Нужно ли России перенимать чужой опыт ДО?
13.11.2006 г.
Инновационные механизмы развития дистанционного образования.
Фрагмент дискуссии А.В.Хуторского и В.П.Тихомирова во время
"круглого стола" в Госдуме.
Эти заметки являются продолжением темы "Какие
законы нужны дистанционному образованию?"
Сегодня в Государственной Думе проводился "круглый стол" на тему
"Концепция становления, развития и использования современных
информационных технологий в системе образования Российской
Федерации". Основной доклад сделал ректор МЭСИ В.П.Тихомиров. По
его словам это было его 19-е выступление в Госдуме. Докладчик
очень подробно осветил опыт зарубежных стран в области
e-learning и показал место России в
этом опыте. Место, надо сказать, невысокое. В различных
рейтингах на данную тему нашей стране определены 40-е, а то и
50-е места.
Основная методологическая посылка выступающего - необходимо
изучать зарубежный опыт и внедрять его у нас. Однако возникает
вопрос: а возможно ли, и главное - нужно ли выбирать именно
такой путь? Является ли позиция догоняющего наилучшей стратегией
развития? Свои сомнения я выразил в вопросе, который задал на
"круглом столе" Виктору Павловичу:
А.В.Хуторской: "Вы очень обзорно и, на мой взгляд,
замечательно охарактеризовали опыт зарубежных стран и показали
наше место среди этого опыта. Но судя по той методологии,
которая лежит в вашем подходе, я вижу, что вы предлагаете
изучать лучший международный опыт и применять его у нас, на
нашей территории. Таков ваш подход в глобальном отношении. У
меня вопрос именно по этому подходу. Существует другой подход,
который принадлежит инноватике, в частности, если говорить об
образовании, то педагогической инноватике. Речь здесь идёт о
том, что никакие достижения не могут быть перенесены в другую
плоскость автоматически. Нельзя, например, из очного
образования перенести контент в электронное обучение, он не
будет работать там. Нельзя просто брать опыт, даже
технологический, из других ментальных ареалов и переносить его
на наш. Педагогическая инноватика имеет свои законы, свои
научные основания для того, чтобы внедрять новое. А
e-learning, это вообщем-то новое для нашей страны. У меня
вопрос об этом - другом подходе - как вы к нему относитесь?
Насколько вы считаете и есть ли возможность реализации науки
инноватики, и педагогической инноватики при разработке
государственных законов и постановлений? Можно ли, и нужно ли их
использовать? Дело в том, что доступность, компетенции и
мотивация, о которых вы говорили в докладе, это очень важный
трёхзвенный блок, но я не согласен, что доступность должна
решаться первым этапом. Именно опираясь на положения
педагогической инноватики".
В.П.Тихомиров: "Хорошо. В вашем вопросе несколько
вопросов. Первый вопрос: я отвечу вопросом на вопрос: Имеют ли
какое-то отношение к ментальности компьютеры?"
А.В.Хуторской: "Конечно".
В.П.Тихомиров: "Никакой. Мы все пользуемся компьютерами,
которые созданы, которые совместимы, подсоединяются к интернету
в любой точке. Никакой ментальности здесь нет. Операционные
системы, которые так рекламирует Билл Гейтс, никакого отношения
к ментальности не имеют. Продолжая эту логику, я утверждаю, что
технологии электронного обучения, доказательно утверждаю, не
имеют никакого отношения к ментальности, абсолютно. Но вот
дальше я с вами разделяю некоторые опасения, сомнения
относительно педагогики. Здесь вопросы лежат в такой области.
Сегодня пришла новая электронная педагогика. Я извиняюсь за
терминологию. Другого названия не придумано. Она идёт из
педагогики. Это не та педагогика, она другая. Но в следующей
части вопроса я с вами не согласен, что контент, созданный для
очного образования, не годится для дистанционного. Эта посылка
ошибочная. Контент, созданный для очного образования, в рамках
одних и тех же технологий в полной мере подходит для всех форм
обучения, в том числе и индивидуального обучения. Относительно
электронной педагогики у меня к вам предложение. Я говорил с
Николаем Дмитриевичем Никандровым, давайте создадим в экспертном
совете отдельную группу по электронной педагогике и, по крайней
мере, разберёмся, что это такое. Мы готовы принять в этом
участие, у нас есть наработки в области электронной педагогики,
обзор, подробный, аналитический материал о электронной
педагогике. Вопрос серьёзнейший, более чем серьёзный. Не понимая
электронную педагогику никуда не продвинешься, - вот с тем, что
вы задавали мне вопрос, - в школах, в других сферах образования,
потому, что другая педагогика, другие компетенции, другие
навыки, другое умение. И если хотите, абсолютно другая
мотивация. Вот в этой вот триаде - другая мотивация. Её надо
понять, разобраться. Работать с теми же педагогами в новых
системах, в электронных системах обучения, не получится,
никакого эффекта, ни нового качества образования, оно будет всё
равно старым, может быть даже ещё и ухудшенным".
