О принципе законности в современной дидактике
20.05.2008 г.
Дискуссия с форума научной школы
Сегодня на форуме
Научной школы О.Ф.Левичев разместил свою статью
"Принцип
законности в современной дидактике". Я посчитал довольно принципиальными
изложенные в ней подходы и написал свой отклик с изложением противоположной
позиции.
Уважаемый Олег Фёдорович,
насколько я понял, вы разместили свою статью на форуме с целью её обсуждения.
Лучше было бы разместить её в нашем
Интернет-журнале "Эйдос", а обсуждать здесь.
Сформулирую несколько тезисов по отношению к вашему тексту.
1. Проблема, которую вы затронули, безусловно актуальна. Но не потому, что в
физике законы есть, а вот в дидактике с ними "как-то не очень". А потому, что
выявление или разработка методологического аппарата для дидактики - вещь
необходимая для эффективного её развития.
2. К сожалению, вы не избежали участи многих "переносителей" моделей, теорий,
законов из других наук в педагогику и дидактику. На мой взгляд, недостаточно
органичны попытки, когда вместо исследования реальности и открытия именно её
свойств, подбора или разработки соответствующего инструментария, учёный приходит
с инородным аппаратом, который создавался и работал в другой среде.
3. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Метод должен
соответствовать тому, что познаётся. Объектом познания в дидактике является
обучение, а не падение тел, и не психические свойства мозга.
4. Обучение - процесс комплексный и отнюдь, не только материальный, он не может
быть описан законами физики, или даже психологии. Законами физики можно описать,
например, падение человека с парашютом, но не его обучение.
5. Разработка единого методологического аппарата для дидактики затруднена не
только невозможностью переноса методологического аппарата из других наук. Кроме
этого, внутри самой дидактики имеются разные основания и понимания того, что
есть обучение. Например, по Сократу обучение - это припоминание того, что
потенциально уже имеется в человека в свёрнутом, "спящем" виде. И задача
педагога - обеспечить ученика средствами для вспоминания. Такая дидактика
отличается от той, согласно которой обучение - это передача знаний от одного
поколения к другому. Поэтому и законы у таких дидактик разные.
6. Вы считаете, что законы являются продуктом разума человека. Но вам наверняка
известно, что есть и другая точка зрения: закон - это глубинная сущность,
которую человек может выявить и сформулировать в соответствии со своими
возможностями. Например, для Пифагора числа управляют миром. Современная
математика занимает другой подход. Но это не отменяет математики Пифагора. Так
же и в дидактике можно сформулировать позицию, что не педагог обучает (в смысле
управляет) обучением ученика, но в самом обучении заложена "программа" процесса,
в котором участвует ученик, а роль учителя - лишь активизировать средства для
реализации этой "программы". Источником же программы является на самом деле не
учитель, а сам процесс обучения. Только об этом учитель может и не догадываться,
находясь в иллюзии, что это именно он знает и применяет закон обучения.
7. Вы пишите: "Ориентация на непредсказуемость не дает эффективного результата в
работе с детьми и объясняется это тем, что педагогика - это искусство".
Замечу, что в эвристическом обучении "ориентация на непредсказуемость", от
которой вы хотите уйти, - один из основных принципов обучения. Педагог в хорошем
смысле не знает, к каким результатам предназначен тот или иной ученик, какова
его "генетическая программа обучения". В этом смысле он действует в ситуации
непредсказуемости, занимая сопровождающую позицию, а не "продавливает" свои
внешние цели.
8. Вы пишите: "Мы предлагаем, что бы педагогика не стала «самодеятельностью», в
педагогической деятельности необходимо использовать известные законы, а не
придумывать правила, условия, директивы, которые можно то исполнять, то не
исполнять по воле самого педагога".
Самодеятельность у вас несёт несколько ругательный смысл, как бы противоположный
научному подходу. На самом деле, все варианты "само-" в обучении - как раз и
отражают имеющуюся реальность. А в ряде дидактических концепций, например у
В.И.Андреева, вообще цель обучения - перейти в самообучение, цель воспитания - в
самовоспитание и т.д.
Существуют, кстати, дидактические теории "самодеятельностного обучения",
например, та же система КТД (коллективных творческих дел) И.П.Иванова. То есть
самодеятельность в педагогике не менее наукоёмкое направление, чем "деятельность
по указке".
9. Вы цитируете Л.В.Занкова и соглашаетесь с тем, что он пишет: "В своей практической деятельности
учитель в какой-то мере поступает согласно объективным законам, как бы
нащупывает законы, еще не открытые наукой".
Так вот здесь как раз и содержатся
ценных мысли: 1) именно "нащупывание" как раз и является тем методом и
необходимым дидактическим инструментом; т.е. учитель идёт на урок не с готовыми
законами, которые написаны для него "переносителями" из других наук, а со
своим внутренним установками герменевтического плана, позволяющими почувствовать
и увидеть "генетическую программу обучения" здесь и сейчас; 2) учитель может
ВСЯКИЙ РАЗ НАЩУПЫВАТЬ РАЗНЫЕ ЗАКОНЫ, а это утверждение само может являться
законом, но уже совсем другого рода; 3) учителю нет потребности в такого рода
"открытых наукой законах", он обходится без них, используя свой внутренний
закон, и задача науки как раз и состоит в изучении того, как этот учитель
обнаруживает и применяет в обучении свои законы.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
- Можно ли переносить в дидактику
законы из других наук?
- Обучение как особый процесс
- "Генетическая программа
обучения"?
|