Исследование лучше проектирования?
31.03.2009 г.
Эти заметки посвящены сегодняшнему выступлению д.п.н., д.пс.н.
А.И. Савенкова на Бюро Отделения философии образования и теоретической
педагогики РАО. Тема его выступления "Проектирование и исследование в
современном образовании". Основной контекст доклада: исследования в обучении -
это творческий подход, а проектирование - нет.
А.И. Савенков: "Современное образование, вопреки
постоянным обвинениям в консерватизме и инерционности, довольно быстро
выстраивается под задачи диктуемые преобладающим в культуре стилем мышления и
активно внедряет проектный стиль в свою практику. Естественно, что реинкарнация
проектного обучения в современной школе идет под флагом инновационной
деятельности, ориентированной, в первую очередь, на развитие интеллекта и
креативности учащегося. Апологетами идеи прямо или косвенно утверждается, что
проектирование вооружает ребенка, новыми наиболее рациональными способами
решения сложных жизненных проблем, а потому проектное обучение должно непременно
активно поддерживаться и распространяться. Сомнительность подобного хода мыслей
становится очевидной при рассмотрении данной проблемы с позиций психологии
творчества, к некоторым постулатам которой я и предлагаю обратиться" (из
тезисов доклада).
— Александр Ильич, с какой целью вы в своём выступлении
разводите проектирование и исследование? Каковы полученные в результате этого
разведения результаты? Есть ли экспериментальные данные по сопоставлению этих
двух подходов в обучении? - На эти мои вопросы, к сожалению, я не получил
развёрнутых ответов докладчика. В то же время, меня заинтересовал сам подход -
противопоставить проектирование и исследование в образовании. Это даёт большие
возможности, чем сравнивать, например, явно отличающиеся метод проектов и классно-урочную систему обучения,
или исследования и репродуктивное изучение основ наук.
Итак, метод сравнения, сопоставления - вполне действенный и
полезный в науках, в том числе и в педагогике. Мне показалось, что А.И.Савенков,
являясь одновременно доктором педагогических и доктором психологических наук,
изначально имеет позицию диалогизатора между педагогикой и психологией. Но реализуется эта позиция им однобоко:
исследование автор считает полезным, проектирование - вредным. Проектирование и
творчество, на его взгляд, вообще несовместимы!
А.И. Савенков: "Проектирование мы выше определяли
через деятельность, что, конечно же, неслучайно. Проектирование имеет и мотив, и
цель, и все другие свой свойственные деятельности атрибуты. При этом хорошо
известно, что творчество (в отличие от проектирования) - не деятельность
(Пономарев Я.А.). Если основной признак деятельности - потенциальное
соответствие цели деятельности её результату, то для творческого акта наиболее
характерно прямо противоположное – цель (замысел, программа и т.п.) и результат
всегда рассогласованы".
— Простите, Александр Ильич, но прежде чем однозначно
заявлять, что творчество - не деятельность, надо определить, что вы понимаете
под творчеством. Например, я предлагаю следующее определение:
Творчество - это процесс создания нового.
И творчество бывает разное. Приведу по крайней мере три типа
творчества:
1. Творчество - это деятельность. Именно деятельность,
имеющая цель и согласуемый с нею результат. Возьмите в качестве примера
художников, поэтов, музыкантов, изобретателей, которые создавали свои (и весьма
творческие!) результаты совсем не случайно, а по заказу. Реквием Моцарта был
сочинен по заказу графа Вальсега-цу-Штуппах. Пушкин написал по заказу стихи для
встречи Александра I из Парижа, а также другие стихи - по случаю отъезда принца Оранского из Павловска.
Изобретения по заказу принесли Эдисону в 1875 году 100 тыс. долларов. В
данном случае творчество есть деятельность в чистом виде. Более того, оно может
быть организовано как проект, и даже сведено к нему.
2. Творчество - это озарение. Богом или природой
человеку дана способность озаряться. Кстати, озарение, инсайт могут происходить
в ходе самой деятельности, или в перерывах между её этапами. Если бы Ньютон был
простым садовником, он вряд ли бы открыл свой закон под яблоней. У него перед
этим и после этого была именно научная деятельность - он размышлял о сути
мироздания. Благодаря кому и чему происходит озарение - это вопрос обсуждаемый.
