Являются ли преподаватели педагогами?
30.10.2017 г.
Или какая деятельность является педагогической, а
какая преподавательской?
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Дискуссия на Фейсбуке, 30.10.2017 г.
Адрес:
https://www.facebook.com/kushnir.me/posts/1842237709137487?comment_id=1842466309114627¬if_id=1509376025740384¬if_t=comment_mention&ref=notif
Илья Шафранов: Преподаватели вузов - педагоги? А в вузах могут
учиться люди любого возраста.
Михаил Кушнир: Обычно их называют
«профессорско-преподавательский состав». В том и вопрос: они педагоги?
Хуторской Андрей Викторович: Многие ППС скромно называют себя
"преподаватели", т.е. передаватели - трансляторы своего предмета. Это не
педагоги.
Роман Пономарев: Называть и быть не одно и то же! А Вы из того
как называют, делаете утверждение о том, как есть!
Хуторской Андрей Викторович: Я недавно написал заметку "Не
каждый, кто учит, является учителем"
http://khutorskoy.ru/be/2017/1005/index.htm Аналогично, не каждый вузовский
преподаватель является педагогом. Критерий тот же что и для учителя: педагогом
его должны считать ученики.
Хуторской Андрей Викторович: Кстати, есть преподаватели,
которые на считают педагогику наукой. Вот они - точно не педагоги.
Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: В обсуждении я
стараюсь идти от сути, а не от того, кто как себя называет. Этого касалась и моя
ремарка. Не хочется поддерживать просто жонглирование словами. Хотя
действительно, не многие преподаватели называют себя публично педагогами. Даже
многие школьные учителя считают себя "физиками", "математиками", и
идентифицируют не по виду профессиональной деятельности, профессиональной
коммуникации и мышлению, а по преподаваемому содержанию. Но я не видел, ни
одного преподавателя вуза, который бы отказался от привилегий педагогической
профессии, и например, написал бы отказ от оклада, установленному как
педагогическому работнику, и в отпуск пошел бы как ученый на 42 дня, а не на 56
как педагог. Можно и дальше рассуждать, подбирая интересные примеры. Мне же,
ближе, разговор по-существу. Присоединяюсь к Вам в отношении преподавателей,
утверждающих, что педагогика не наука. Работники, кто педагогику считают не
наукой, характеризуют свое отношение и, часто то, что делают сами, а не
педагогическую науку. Моя позиция такова, если есть явление, в данном случае -
образование, то его можно изучать, в том числе и научно! А если, кто-то
занимается чем-то другим, так это про него, а не про педагогическую науку!
Хуторской Андрей Викторович: Чтобы называть себя публично
педагогом, нужно как минимум соответствовать педагогу как профессионалу в
педагогике. Ну, и ученики должны это подтвердить. Таковы два условия для
применения термина "педагог".
Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: Заблуждаетесь! К
сожалению, Ваш минимум не учитывают те, кто называют себя публично, как угодно и
безотносительно к высказанным условиям.
Хуторской Андрей Викторович: Роман Пономарев: Из того, что есть
те, кто называют себя публично, как угодно и безотносительно, и мой минимум не
учитывают, совсем не следует, что я заблуждаюсь.
Истинно говорю:)r>
ПеПедагог, тот, кто 1) является профессионалом в педагогике, 2) признан таковым
своими учениками.
Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: Ну это для того,
чтобы быть! Комментарий был к Вашему высказыванию, где звучало "Чтобы
называть..."! К сожалению, не всегда себя люди честно называют...
Роман Пономарев: Преподаватель - это ПЕДАГОГ! А если
современный смысл искать в этимологии слова, то и геометрия будет про
землемерение.
Хуторской Андрей Викторович: Преподаватель - это НЕ ПЕДАГОГ!
Это преподаватель. Студенты называют их сокращенно "препод". И лишь некоторых
преподавателей называют педагогом. Вот они и являются педагогами. И дело здесь
не в этимологии, а в контексте реальности.
Роман Пономарев: Преподавание как один из видов педагогической
деятельности, и в этом я солидарен с В.А.Сластениным. И в этом смысле
преподаватель, тот кто преподаватель по-сути, по виду деятельности, а не по
названию, это педагог!
