Формы эвристических занятий
Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к
диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось идактами
как частный случая проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения,
эвристическое обучение оформилось только в 90-е годы XX века благодаря
исследованиям А.В. Хуторского и его научной школы.
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью
конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а
также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от
греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).
ППрообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с
собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной
задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов:
идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и
др.
Формы эвристических занятий
Эвристическое погружение (А.В. Хуторской) — форма обучения, при которой в течение нескольких дней
сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание
учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью
эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную
историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в
физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может
состоять из серии образовательных ситуаций.
Эвристическая олимпиада (А.В. Хуторской) имеет целью предоставить ученикам возможность
максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом
их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие
продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады
формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ»,.
«Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не
правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками
продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему
свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек». «Придумай и опиши общий
для всех людей язык».
Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или
производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты
учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим,
производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного
выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется
деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.
Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития
компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной
ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в
мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная
рол предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных
результатов. Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику
действовать эвристически, т.е. создавать свой собственный, а не определенный
заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало.
Дистанционные формы творчества. К ним относятся межшкольные образовательные
проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web
глобальной сети Internet. В дистанционной форме реализуются эвристические
олимпиады, совместные исследования учениками разных школ и стран одних и те же
проблем, разработка творческих проектов («Кислотные дожди», «Права ученика в
образовании», «Кунсткамера феноменов», «Погоня за историческими личностями»,
«Создание словаря», «Бизнес-проект постройки аэродрома»).
Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни
работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент
творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие
стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию.
Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не
только в классе, но и дома в течение 1-3 дней. Такие работы не требуют
специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными
работами прямо на уроках.
Следующий вид творческих работ — это те, которые ученики готовят и защищают в
конце учебной четверти или во время творческой недели. Это могут быть итоговые,
зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный период
выполнения — от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных
результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям:
формулируются цели, описывается ход работы и полученные результаты,
осуществляется рефлексия, приводятся рецензии учеников и взрослых. Работы
выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в
мастерских. Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный
компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном
процессе.
А.В. Хуторской обосновал следующие типы творческих работ:
— исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное
решение научной проблемы, доказательство теоремы);
— сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты);
— педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный
кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина);
— художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка,
фотография, композиция, выставка);
— техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная
программа);
— зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление,
соревнование);
— методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план
занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников,
рефлексивный дневник).
Публикации
Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.
Учебное пособие. – Казань, 1994. – 247 с.
Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология
педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика,
1990. - С.218-221.
Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педагогика,
1970. - 232 с.
Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента //
Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.
Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская
газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.
Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр.
- 1996. - №6. - С.18-32.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика.
Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии.
- 1998. - №4. - С. 55-75.
Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты
научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного
обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. –
544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")
Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения:
Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. –
(Педагогическая мастерская).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского.
— М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. —
М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. –
198 с. (Серия «Инновации в обучении»).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.:
Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208
с. (Серия «Инновации в обучении»).
Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В.
Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования
человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).
--
См. также около 100 публикаций по эвристике на странице
Дидактическая эвристика.
----
Для ссылок:
Хуторской А.В. Формы эвристических занятий. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт –
Научная школа. –
/span>
http://khutorskoy.ru/science/concepts
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости в
Фэйсбук,
Твиттер.
|
|