Оказывается, есть довольно много людей - коллег, учёных, которые думают о
будущем. Думают с позиций отечественной философии, космической науки и техники,
бережно относятся ко всем тем, кто внёс свой вклад в науку, технику, философию.
Пожалуй, это главный результат от участия в проведённых Научных чтений К.Э.
Циолковского в Калуге - ощущение, что ты не один во Вселенной думаешь о
Вселенной. Нас даже поприветствовали космонавты с орбиты корабля.
Всех космистов - прошлых и сегодняшних, есть смысл подразделять на группы. И
современных участников Научных чтений я бы поделил на представителей таких
областей:
1) техническая космонавтика - изготовление ракетных двигателей и т.п. Речь шла о
конструкторах - Глушко, Королёве и др.,
2) философский космизм - звучал не только на секции философии,
3) медицина, естествознание,
4) музейное дело, филателия, космический туризм,
5) образование, педагогика русского космизма,
6) искусство, музыка, литература, живопись космической направленности.
Я выступил с докладом на тему "
Педагогические
основания школы русского космизма" на секции 9 «К.Э. Циолковский и проблемы
образования». А также после обеда принял участие в секции по философии, которая
была более насыщена именно докладами по космической философии.
Несколько тем, которые мне показались важными.
1. Отличие русского космизма от других. Все знают, что это отличие существует.
Для Педагогики русского космизма (я ввёл этот термин в 1990 году) - отличие
таково: С позиций русского космизма предназначение человека - во вселении в
космос - Вселенную. Слово "Вселенная" как раз и содержит в себе такую специфику.
2.Персоналии космистов. Разные существуют перечни, списки. Для меня очевидно,
что русские космисты - не только философы. Это не только неоспоримые
Циолковский, Вернадский и Чижевский. Их гораздо больше. Хотя их
основополагающую роль признают почти все. Но есть ещё множество течений и
направлений космизма - и литературное, и музыкальное, и педагогическое. В моей
презентации есть слайд, где приведены названия груп космистов.
3. Школа русского космизма - не направлена только лишь на изучение работ
космистов. Она просто строит свою работу на принципах русского космизма. В своём
докладе я предложил создать Школу русского космизма в Калуге, либо в Калужской
области. Поскольку именно здесь находится Колыбель космонавтики. Это к тому же,
бренд Калуги. И многие люди понимают и принимают необходимость такой школы.
Осталось только найти инвесторов и убедить руководство, что если они хотят
остаться в истории прогрессивными калужанами, им надо создание такой школы
поддержать.
Вот тезисы моего доклада на этой конференции. Они опубликованы. Хотя моя
презентация и само выступление отличаются от тезисов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ШКОЛЫ РУССКОГО КОСМИЗМА
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования
Институт образования человека, г. Москва
Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет
отвечать задачам национального развития страны и каждого её гражданина. Поэтому
философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в
отечественной философии.
Характерными чертами русской философии, по мнению Н.О.Лосского, являются:
космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм,
позитивизм, реалистичность (онтологизм). Перечисленные черты присущи уникальному
отечественному учению, получившему название философии русского космизма –
комплексному учению о взаимодействии человека и мира, построенному плеядой
отечественных учёных XIX-XX вв. (4).
Создатели этой философии – учёные с мировыми именами, имеющие достижения в самых
разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни –
В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Федоров, Е.П. Блаватская,
Н.А.Умов, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, С.Н.Булгаков,
Н.А.Бердяев, Н.К.Рерих, Е.Н.Рерих, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, Н.Г.Холодный,
А.Л.Чижевский, Д.Л.Андреев и др.
К числу отечественных философов-космистов принадлежит К.Э.Циолковский (12).
