: ХРОНИКА БЫТИЯ

Нужно ли России перенимать чужой опыт ДО?

 
 

13.11.2006 г.

Инновационные механизмы развития дистанционного образования. Фрагмент дискуссии А.В.Хуторского и В.П.Тихомирова во время "круглого стола" в Госдуме.

Эти заметки являются продолжением темы "Какие законы нужны дистанционному образованию?"

Сегодня в Государственной Думе проводился "круглый стол" на тему "Концепция становления, развития и использования современных информационных технологий в системе образования Российской Федерации". Основной доклад сделал ректор МЭСИ В.П.Тихомиров. По его словам это было его 19-е выступление в Госдуме. Докладчик очень подробно осветил опыт зарубежных стран в области e-learning и показал место России в этом опыте. Место, надо сказать, невысокое. В различных рейтингах на данную тему нашей стране определены 40-е, а то и 50-е места.

Основная методологическая посылка выступающего - необходимо изучать зарубежный опыт и внедрять его у нас. Однако возникает вопрос: а возможно ли, и главное - нужно ли выбирать именно такой путь? Является ли позиция догоняющего наилучшей стратегией развития? Свои сомнения я выразил в вопросе, который задал на "круглом столе" Виктору Павловичу:

А.В.Хуторской: "Вы очень обзорно и, на мой взгляд, замечательно охарактеризовали опыт зарубежных стран и показали наше место среди этого опыта. Но судя по той методологии, которая лежит в вашем подходе, я вижу, что вы предлагаете изучать лучший международный опыт и применять его у нас, на нашей территории. Таков ваш подход в глобальном отношении. У меня вопрос именно по этому подходу. Существует другой подход, который принадлежит инноватике, в частности, если говорить об образовании, то педагогической инноватике. Речь здесь идёт о том, что никакие достижения не могут быть перенесены в другую плоскость автоматически. Нельзя, например,  из очного образования перенести контент в электронное обучение, он не будет работать там. Нельзя просто брать опыт, даже технологический, из других ментальных ареалов и переносить его на наш. Педагогическая инноватика имеет свои законы, свои научные основания для того, чтобы внедрять новое. А e-learning, это вообщем-то новое для нашей страны. У меня вопрос об этом - другом подходе - как вы к нему относитесь? Насколько вы считаете и есть ли возможность реализации науки инноватики, и педагогической инноватики при разработке государственных законов и постановлений? Можно ли, и нужно ли их использовать? Дело в том, что доступность, компетенции и мотивация, о которых вы говорили в докладе, это очень важный трёхзвенный блок, но я не согласен, что доступность должна решаться первым этапом. Именно опираясь на положения педагогической инноватики".

В.П.Тихомиров: "Хорошо. В вашем вопросе несколько вопросов. Первый вопрос: я отвечу вопросом на вопрос: Имеют ли какое-то отношение к ментальности компьютеры?"

А.В.Хуторской: "Конечно".

В.П.Тихомиров: "Никакой. Мы все пользуемся компьютерами, которые созданы, которые совместимы, подсоединяются к интернету в любой точке. Никакой ментальности здесь нет. Операционные системы, которые так рекламирует Билл Гейтс, никакого отношения к ментальности не имеют. Продолжая эту логику, я утверждаю, что технологии электронного обучения, доказательно утверждаю, не имеют никакого отношения к ментальности, абсолютно. Но вот дальше я с вами разделяю некоторые опасения, сомнения относительно педагогики. Здесь вопросы лежат в такой области. Сегодня пришла новая электронная педагогика. Я извиняюсь за терминологию. Другого названия не придумано. Она идёт из педагогики. Это не та педагогика, она другая. Но в следующей части вопроса я с вами не согласен, что контент, созданный для очного образования, не годится для дистанционного. Эта посылка ошибочная. Контент, созданный для очного образования, в рамках одних и тех же технологий в полной мере подходит для всех форм обучения, в том числе и индивидуального обучения. Относительно электронной педагогики у меня к вам предложение. Я говорил с Николаем Дмитриевичем Никандровым, давайте создадим в экспертном совете отдельную группу по электронной педагогике и, по крайней мере, разберёмся, что это такое. Мы готовы принять в этом участие, у нас есть наработки в области электронной педагогики, обзор, подробный, аналитический материал о электронной педагогике. Вопрос серьёзнейший, более чем серьёзный. Не понимая электронную педагогику никуда не продвинешься, - вот с тем, что вы задавали мне вопрос, - в школах, в других сферах образования, потому, что другая педагогика, другие компетенции, другие навыки, другое умение. И если хотите, абсолютно другая мотивация. Вот в этой вот триаде - другая мотивация. Её надо понять, разобраться. Работать с теми же педагогами в новых системах, в электронных системах обучения, не получится, никакого эффекта, ни нового качества образования, оно будет всё равно старым, может быть даже ещё и ухудшенным".

