:АВТО-ГРАФИЯ

Личная история

Родился я 6 октября 1959 года в городе Сокольники Тульской области. Туда мои родители были направлены работать учителями по распределению после окончания Калужского пединститута.

Моя мама – Лариса Николаевна Хуторская (1935-2004), кандидат педагогических наук, доцент, мой учитель и наставник. Отец – Виктор Алексеевич Хуторской (1935-2010), всю трудовую жизнь работал учителем физики.

 Мама и я

Я и моя мама

По гороскопу я весы, кабан. С описанием этих знаков во многом совпадаю. Женат, есть дочь.

Детство и юность прошли в Калуге - «колыбели космонавтики». Мой дед по отцу когда-то возил сено К.Э.Циолковскому. Другой дед делал снаряды на заводе. Оба - больше 50 лет были в КПСС. Мне же вступить в эту славную организацию не довелось, слава Богу. Хотя комсомольским активистом я был и даже избирался на областные конференции.

В детстве занимался фотографией, радиоделом (в кружке делали робота). Много дали занятия спортивной стрельбой: тренировки, поездки на соревнования, аутогенная тренировка - научили владеть собой и достигать цели. Вид оружия - пистолет. За мной в стрелковом клубе было закреплено 4 пистолета: револьвер, малокалиберный, матчевый и «олимпийка» для скоростной стрельбы по силуэтам (за 4 секунды нужно попасть в пять силуэтов, желательно только в десятки). Каждый пистолет подгонялся по руке, из дерева вырезались индивидуальные ручки. Уже студентом на соревнованиях выполнил норматив кандидата в мастера спорта.

В 1976 году закончил 10-летку (школа №14 г.Калуги), несколько фото из той прекрасной поры имеются в хронике бытия.

В этом же году поступил на физико-математический факультет Калужского государственного педагогического института им. К.Э.Циолковского. Это было прекрасное время, одни стройотряды чего стоят.

Обучаясь в пединституте одновременно закончил кинофотофакультет Заочного народного Университета искусств (г.Москва). Фото и видеосъемка - до сих пор одно из увлечений, которое весьма помогает в путешествиях. Получил права, имею приличный водительский стаж.

После окончания пединститута в 1981 году был направлен в Сашкинскую среднюю школу Ферзиковского р-на Калужской области. С 1981 по 1984 год работал там заместителем директора школы и учителем физики. В этот период вёл научно-педагогическую работу, выступал на республиканских и Всесоюзных конференциях, которые проводились как в России, так и в других республиках СССР - в Ташкенте, Минске, Гродно, Вильнюсе. Одновременно с работой учителем начал вести научные исследования, опубликовал 10 научно-методических статей.

В Сашкино я вёл сельскую дискотеку. Это были не просто танцы. Вместе с учениками мы изготавливали цветомузыку, показывали слайды, проводили музыкальные конкурсы. Дискотека начиналась в 11 часов вечера, когда темнело, и продолжалась до 2-3 ночи. Пользовалась большой популярностью в округе, даже из Москвы к нам специально приезжали и просили сообщать, когда будем в следующий раз проводить.

3 года в Сашкино я жил в деревенском доме с русской печкой. Хозяйкой была бабуля - Мария Ивановна, добрейшей души человек. Бывало, утром после дискотек она шла «из магазину», где передавались последние «новости», и рассказывала мне, «что там у вас было вчерась на дискотеке», с комментариями и дополнениями, которые брались невесть откуда, например: «Говорят, вчерась за тобой, Викторыч, Люськин муж с ружьём гонялся». Разумеется, ничего подобного не было, но о чём же тогда судачить бабулям, собирающимся за 2 часа до открытия магазина.