С этим учёным меня связывает не только мой родной город Калуга, но и пединститут
его имени, который я окончил в 1981 году. Мой дед возил когда-то сено
Циолковскому. Мне довелось обучать детей в той же калужской школе №6, в которой
преподавал когда-то К.Э.Циолковский. Но всё же главной причиной связи и внимания
к работам К.Э.Циолковского и других космистов я считаю их вселенское
умонастроение, которое близко моему мировоззрению. Это привело к тому, что уже
почти 30 лет одним из направлений моей научно-педагогической деятельности
является педагогический аспект русского космизма.
Работы русских космистов, в том числе и Константина Эдуардовича Циолковского,
позволяют вести речь не только о необходимости отражения их идей в отечественной
школе, но и о построении общеобразовательной школы особого рода – Школы русского
космизма. Теоретической основой такой школы выступает педагогика русского
космизма. Этот термин введён нами в 1990 году для обозначения педагогического
направления развития русского космизма (6; 7). В дальнейшем в этом направлении
выполнены диссертационные исследования (1; 2; 3), ряд школ включают элементы
педагогики русского космизма в свою практику.
Идеи русского космизма положены нами в основу концепции человекосообразного
образования (9-11).
Обобщение и педагогическая интерпретация идей русского космизма сформулирована
нами в виде следующих положений, имеющих характер педагогических ориентиров
проектирования системы образования.
• Философия русского космизма опирается на фундаментальный принцип: микромир
подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной.
• Образование человека – не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во
Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение – вселение
в свой мир. Русский космизм определяет человеку его предназначение – вселиться в
свой дом – Вселенную. Микро и макрокосмы взаимодействуют, поскольку подобны и
тождественны друг другу.
• Вселение человека в мир сопровождается его освоением. Освоение внешнего мира
происходит в ходе взаимодействия ученика с ним и сопровождается «плодами»
творчества.
• Смысл творчества заключается в самой природе существования человека. Смысл
творчества человека в продолжении акта божественного творения. Творчество
человека – есть его «выход из себя» (Н.А.Бердяев). Осуществляемое каждым
индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.
• Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность
образовывающегося человека. Продукты его деятельности аналогичны содержанию
соответствующих сфер познаваемого мира.
• Взаимодействие и освоение мира обуславливает процесс образования человека.
• Образование – это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является
открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение
известного. Образовательное движение должно опираться на базовые основы, но его
целью является не изучение этих основ, а создание нового. Образование – суть
творение, а не присвоение.
• Образование человека имеет смысл связи времён, создавая будущее, он
«воскрешает» прошлое (Н.Ф.Фёдоров), изучая прошлое – создаёт будущее. Через
личную деятельность в историческом времени человек становится участником
культурно-исторических процессов человечества.
• Содержание образования заложено в реальной действительности, являемой
познающему её человеку как непосредственно через мышление и органы чувств, так и
через особые «средоточия» – символы. Внешнее многообразие реальности базируется
на её внутреннем единстве – всеединстве (Вл.Соловьёв). «Многоцентренность»
реальности означает отсутствие в задаваемом содержании объективно главных
объектов познания. Любой объект способен вывести познающего его человека к
основам бытия. Отсюда следует вывод об отсутствии единой для всех учащихся схемы
познания и образования.
• Образование начинается с «малой родины» (Н.Ф.Фёдоров), постепенно расширяемой
вовне. Это позволяет сохранить целостность и неразрывность образовывающегося
человека, предупредить фрагментарность и отчуждённость изучаемого «материала» от
личности познающего.
• Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются
из объектов бытия.
• Познание объекта происходит с помощью всего комплекса качеств человека - от
физических органов чувств до духовных и душевных.
• Многостороннее разноплановое познание объекта методом «круглого мышления».
Применяются методы общения познающего с познаваемым, а не только изучение
субъектом объекта (П.А.Флоренский).
• Открытость человека в будущее, умение действовать в ситуации неизвестности.
Готовность и возможность человека к переходу в иные формы жизни и деятельности,
вплоть до «лучистого человечества» (К.Э. Циолковский).