Но данный тип творчества действительно трудно свести к структурированной
деятельности, хотя некоторые исследователи это пытаются делать.
3. Творчество - это "подключение" к иным сферам.
Многие учёные, таланты, гении, считали и считают, что это не они сами придумали
или сочинили что-либо, а им это было продиктовано (подсказано, дано) свыше. Например,
Николай Рерих не подписывал свои книги своей фамилией, считая, что это не он их придумал, а ему был дан
этот текст, он лишь записал его. Даниил Андреев, написавший Розу Мира - одну из
знаковых книг 20-го века, использует в ней совершенно несвойственные русскому человеку слова типа "уицраор",
"шаданакар", "эгрегоры", "жругр" и т.п. Он
записывал их "так, как слышал". Но и для этого
вида творчества возможны технологии или средства. Например, наркотические
вещества, абсент и т.п. способны вывести человека в определённое состояние, в
котором он может создавать в том числе и творческий продукт (я, разумеется, не
призываю к такой технологии). В контексте данного типа творчества отмечу, что
некоторые люди практически постоянно принадлежат "иным сферам", из-за чего их
считают сумасшедшими (вспомните "Мастера и Маргариту"). У Ц.Ломброзо есть книга "Гениальность и помешательство", там тоже
есть примечательные данные о природе творчества.
Итак, если Я.А.Пономарёв имел в виду второй тип творчества,
возможно, с этой позиции оно может и не быть деятельностью. Но это не значит,
что творчество никогда не может быть деятельностью. Другие типы творчества можно
считать именно деятельностью
Таким образом, я не могу согласиться со следующими
суждениями докладчика:
А.И. Савенков: "Творчество, в отличие от
проектирования - не деятельность, оно возникает лишь как её побочный продукт,
артефакт. Родиться творчество может только тогда, когда субъект деятельности
оказывается восприимчив (сизитивен) к случайно возникающему в ходе своей
активности неожиданному результату (побочному продукту). Таким образом,
творчество может возникать в процессе любой деятельности, но связано оно не с
достижением намеченного, а со случайным порождением в ходе деятельности
«побочного продукта». Этот «побочный продукт» и является настоящим результатом
творчества".
Наши дистанционные эвристические олимпиады начисто
опровергают тезис, что творчество есть только тогда, когда оно "побочный продукт".
На кафедрах в Центре "Эйдос" мы разрабатываем именно такие эвристические задания,
выполнение которых почти гарантированно приводит детей к созданию нового
продукта. Каким именно этот продукт может стать, зависит от многих факторов, но
практически всегда можно задать его контуры, критерии его оценки. Так, на одном
из наших семинаров в ЦДО "Эйдос" были разработаны 22 типа эвристических
заданий, имеющих ещё и сотню подтипов. И эти задания не что иное, как способ
технологизирования творчества. Аналогичные способы есть в ТРИЗе, в
оргдеятельностной методологии (Г.П.Щедровицкий и др.). Упомянутые мною музыканты, писатели и поэты
также довольно часто создают свои плоды совсем не
в качестве побочных, а вполне целевым образом.
Замечу, что в разработанной нами
дидактической эвристике нет противопоставления креативных и когнитивных
видов деятельности. Более того, нами экспериментально подтверждено, что
необходимы именно
три вида деятельности, которые в совокупности способны обеспечивать эвристическую
образовательную деятельность. Это следующие виды деятельности (и соответствующие
им способности):
1) когнитивная (познание, исследование),
2) креативная (созидание, творение),
3) оргдеятельность (организация первых двух видов
деятельности - постановка целей, выбор средств, получение продукта, рефлексия).
Итак, методы разделения, сравнения или противопоставления - исследовательские методы,
они весьма полезны для решения поставленных задач, но их применение не должно
нацеливать на однобокость в оценках типа исследования в обучении это хорошо, а
проектирование - плохо. Диалектику
никто не отменял. Там, где есть анализ, должен быть и синтез. И можно не только
разделять, но и интегрировать.
Уже после заседания я
предложил докладчику применить противоположный подход к анализу проблемы: выявить
теперь все
положительные черты метода проектирования и отрицательные - метода исследований. Тогда
картина стала бы более полная.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
- Проектирование не творчество?
- Творчество - не деятельность?
- Три типа творчества
- Интеграция креативного,
когнитивного и оргдеятельностного
|