Хуторской Андрей Викторович: Преподавание - именно один (!) из
видов педагогической деятельности, но не педагогическая деятельность в её
целостности. То есть нельзя сказать что преподавание = педагогической
деятельности. В педагогической деятельности много других составляющих:
диагностика, целеполагание, оценивание, эмпатия и т.д.
Роман Пономарев: Не надо путать родо-видовые отношения, и
отношения части и целого. Вид несет на себе все признаки родового понятия, с
которым находится в родо-видовых отношениях. А вот часть, только часть от
целостности. Поэтому, будучи видом, преподавание является педагогической
деятельностью, которая (и дальше указываете видообразующий признак).
Хуторской Андрей Викторович: Преподавание - именно часть
педагогической деятельности. Но не вся педагогическая деятельность. То есть
преподавание не тождественно педагогической деятельности.
Роман Пономарев: Действительно, преподавание и педагогическая
деятельность не тождественны. Понятие преподавания я продолжаю рассматривать в
традиции Виталия Александровича как вид педагогической деятельности. При этом не
отрицаю возможности построения мыслительной конструкции через категории части и
целого, даже интересен результат!
Хуторской Андрей Викторович: Виталий Александрович Сластенин,
безусловно, для меня авторитет. И не только потому, что докторскую я защищал в
его Диссертационном Совете, и что он был потом рецензентом моей "Дидактики"
http://khutorskoy.ru/books/2007/sov-did/index.htm. Но ещё и потому, что даже
сейчас, В.А. Сластенин является лидером по цитированию среди всех педагогов
России, а мне удаётся быть лишь на скромном втором месте после него:
https://eidos-institute.ru/journal/2017/200/Eidos-Vestnik2017-218-Top100.pdf
Но, тем не менее, по некоторым вопросам у меня есть иные представления о
понятиях Например, я не считаю преподавание видом воспитательной деятельности,
как написано в учебнике под ред. В.А. Сластенина:
"преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на
управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому
счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные.
Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает
смысл тезиса о единстве обучения и воспитания".
http://sdo.mgaps.ru/books/K4/M6/file/1.pdf
Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: "основными видами
педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом
процессе, являются преподавание и воспитательная работа", - пишет В.А.Сластенин.
Надеюсь в скором времени прочитать Вашу трактовку, что преподавание - часть
педагогической деятельности, с четким указанием границы преподавания от других
частей. Честно говорю, очень интересно, в первую очередь потому, что очень
проблематично, предвижу пересечения, несводимость педагогической деятельности к
перечислению ее частей...
Хуторской Андрей Викторович: Хорошо, даю определения, что
называется, «из головы», поэтому, может быть, нуждающихся в корректировках:
1. Педагогическая деятельность – деятельность педагога, либо их
группы, коллектива (в образовательных учреждениях), направленная на создание
условий и осуществление образования учащихся (воспитанников, обучающихся и др.).
В качестве условий образования учащихся выступает имеющаяся у педагога система
целей, содержания образования, форм, методов его осуществления, диагностики и
оценки образовательных результатов ученика.
2. Под образованием ученика понимается процесс и результат
реализации его образовательного потенциала, сопровождающееся приращением его
личностных качеств – знаний, способностей, компетентностей, относящихся к его
интеллектуальной, эмоциональной, духовной, физической и иным сферам человека.
3. Педагогическая деятельность включает в себя комплекс
деятельностей, в своей совокупности обеспечивающих целостное образование
человека: наблюдение ученика, диагностирование его личностных качеств, выявление
образовательного потенциала, организацию целеполагания ученика, его
образовательную деятельность, сопровождение образовательной деятельности,
преподавание необходимого материала, мониторинг, диагностику и контроль его
образовательных результатов, организацию рефлексии, самооценки ученика, а также
собственную рефлексию педагога.
Вышеприведённые дефиниции построены с позиций Научной школы человекосообразного
образования:
https://eidos-institute.ru/science/
--i>
Для ссылок:
Хуторской А.В. Являются ли преподаватели педагогами? [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
29.10.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1030/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Педагог
- Преподаватель
- Педагогическая деятельность
|