С 1984 по 1985 год – я учитель в школе №6 г.Калуги, в которой преподавал когда-то К.Э.Циолковский. Для завершения и защиты кандидатской диссертации по направлению Калужского Гороно командирован в годичную аспирантуру НИИ СиМО АПН СССР - редкое по тем временам явление. Считалось, что в годичную аспирантуру могут командировать только вузы. Был чуть ли не первым учителем, которого командировали прямо из школы. Завершил и защитил кандидатскую диссертацию за год

С 1986 по 1989 год - преподаватель Орехово-Зуевского пединститута, одновременно учитель школ №9 и 19 г. Орехово-Зуево. Это было захватывающее время перестройки, движения учителей-новаторов. Клуб творческой педагогики «Эврика» проводил слёты учителей, где изучались новаторские методики. Мне довелось быть в составе организаторов таких слётов. Тогда я понял, что не только можно, но и нужно обучать детей по-другому.

Будучи вузовским педагогом, организовал студенческий клуб творческой педагогики «Контакт», который занимался изучением и распространением новаций. В этот время я - член редколлегии журнала “Физика в школе”. В 1988 году наш клуб провёл Всесоюзный методический фестиваль «Урок физики 88» (п. Черноголовка Московской обл.). Этому событию был посвящен цикл статей в журнале «Физика в школе», изданы книги. Со студентами – членами нашего клуба мы ездили в разные города, проводили необычные по тем временам конференции и семинары для педагогов по изучению инноваций.

Методический фестиваль 1988 год

А.В.Хуторской - председатель оргкомитета Всесоюзного методического фестиваля
"Урок физики 88" (п.Черноголовка Московской обл., 1988 год)
 

1989 год - начало моей дистанционной деятельности, участие в Советско-американском проекте «Школьная электронная почта», которым руководили Питер Копен (США) и А.Ю.Уваров (СССР). В это время я работаю зав. кафедрой и учителем естествознания в Школе самоопределения г. Москва (директор - А.Н.Тубельский), разрабатываю и веду новые интегрированные курсы, провожу с учениками «погружения».

В 1990 году по приглашению администрации Центра комплексного формирования личности РАО переезжаю в п. Черноголовка Московской области, где работаю в должности зам. генерального директора Центра по экспериментальной работе.

С 1992 по 1997 год - учредитель и директор авторской школы - Школы свободного развития, научный руководитель нескольких частных школ в Москве и других городах. Тогда частные школы были, в основном, авторские, а не так как сегодня - ориентированные на коммерческие задачи.

Школа свободного развития проработала 5 лет. За это время у нас побывало более 700 педагогов из разных городов, которые приезжали за опытом. ШСР – действительно была уникальная школа, хотя и небольшая. Нашим учителям и ученикам удавалось так организовывать обучение, что дети не только творчески развивались, но и показывали отличные результаты по стандартам. Каждый из них за год защищал по 15-20 творческих и исследовательских работ по всем предметам. Школа работала на самоокупаемости, единственным источником её существования была родительская плата и поддержка. Родители видели реальные результаты своих детей и делили с нами все радости и тяготы.

Одновременно с работой в Школе свободного развития я организовал педагогический эксперимент в ряде школ России и других стран СНГ, с результатами выступал на семинарах, конгрессах, симпозиумах.

В октябре 1995 года по ходатайству Департамента образования Московской области поступил в докторантуру Московского педагогического университета, где приступил к обобщению 15-летнего опыта экспериментальной научно-практической деятельности.

Школа свободного развития была закрыта в связи с тем, что гороно и местные власти г. Ногинска отобрали у нас здание, где мы вели экспериментальное обучение. Когда нам его выделили, это было пустое двухэтажное здание бывшего детского сада. Помог нам тогда зав. главы Ногинска Лебедев, сам бывший педагог. Но когда он покинул свою должность, мы лишились поддержки и не смогли отстоять помещение. В 1997 году наша экспериментальная школа была закрыта.

В мае 1998 года по итогам проведённых исследований защитил докторскую диссертацию на тему «Дидактические основы эвристического обучения». Защита состоялась в Диссертационном Совете МГПУ под председательством В.А.Сластёнина. Моими научными консультантами были академики РАО В.И.Журавлёв и Н.Д.Никандров.