Анализ ответа В.П.Тихомирова на мой вопрос показывает, что
решение затронутых проблем лежит в сферах соответствующих наук и
научных областей.
Так, проблема - зависит или не зависит контент (содержание)
образования от его формы - находится в области дидактики. Для её
решения требуется выход в философию, где как раз и
рассматривается соотношение формы и содержания. Опираясь на
исследования философов форма и содержание конечно же
взаимозависимы, здесь Владимир Павлович не прав.
Следующая проблема - ментальность и компьютерные технологии.
Конечно, компьютер, он и в Африке компьютер. Но его применение,
включая необходимость его применения, совершенно не одинаковы
для вождя африканского племени, жителя европейской столицы или
деревенского жителя. И то, что для одного является насущной
потребностью, для другого может быть куском железа с проводами,
которые в хозяйстве можно использовать только в качестве
подставки для утвари. Совсем по-разному должны быть и подходы к
продвижению новых технологий для разных культур и регионов.
Именно это я имел ввиду, когда говорил о необходимости опоры на
инноватику - науку о создании, внедрении и распространении
новшеств.
Далее, проблемы собственно педагогические. В.П.Тихомиров говорит
о новой педагогике, называет её электронной. Совершенно ясно,
что процессы, связанные с дистанционным образованием и
электронными системами обучения, нуждаются в особом
педагогическом обеспечении. Но не все учёные согласятся с
необходимостью создания отдельной педагогики. Чтобы убедиться в
этом, достаточно вспомнить статью В.В.Краевского на тему
"Сколько у нас педагогик?"
Что же касается педагогической инноватики, то это совсем не то,
что имеется ввиду под электронной педагогикой. Педагогическая
инноватика - это учение о создании педагогических новшеств, их
оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и
применении на практике.
Таким образом, начальная задача при ответе на поставленный в
заголовке вопрос, стоит в том чтобы определить не только
проблемы, но и научные области, которым эти проблемы
принадлежат. И только после этого необходимо последовательно
осуществлять их решение. В противном случае, вместо научных
критериев истинности будут опять применяться административные. А
результаты необоснованных решений чиновников хорошо известны.
Чтобы изменить ситуацию с развитием в ДО в России, необходима
организация комплексного проекта с обязательным участием учёных
тех научных областей, которые занимаются образованием.
И ещё один фрагмент "круглого стола" - проблема взаимодействия
передового опыта в ДО, науки и чиновников.
Дело в том, что когда ректор СГУ М.П.Карпенко рассказал об опыте
оформления в его вузе дистанционного обучения студентов из-за
рубежа, представители министерства образования и Госдумы "мягко"
указали ему, что он незаконно придумывает свои внутренние нормы
для того, чтобы свести дистанционное обучение к обычному очному.
А как ещё ему поступать, если нужного законодательства нет?!
Я выступил со своим пониманием того, как должно быть
организовано взаимодействие передового опыта, науки, чиновников
и закона.
Слушайте
фрагмент моего
5-минутного выступления по данной проблеме, а
также критику национального проекта "Образование" в
отношении его научного обоснования (1,6
Мб). Можно послушать
аудиозаписи других выступлений и дискуссий.
Смотрите также небольшую
фотоэкскурсию по Госдуме, её
прошлому и настоящему.
А.В.Хуторской,
член-корреспондент Российской академии образования,
действительный член Международной педагогической академии
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
- Необходимо изучать зарубежный опыт и внедрять его у нас?
- Педагогическая
инноватика имеет свои законы
- Имеют ли какое-то
отношение к ментальности компьютеры?
- Вместо научных
критериев истинности будут
применяться административные?
|