От того, какие принципы заложены в основе системы образования зависят её смысл,
цели и результаты. В структуре российского общего образования долгое время был
только один компонент – государственный, в конце 20 века появились
национально-региональный и школьный компоненты. В 2000 году был введен
ученический компонент, что, безусловно, являлось достижением на пути к
личностной ориентации образования. Однако в последующих официальных документах
об образовании ученический компонент образования исчез. Нет его и сегодня.
В структуре общего среднего образования нет также и другого компонента –
общечеловеческого, общемирового, вселенского. Образование не может иметь только
федеральный компонент, для современного ученика окружающий его мир должен быть
открыт и открываем за рамками государства, гражданином которого он является. В
то же время, нельзя терять национальную опору такой открытости, нужен
отечественный базис, помогающий молодому человеку осваивать внешний мир. Таким
базисом, на наш взгляд, как раз и являются педагогические идеи философии
русского космизма, имеющие ярко выраженную общечеловеческую направленность и
национальное своеобразие.
P.S. Фейсбук, 21 июля 2019
О заказе Вселенной на образование человека. К.Э.Циолковский говорил о "лучистом
человечестве". Что "человечество не останется вечно на Земле...". Вселенная от
слова вселиться, это предназначение человека.
А готовы вы уже сегодня стать "лучистым человеком"? И отправиться вселяться?
Владимир Спиваковский
: Конечно, готовы. Именно таких в
школе и готовим. Для этого и существуют прогрессивные системы образования, где
всё устроено уже совсем по-другому. 😊
Хуторской Андрей Викторович
: Лучистые человеки за партами
сидят?
Владимир Спиваковский
: Нет, конечно. Просто в силу
возраста они вынуждены школу посещать. А так - они есть повсюду. Главное - их
распознать. :-)
Литература
1. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К. Э. Циолковского :
Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999. - 319 c.
2. Корженко (Михалева) О.М. Педагогические идеи в русском космизме : Дис. ...
канд. пед. наук : 13.00.01. - Белгород, 2000. - 155 с.
3. Перекусихина, Наталья Александровна. Педагогическая концепция русского
космизма : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Москва, 2004. - 223 с.
4. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой,
А.Г.Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
5. Хуторская, Л. Н. Мечта и космос : использование научно-фантастических
произведений К. Э. Циолковского в курсе физики средней школы [Текст] / Л. Н.
Хуторская. Тула : Приок. кн. изд-во, 1975. - 112 с.
6. Хуторской А. Каждый человек - это Вселенная // Черноголовская газета. - 1990.
- №1. - 16 ноября.
7. Хуторской А.В. Педагогика русского космизма // Частная школа. - 1993. - №2. -
С. 11-22.
8. Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм // Интернет-журнал
«Эйдос». - 1999. - 5 января. -
http://eidos.ru/journal/1999/0120.htm
9. Хуторской А.В. Философия русского космизма как аксиологический базис
отечественного образования // Труды научного семинара «Философия – образование -
общество» / Под ред. В.А.Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2005. (Сер.
Профессионал). – Т.II. – С. 142-152.
10. Хуторской А.В. Педагогическое развитие русского космизма // Известия
Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского. – 2005. - №3.
– С.41-45.
11. Хуторской А.В. Школа русского космизма. [Электронный ресурс] // Вестник
Института образования человека. – 2012. – №1.
http://eidos-institute.ru/journal/2012/100/. – В надзаг: Института образования
человека, e-mail:
vestnik@eidos-institute.ru
12. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - М.: ПАИМС, 1992. – 256 с.
=
А также
Хуторской А.В.
Русские космисты. [Электронный
ресурс] //
А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 20.02.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0220/
Хуторской А.В. Педагогика русского космизма [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа.
–http://khutorskoy.ru/science/concepts/theories/pedagogics_of_russian_space.htm
Хуторской А.В. Школа
русского космизма [Электронный
ресурс] //
А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. –http://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/school_of_russian_space.htm
#научнаяшколахуторского #eidos #образование #
Школарусскогокосмизма
#Педагогикарусскогокосмизма #космизм