:НАУЧНАЯ ШКОЛА

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Эвристический урок по А.В. Хуторскому


Эвристическая школа – это школа, которая работает по концепции эвристического обучения.

Дидактическая эвристика – теория и технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).

Теорию и технологию эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской. Начиная с 1992 года концепция эвристического обучения разрабатывалась и применялась в Школе свободного развития (п. Черноголовка Московской обл.).

Затем данная концепция получила развитие в работе Центра дистанционного образования "Эйдос", который за 20 лет провёл более 700 дистанционных эвристических олимпиад с числом участников - около 300 000 человек.

Данная технология совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Технология имеет особенности в очном и дистанционном исполнении, для младших и старших школьников, студентов, педагогов.

С 2016 года школы участвуют в инновационном проекте "Эвристический класс" - технологии эвристического обучения применяются в рамках одно го класса (25 учеников + 5 учителей).

Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.

Цель эвристического обучения – самореализация учащихся, развитие их одарённости через продуктивную образовательную деятельность (обучение через открытия).

Эвристический урок

1. Основная задача учителя при планировании эвристического уроа - определить, какой образовательный продукт создадут ученики на уроке. Всё остальное, что будет происходить на уроке, в том числе традиционные виды деятельности, будут направлены только на то, чтобы дети составили свой творческий результат - продукт.

2. Образовательный продут дети составляют по отношению к изучаемой теме - и её главному объекту - фундаментальному образовательному объекту. Реальный объект - тот, который можно обнаружить - пощупать руками, услышать, увидеть, почувствовать. Не нужно заменять реальный продукт готовой информацией о нём. То есть, изучать следует реальный цветок, а не его картинку в учебнике.

3. Следующая задача при проектировании эвристического урока - составить задание. Оно должно быть эвристическое, т.е. открытое, личностно значимое для учеников, общественно-полезное, т.е. реально необходимое для решения кому-то ещё, зажигательное, т.е. увлекающее детей, продуктивное, т.е. завершаться продуктом.

4. Планируется способы диагностики, оценки результатов учеников, формы рефлексии.

Эвристические задания

Приведём примеры эвристических заданий на уроке:

— изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

— дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

— сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

— составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;

— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;

— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

  7. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

  8. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

  9. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.

  10. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/

  11. Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.

  12. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  13. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  14. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  15. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Эвристический урок.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science

 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, ЖЖ, Твиттер.



 


© А.В.Хуторской, 1997—2021

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо