины педагогов отсутствуют навыки продуктивной творческой деятельности! Многие даже слыхом не слышали про открытые задания, эвристическую образовательную ситуацию и ученический образовательный продукт". учителя с таким уровнем знаний учат наших детей? Чему? Выходит у нас кризис не только в экономике?

Хуторской Андрей Викторович
Мусайп Висенгереев, кризисов у нас много и разных. Кризис подготовки педагогов существует тоже. Но не он основной. Основной кризис в системе образования - системный - потеря или замена ориентиров. Когда нет общепринятой доктрины образования, когда каждый чиновник может по своему усмотрению определять требования и запреты, когда в официальных требованиях и нормах общечеловеческие ценности заменяются на второстепенные типа ЕГЭ, когда учителям "спускают сверху" недоработанные с ошибками ФГОСы-стандарты - вот это и есть основной кризис в образовании. А учителя, хорошо, что в этих условиях хотя бы просто вместе с учениками что-то делают.

Мусайп Висенгереев
Что-то делать с учениками, согласитесь, мало. Однако, я хотел бы вспомнить сельского учителя начала 20 века. Не было различных программных нагрузок, но учитель "отдавал душу" ученикам. Нет ли в настоящее время заорганизованности в области преподавания, не теряем ли в результате учителей с опытом, не желающих работать на баллы?

Хуторской Андрей Викторович
Теряем, Мусайп Висенгереев.

Хуторской Андрей Викторович
Когда я после пединститута был направлен в сельскую школу, меня там сразу поставили завучем и нагрузили уроками. Мне был 21 год. Однажды я пожаловался опытной учительнице, что не все ученики делают домашние задания. Она мне сказала: хорошо, что они хотя бы в школу ходят! Некоторые идут по 8 км, а весной пройти по просёлочной дороге невозможно бывает. Никакой транспорт вообще не ходит. После того, как я решил сделать обход всех детей по домам, я увидел, что и как. После этого я никогда больше не жаловался, что кто-то не делает домашнего задания.

Мусайп Висенгереев
Уверен в том, что люди в России такие же как во всем мире. С одним отличием, они зависимы от существующего политического режима. Им приходится приспосабливаться к существующим условиям. Они не знают во что обвернется для них совершаемый над ними, непредсказуемый политический эксперимент, начиная с 20 годов 20 века. Образование, как составляющая государства, так же проходит этот путь. Гримасы в организации школьного образования, результат этого свободного падения, называемого экспериментом. Жалко и детей и преподавателей.

Хуторской Андрей Викторович
Хорошее ведь качество есть у человека - приспосабливаться. Я не имею ввиду только лишь конформизм. А в целом. Строй? А какая разница, какой строй. Человек при любом строе может учиться и учить.

Мусайп Висенгереев
Я Вас понимаю. Политика для образования, на мой взгляд, это река пущенная через каналы. Природа не любит вмешательства. Природная естественность, благо для любых общественных отношений. Конечно, с определенными нравственными регуляторами. Спасибо за общение. Желаю Вам успехов.

Наталья Ященко
Я думаю, что учителя не понимают, в чем будет разница, если они проведут урок по-новому или по-старому. Для многих просто отсутствует мотивация для переучивания, ведь в основном в школах работают те учителя, которые вели так уроки в течение 20-25-30 лет, а тут что-то новое, непонятное, вопрос - а зачем - встает в первую очередь. Прежде всего нужно учителям доказать, показать и промотивировать, что по-новому - это не только просто по-другому, а это и лучше, лучше для учеников.. Ответим на вопрос ЗАЧЕМ? для учителей, и многое будет по-другому. ЗАЧЕМ МЫ УЧИМ? - ЧТОБ УЧЕНИК СДАЛ ЭКЗАМЕН! - а оказывается и нет. Но анализ работы школы строится на этих показателях.

Елена Быстрицкая
Андрей Викторович, вы опять в русле дидактики учить и учиться, а воспитание с идеалами ценностями и сломом представлений при смене строя остается за бортом ваших рассуждений, такие свободно парящие интеллектуалы по результатам опроса не хотят вовсе свою жизнь связывать со своей страной, это нормально?

Хуторской Андрей Викторович
Елена Быстрицкая, не очень понял, о чём вы спрашиваете. И что хотите от моего ответа.

Елена Быстрицкая Это я все о миссии ученика.

