25 лет дистанционному образованию в России
09.04.2014 г.
25 лет дистанционному образованию в России. Поздравляю всех причастных к
этому типу обучения!
Тогда, в далёком 1989 году мы старались дружить с Америкой, делали совместный
проект "Школьная электронная почта". Вот моё Удостоверение 1989 года о
подготовке и работе в рамках Советско-Американского проекта "Школьная
электронная почта".
Проект "Школьная электронная почта" финансировался частным фондом Питера Копена,
он приезжал в Москву с женой, благодаря которой, по его
словам, он и выделил деньги на этот проект. Сам же м-р Копен к образованию,
по-моему, никакого отношения не имел. Со стороны СССР проект курировал Александр
Уваров.
В проекте участвовало несколько школ из Москвы и Ленинграда (СССР) и нескольких
городов США. На 2-недельный семинар в Москву приехали американские учителя, мы
пытались вместе с ними разрабатывать совместные образовательные проекты, в
которых участвовали потом наши ученики. Я разрабатывал проект "Вода", имеющий,
как бы сегодня сказали, метапредметную основу. Мы общались с американскими
учителями в формальной и неформальной обстановке. Например, они пригласили нас к
себе в гостиницу на вечеринку. Уютный холл с цветной подсветкой, наскоро
сооруженный американцами бар, упаковки с кока-колой (это был 1989 год и ничего
такого у нас не было), увиденная культура была для нас в диковинку.
Тогда я работал учителем естествознания и зав. кафедрой естествознания в
экспериментальной школе №734 г.Москвы (школа А.Н. Тубельского). К слову сказать,
компьютер в то время для меня был чем-то непостижимым и непонятным. Но его
возможности захватывали. Особенно, первый раз, когда в я приехал в РАН и на
экране монитора (по-моему, это был МАК) увидел в красочном цвете столько всего
необычного - графику, рисунки, тексты. Всё это было как волшебство и чудо
техники.
Для реализации проекта "Школьная электронная почта" американцы подарили в наши
школы специальные устройства - люмофоны - средства для пересылки статичных
изображений дистантно разговаривающих людей. Типа как факс, только с
видеокамерой. Когда я в метро вёз люмофон в школу, его упаковку разглядывало
пол-вагона, настолько необычно это было. Я уж не говорю об учениках, которые
увидели этот прибор в школе, окружили его в моей лаборантской и мы сразу же
попытались его подключить, чтобы соединиться с Америкой ...
Снова к дистанционной деятельности я вернулся в 1995 году, работая в школе,
которую учредил - в Школе свободного развития (пос.Черноголовка Московской
обл.). Это небольшая, но уникальная школа, в которой ученики, начиная с 1 класса
обучались в интенсивном творческом режиме, например, за учебный год один ученик
мог разработать и защитить перед школьным магистратом (а это - выбранные ученики
и учителя) 10-15 творческих работ по самым разным предметам и проблемам. Лучшие
работы публиковались нами в школьных сборниках. За опытом, кстати, к нам
приезжали сотни учителей из разных городов России и не только.
В этой нашей школе ребята переписывались с зарубежными школьниками с помощью
электронной почты, изучая не только язык, но и то, как и чему учатся в разных
странах. В 1997 году мы выступили инициаторами проведения Международной
дистанционной эвристической олимпиады, в которой приняло участие 167 школьников
из России, США, Канады, Великобритании. Оказалось, что дистанционные
соревнования в творчестве очень нужны многим учителям и ученикам, которые хотят
не просто переписываться, а участвовать в совместных делах, учиться с помощью
сети Интернет.
Одной из номинаций в первой Междунардной дистанционной олимпиаде была номинация
"Феномен". Она послужила основой для проведения отдельного дистанционного
проекта на эту же тему, где ребята могли обнаружить и исследовать необычные
явления в природе, культуре, технике, в самом себе.
Когда в наших проектах стало принимать участие все больше и больше учащихся из
разных школ и городов, стало ясно, что нужна отдельная организация, которая
могла бы обеспечить образовательную деятельность с учениками и учителями этих
школ на расстоянии. Родилась идея создать Центр дистанционного образования и
назвать его "Эйдос", что на древнегреческом означает "идея", образ". Мне
показалось, что это древнее понятие, являющееся символом идеального мира, мира
идей, очень подходит для обозначения глубинного смысла виртуального мира. Я и
сейчас убежден, что виртуальное пространство, в котором происходят современные
телекоммуникации, есть не что иное, как форма проявления того мира идей, сферы
духа, о которой говорили философы - и древние, и современные.
Теперь дистанционные эвристические олимпиады и такие проекты как "Феномен", "Мой
виртуальный дом", "My Sweet Valentine" стали традиционными и проводятся
Центром дистанционного образования "Эйдос" уже
более 15-ти лет. К 2014 году проведено более 700 дистанционных эвристических
олимпиад, в которых приняло участие 257 тыс. школьников, обучающихся более чем в
2000 школ России и др. стран.
Кроме того, нами создана распределённая научная школа, в основе которой принцип
человекосообразности образования. Эта школа имеет общественный статус. Мы
проводим очные и дистантные конференции, Интернет-педсоветы, семинары, курсы,
издаём книги, ведём исследования и педагогический эксперимент. Организацией этих
мероприятий занимается некоммерческое научно-образовательное учреждение -
Институт образования человека.
Сегодня дистанционное обучение сильно изменилось в сторону технической и
программной оснащённости. Чуть меньше изменений - с педагогической и
психологической сторон, которые надо разрабатывать и развивать. Необходимо
продолжать интеграцию информационных и образовательных технологий. Беспокойство
вызывают не всегда разумные инициативы и требования чиновников. Например,
введение в Закон об образовании РФ электронного обучения и дистанционных
технологий сделан не лучшим образом. То, что стало законодательной нормой, не
направлено на повышение качества образования учащихся, а лишь даёт повод для
усиления чиновничьего произвола. К сожалению, в их руках даже прогрессивные вещи
превращаются во что-то непотребное никому, кроме самих чиновников. Об этом я уже
не раз писал и выступал, в том числе в
Государственной Думе.
Однако, хочется быть оптимистом, и верить, что когда мы будем праздновать
50-летие ДО в России, оно действительно будет помогать образованию людей в плане
их самореализации.
--
Для ссылок:
Хуторской А.В. 25 лет дистанционному образованию в России [Электронный
ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 09.04.2014 г. – http://khutorskoy.ru/be/2014/0409/index.htm
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
ОдноклассникиРу,
Фэйсбук,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Советско-Американский проект
"Школьная электронная почта"
- Вместе с американскими учителями
- Метапредметный проект "Вода"
- Центр дистанционного образования
"Эйдос".
|