Вновь про Фгосы
20.02.2017 г.
В чём их действительный вред и почему учителя не
могут оценить учеников
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Учительница из Твери (анонимно): "Опытные
педагоги стараются учить по-своему вопреки ФГОС, чтобы дети хоть что-то знали, а
молодые следуют букве закона (ФГОС), с ужасом наблюдая результат".
Источник.
Хуторской Андрей Викторович: Надежда Колодина, вы говорите, что
3 года работаете с ФГОСами. А вот эти
12 системных ошибок вы тоже применяете на
своих уроках?
Надежда Колодина: Андрей Викторович, на своих уроках я избегаю
методологических и идеологических перегибов, пользуясь прописанным во ФГОсах же
"принципом целесообразности" ). Согласна, что ФГОС - это результат системных
ошибок, возникающих от непонимания методики преподавания и невозможности
разграничить методику от методологии. Андрей Викторович, я, конечно, знакома с
Вашими работами - ими и руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Для
многих Ваши статьи и публикации - спасительный мостик между "системой" и
настоящей педагогикой. И все Ваши замечания к современной образовательной модели
справедливы. Особенно о критериях оценки результатов. Но это проблема на
сегодняшний день всех отраслей. Потому что нет независимых экспертных
организаций, занимающихся оценкой качества образования.
Хуторской Андрей Викторович: Надежда, давайте перейдём к
конкретике. Приведите, пожалуйста, пример ваших оценок образовательных
результатов одного конкретного вашего ученика по трём типам этих результатов,
которые заданы во фгосах: 1) предметные, 2) метапредметные, 3) личностные.
Просто напишите все три ваших оценки одному вашему конкретному ученику, пусть
текущие, или "за четверь". Это будет самое важное - для обсуждения, к
необходимости которого вы призываете.
Надежда Колодина: Конкретика в том, что на сегодняшний день, на
мой взгляд, нет эффективного инструмента оценивания ни деятельности педагога, ни
деятельности ученика, ни образовательного результата. И дело здесь вовсе не во
ФГОСах. Предметный результат выражен в оценке. Методические рекомендации
оценивания ответов и работ учащихся на сегодняшеий день формально действуют те,
которые были утверждены в 1984(!) году. В основе оценивания экзаменов ОГЭ и ЕГЭ
лежит накопительный принцип - баллы суммируются и затем по среднему переводятся
в оценку. На уроках учитель пользуется вычитательным принципом - 5 - некий
эталон, за уклонение от которого вычитается балл. При этом наиболее
распросранненая 5-бальная система оценивания предметного результата фактически
3-бальная. И разве дело здесь во ФГОС? И пусть только попробует кромольный
учитель поставить ученику 2 - об аттестации на высшую категорию может сразу
забыть! А я детям на уроках показываю ведомости лецеистов. И Пушкину 1 и 0
психику не покалечили... Об оценке метапредметных результатов - тут проще.
Спасибо электронному журналу - готовая карта на каждого ребенка. Всегда можно
уловить взаимлсавязь и на уровне своего педмета скорректировать эту
составляющую. А личностный результат у меня решается с помощью портфолио. У
каждого ученика - свой портфель достижений. Не может выйти на региональный или
муниципальный уровень - почему бы не реализовать себя на школьном? Тут как раз
ФГОС в помощь, как говорят мои ученики.
Надежда Колодина: Конкретный пример. Мой ученик Сергей Ч., 7
класс. Предмет литература - 4-5 (в соответствии с тем, что выше изложила).
Метапредметный результат - увлекается спортом и астрономией, склонность к точным
наукам. Рекомендованный список для чтения содержит соответствующие интересам
ребенка произведения. Результат - победитель муниципального этапа всероса по
астрономии, победитель региональной научно- практической конференции с проектом
"Код книги: QR-библиотека в школе", объединившего знания учащегося по
литературе, астрономии, информатике, истории. Личностный результат - пополнение
портфолио дипломами, подтверждающими результат.
Хуторской Андрей Викторович: Уважаемая Надежда Колодина!
1. Вы - молодец! Стараетесь диагностировать образовательные результаты учеников.
2. Эффективные инструменты оценивания деятельности педагога, ученика, его
образовательного результата ЕСТЬ! Их даже много. Например, в наших книжках. Но
их нет во Фгосах.
3. В вашем примере с оценкой результатов ученика - "каша"! Всё перемешано и
перепутано - метапредметные и личностные, формальные и неформальные результаты.
Но это не ваша вина, а подтверждение того вреда, которые наносят Фгосы - именно
в них нет никаких систем проверки выполнения требований, да и сами требования
невнятны.
Хуторской Андрей Викторович: Отрицательная роль нынешних фгосов,
которые содержат ошибки, состоит ещё и в следующем:
1) фгосы заставляют думающих и опытных учителей, администраторов - быть
двуличными, идти на обман себя и других, на то, чтобы формально соблюдать фгосы,
а реально - работать как считают нужным;
2) ошибочные фгосы создают условия для произвола всевозможным проверяющим,
чиновникам на местах, которые при отсутствии чётких показателей и критериев
выполнимости стандартов, применяют те, которые им удобны или доступны;
3) ошибочные фгосы ведут к тому, что педагогическая общественность теряет веру в
грамотность управления образованием, в то, что можно что-то исправить, тем самым
власть подрывает свой авторитет.
Хуторской Андрей Викторович: Именно поэтому нужно как можно
быстрее исправить ошибки фгосов, и начать работу по созданию Доктрины
образования человека, и, на её основе - разработать человекосообразные
образовательные стандарты, которые будут учитывать заказ на образование со
стороны всех основных заказчиков, а не только федеральных чиновников.
---
Для ссылок:
Хуторской А.В.
Вновь про Фгосы. В чём их действительный вред и почему учителя не могут оценить
учеников.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия;
05.03.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/0305/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Ошибки ФГОС
- Инструменты оценки
- Образовательные результаты
ученика
|