Надежда Мельникова
Андрей Викторович, часто встречаю как цитируют Ваше высказывание не называя при этом, к сожалению, автора и источник ( «Спросите себя как ученика, что вам запомнилось больше: чему вас обучали или как это происходило? То как нас учат, действует сильнее и остается в памяти надолго, в отличие от того чему учат. То, что делаешь сам, усваивается лучше»). Напишите, пожалуйста, источник.

Хуторской Андрей Викторович
Здравствуйте, Надежда. С одной стороны, когда тебя цитируют не упоминая, это признак "народности" - признания значимости твоего высказывания или идеи. Этому можно только радоваться. С другой - есть много цитат из моих работ, которые подпадают под прямой плагиат или ссылаются не на меня, а на того, кто использовал мои слова без ссылки. Приведённый вами текст я использовал в следующем электронном издании:
Хуторской А.В. 35 методов творческого обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004.
Этот же текст есть в предисловии к моей бумажной книжке (стр. 5): Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения : Методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 42 с. : ил. (Серия «Современный урок»). Книжку можно купить здесь: http://eidos.ru/shop/ebooks/610151/index.htm

 

Что под образовательным результатом понимают учителя?

На следующей неделе сотрудники нашего Института образования человека проводят несколько выездных семинаров в школах разных регионов. Перед семинарами мы предлагаем участникам диагностические задания по проблематике семинара. В одной из диагностик требовалось привести примеры образовательных результатов разных типов у конкретных учеников. Вывод: Понятие образовательного результата у большинства учителей не соответствует ФГОСам. И не только ФГОСам, но и вообще пониманию образовательного результата не соответствует.
Под образовательными результатами учителя понимают: формальные достижения или занятия учеников (места на олимпиадах, конкурсах, участие в кружках, проектах), обобщённые умения ставить вопросы, отстаивать свою точку зрения, работать в группе...), некоторые способности (эрудированность, логичность, проницательность..). Только один учитель из всей школы понимает образовательные результаты так, как это представлено в ФГОСах и в концепции Научной школы человекосообразного образования. И это не самая худшая школа, даже наоборот! Кстати, сейчас идёт заказ семинаров на июнь - http://eidos.ru/present

Александр Максимов
Один мужчина на всех фото ... позор нашей системе кадров.

Хуторской Андрей Викторович
Недостаток мужчин - это не система кадров, а система управления образованием. У нас миллиарды идут на повышение имиджа минобрнауки, на попадание вузов в международные рейтинги, на турникеты, видеокамеры и глушилки для егэ. Но здесь я не про эту проблему написал. А про то, что понимается учителями под целями образования - на какие результаты они ориентируются.

Александр Максимов
У нас в школе 8 человек мужчин... а в остальных практически ноль ... это очень плохо...

Александр Максимов
В образовании только один конечный результат - счастливый, умный, адаптивный выпускник. У него семья, дети, он патриот и работает в России и на Россию.
1
Галина Щёлокова
Андрей Викторович! А на что Вы опираетесь, когда говорите: "И не только ФГОСам, но и вообще пониманию образовательного результата не соответствует. " На какие законы и письма их разъясняющие? А откуда такая статистика:" Только один учитель из всей школы понимает образовательные результаты так, как это представлено в ФГОСах и в концепции Научной школы человекосообразного образования "?. Как всегда с огромным интересом читаю все, что Вы пишите. Будем рады видеть у нас, в "ШколЯре".

Хуторской Андрей Викторович
Галина, учёный руководствуется не письмами и разъяснениями, и не юридическими законами. Учёный опирается на данные исследований, науки. Чего, кстати, не всегда делают авторы этих самых писем и рекомендаций. Даже нынешние ФГОСы грешат логическими, методологическими и иными ошибками. Такое нынче время. Статистика наша вытекает из собственных данных - результатов диагностических заданий, которые мы проводим в школах по их заказу - перед нашими выездными семинарами в этих школах. Именно сейчас наши сотрудники проводят несколько семинаров в школах разных регионов России. Ваш ШколЯр вполне может позволить себе заказать наш выездной семинар. Особенно сейчас это наиболее выгодно сделать по акции "Июньские семинары" - http://eidos.ru/present/

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. В чём и почему учителя испытывают затруднения? Дискуссия в Фэйсбуке.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 04.05.2015 г. – http://khutorskoy.ru/be/2015/0504   

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на ОдноклассникиРу, Фэйсбук, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016