После защиты докторской я не «остепенился», даже наоборот – стал активнее разрабатывать личностно-ориентированные, эвристические, человекосообразные подходы в образовании. Проблема отсутствия «кирпичных стен» для продолжения инновационной деятельности была решена кардинально. Я отказался от этих стен и учредил Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение «Центр дистанционного образования «Эйдос». Для его деятельности не требовались помещения, арендная плата, мебель и оборудование. Всё это имелось у учеников и педагогов в их личном пользовании. Центр «Эйдос» начал проводить дистанционные эвристические олимпиады, проекты, курсы для педагогов. Сегодня это сложившаяся распределённая организация, в которой 7 кафедр, 30 сотрудников и около 50 оплачиваемых локальных координаторов. Офис Центра «Эйдос» находится в Москве, а участники наших дистанционных мероприятий – в разных городах России и других стран.

Практика дистанционного образования требовала научного сопровождения. Осенью 1998 года директор Института общего среднего образования РАО Ю.И.Дик пригласил меня к себе заместителем. Это был тот самый институт, в который я когда-то поступил аспирантом и защитил в 1986 году кандидатскую. Так я стал зам. директора по научной работе ИОСО РАО, в моём ведении был гуманитарный сектор - около 20 лабораторий и отделов. После смерти Юрия Ивановича с 2005 г. переведён на должность зав. лаборатории методологии образования этого же института (преобразован в ИСМО). В 2011 году уволился из этого института ввиду того, что его новый директор М.В.Рыжаков ликвидировал нашу лабораторию. Впоследствии сам ИСМО был ликвидирован вместе с многими другими институтами РАО.

В 2011 году учреждён Институт образования человека, я стал его директором и научным руководителем. Для системного решения инновационных задач организована распределённая научная школа, которая ведёт исследования в области человекосообразного образования, издаёт научные сборники, проводит очные, дистанционные и выездные семинары, конференции.

В 1996 году избран академиком Международной педагогической академии.

В 2006 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2008 - членом бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

В 2010 году избран академиком Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского.

В настоящее время веду ряд исследовательских и образовательных проектов. Вместе с коллегами разрабатываем и реализуем инновации: компетентностный подход, развитие одарённости школьников, метапредметное содержание образования, целеполагание и рефлексия учащихся, ситуативное обучение, индивидуальная образовательная траектория, оргдеятельностная технология дистанционных занятий и др.  В школах ведём педагогический эксперимент по четырём направлениям: эвристика на уроках, компетенции на уроках, исследования на уроках, коммуникации на уроках. С 2016 года начат комплексный исследовательский проект "Самореализация ученика в обучении".

Самой массовой и эффективной инновацией стали Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады, которые я придумал ещё в 1996 году. Сейчас их проведено уже более 700 по всем предметам, а также метапредметным темам. Количество участников перевалило за 250 тыс. человек.

Стали традиционными основанные мною Всероссийские конкурсы «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года», а также конкурсы "Современный урок", "Школьный сайт", дистанционная педпрактика, дистанционная ученическая конференция. Вместе с коллегами разрабатываем и проводим множество дистанционных и очных курсов, проектов, как для школьников, так и для педагогов.

Из других проектов назову интернет-журнал «Эйдос», издательство ЦДО «Эйдос» в которых я выступаю главным редактором; интернет-магазин, реализующий электронные книги для педагогов.
Люблю путешествовать, публикую на своём сайте фоторепортажи из разных стран. Пишу статьи и книги по актуальным проблемам педагогики, дистанционного образования.

Другие подробности можно прочитать в книге, которая выпущена к моему 50-летию в 2009 году.

 

---
P.S.
Хотите узнать, с чем я ассоциируюсь у моих коллег? А также что они думают о моих личностных качествах?


© А.В.Хуторской, 1997—2016