Анализ ответа В.П.Тихомирова на мой вопрос показывает, что решение затронутых проблем лежит в сферах соответствующих наук и научных областей. Так, проблема - зависит или не зависит контент (содержание) образования от его формы - находится в области дидактики. Для её решения требуется выход в философию, где как раз и рассматривается соотношение формы и содержания. Опираясь на исследования философов форма и содержание конечно же взаимозависимы, здесь Владимир Павлович не прав.

Следующая проблема - ментальность и компьютерные технологии. Конечно, компьютер, он и в Африке компьютер. Но его применение, включая необходимость его применения, совершенно не одинаковы для вождя африканского племени, жителя европейской столицы или деревенского жителя. И то, что для одного является насущной потребностью, для другого может быть куском железа с проводами, которые в хозяйстве можно использовать только в качестве подставки для утвари. Совсем по-разному должны быть и подходы к продвижению новых технологий для разных культур и регионов. Именно это я имел ввиду, когда говорил о необходимости опоры на инноватику - науку о создании, внедрении и распространении новшеств.

Далее, проблемы собственно педагогические. В.П.Тихомиров говорит о новой педагогике, называет её электронной. Совершенно ясно, что процессы, связанные с дистанционным образованием и электронными системами обучения, нуждаются в особом педагогическом обеспечении. Но не все учёные согласятся с необходимостью создания отдельной педагогики. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить статью В.В.Краевского на тему "Сколько у нас педагогик?"

Что же касается педагогической инноватики, то это совсем не то, что имеется ввиду под электронной педагогикой. Педагогическая инноватика - это учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.

Таким образом, начальная задача при ответе на поставленный в заголовке вопрос, стоит в том чтобы определить не только проблемы, но и научные области, которым эти проблемы принадлежат. И только после этого необходимо последовательно осуществлять их решение. В противном случае, вместо научных критериев истинности будут опять применяться административные. А результаты необоснованных решений чиновников хорошо известны. Чтобы изменить ситуацию с развитием в ДО в России, необходима организация комплексного проекта с обязательным участием учёных тех научных областей, которые занимаются образованием.

 

 

И ещё один фрагмент "круглого стола" - проблема взаимодействия передового опыта в ДО, науки и чиновников.

Дело в том, что когда ректор СГУ М.П.Карпенко рассказал об опыте оформления в его вузе дистанционного обучения студентов из-за рубежа, представители министерства образования и Госдумы "мягко" указали ему, что он незаконно придумывает свои внутренние нормы для того, чтобы свести дистанционное обучение к обычному очному. А как ещё ему поступать, если нужного законодательства нет?!

Я выступил со своим пониманием того, как должно быть организовано взаимодействие передового опыта, науки, чиновников и закона.

Слушайте фрагмент моего 5-минутного выступления по данной проблеме, а также критику национального проекта "Образование" в отношении его научного обоснования (1,6 Мб). Можно послушать аудиозаписи других выступлений и дискуссий.

Смотрите также небольшую фотоэкскурсию по Госдуме, её прошлому и настоящему.

А.В.Хуторской,
член-корреспондент Российской академии образования,
действительный член Международной педагогической академии


---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме.

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016