Система распределённой деятельности научно-педагогической школы
11.02.2008 г.
Сегодня на Учёном совете общих проблем образования в ИСМО РАО
состоялось обсуждение системы распределённой деятельности нашей научно-педагогической
школы. Ниже привожу предварительные тезисы своего выступления.
Аудиозапись реального выступления с ответами на вопросы и дискуссиями
можно послушать здесь.
Обсуждение выступления А.В. Хуторского
Система распределённой деятельности научно-педагогической
школы
Тезисы выступления на Учёном совете общих проблем образования ИСМО РАО, Москва,
11.02.2008 г.
Что такое научная школа в педагогике?
Существуют различные понимания научной школы, например,
архивно-историческое: научной школой признаётся фрагмент истории науки,
фокусирующийся на определённых учёных и их идеях, теориях, учениях. Считается,
что только потомки могут с позиции прошедших лет судить о том, была или не была
это научная школа, подтвердились ли её положения и т.п. Такое понимание
исторически отчуждено от происходящей деятельности, научная школа
рассматривается как устоявшийся образец, эталон прошлого, который, при
необходимости развивается или используется.
Мы предлагаем инструментальное понимание научной школы. Современные
актуальные потребности и задачи в области образования требуют своего научного
решения. Не всегда такие решения можно найти в известных и устоявшихся научных
школах. Поэтому научные школы рассматриваются как инструмент развития науки, а
не как воздание должного заслугам учёных прошлого. Если научные школы принять в
качестве технологического инструмента, то при эффективном его использовании
можно решать практические задачи и продвигать развитие самой науки.
Научная школа, с одной стороны – средство решения научных задач, с другой – это
школа, т.е. система обучения и подготовки учёных. Мы предлагаем следующее
определение: научная школа – это система обучения учёных и
специалистов, направленная на развитие ими определённого научного направления.
Для педагогики научная школа является «школой в квадрате», т.е. системой
обучения учёных-педагогов, которые сами разрабатывают научные основы обучения в
школе. Педагоги-учёные и педагоги-практики, принадлежащие научной школе,
работают в установленном этой школой направлении.
Каковы признаки научной школы?
Исходя из понимания научной школы как инструмента развития
науки, подготовки научных и педагогических кадров, мы выделяем следующие
признаки научной школы в области педагогики:
1. Наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной
научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется деятельность всей
научной школы.
2. Системообразующая деятельность научного лидера: организационное, финансовое,
кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и преемственность
положений научной школы.
3. Общность научных интересов представителей научной школы, принятие ими в
качестве основы своих исследований проблематики научной школы.
4. Социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы.
5. Наличие экспериментальной базы для педагогических исследований и инноваций.
6. Наличие системы подготовки научных кадров через их включение в научную
деятельность по реализации программы научной школы. Проведение семинаров научной
школы, публикация трудов.
7. Научная значимость разработок научной школы. Признание научных результатов
школы отечественными и зарубежными специалистами.
Перечисленные признаки могут выступать критериями для идентификации,
систематизации научных школ. Например, если научный лидер и его коллеги
претендуют на отдельную научную школу, они должны чётко обозначить отличие идей,
лежащих в основе своей научной школы, от аналогичных школ – существующих как
ранее, так и в других учреждениях, регионах, странах. В результате подобной
экспертизы происходит не только научное самоопределение, но и самоидентификация
научной школы. Выясняется, выступает ли школа единственным представителем
развития определённых идей, или она – одна из многих, кто развивает то или иное
направление.
Мы выделяем следующие типы научных школ в педагогике:
1) школа-клуб – явление, когда в сообществе крупных учёных возникает
общность взглядов, идей, творческое сотрудничество;
2) школа-коллектив – это научная школа в локальном смысле, применительно
к небольшому коллективу, который объединен сложившейся традицией, позицией или
задачей;
3) школа как научное течение – система идей, которая имеет
продолжительное существование; для таких школ характерно участие в этом течении
учёных разных поколений и стран. Например, идеи свободного воспитания Ж.Ж.Руссо,
Л.Н.Толстого, педагогов-прогрессивистов, - пример научного течения.
По формам деятельности научные школы могут быть очные и дистанционные,
локальные и распределённые. Распределённая научная школа не ограничена
территориальными рамками или одной организацией. Дистанционность сегодня
характеризуется использованием средств телекоммуникаций, ресурсов и технологий
сети Интернет.
Любой из типов научных школ реализуется в той или иной форме. Например, школа
человекосообразного образования, к которой я себя отношу, принадлежит типу
«научное течение», а форма её деятельности – распределённая. Охарактеризую
систему деятельности этой научной школы.
Структура распределённой научной школы
Название: Научная школа человекосообразного образования.
Тип: научное течение.
Причины появления: Противоречие между социальной обусловленностью и
человеческой предназначенностью системы образования.
Идея, концепция: Идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и
образовании как средстве реализации этих возможностей.
Учёные-основоположники: Сократ, Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты
Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров,
К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский и др.
Учёные-продолжатели: В русле данной научной школы и в смежных с нею
направлениях работали или продолжают работать Ш.А.Амонашвили, Г.А.Андрианова,
В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Н.М.Борытко, Г.Я.Буш, В.В.Гузеев, В.И.Журавлёв,
И.А.Зимняя, А.Д.Король, В.В.Краевский, Ю.К.Кулюткин, А.М.Кушнир, А.Н.Лук,
М.И.Махмутов, Д.Пойа, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, В.Г.Рындак, В.В.Сериков,
Н.Н.Халаджан, Л.Н.Хуторская и др.
Научный лидер: А.В.Хуторской (распределённая научная школа).
Организации-участники: лаборатория методологии образования ГНУ ИСМО РАО,
Центр дистанционного образования «Эйдос», школы – экспериментальные площадки.
Миссия: Обосновать возможности и условия самореализации человека в
системе его образования. Воплотить принцип человекосообразности образования в
науке и практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание образования
в соответствие внутренней предназначенности человека.
Области наук: философия, методология образования, педагогика, психология,
дидактика, педагогическая инноватика, методики обучения.
Цель научной школы: проектирование и реализация таких типов и форм
образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую
самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной
деятельности.
Слоган: «Открой в себе лучшее!»
Организационные рамки: разработана Программа научной школы, составляются
ежегодные планы и отчёты, которые реализуются через представителей научной
школы. Гранты.
Формы подготовки научных кадров: очные и дистанционные методологические
семинары научной школы, августовская конференция, веб-форум научной школы,
издание сборников научных трудов, статей в Интернет-журнале «Эйдос», электронных
изданий. Диссертационные исследования. Обучение научному творчеству происходит
одновременно с самим научным творчеством.
Разработки научной школы, имеющие научную значимость и востребованность:
- учения и концепции: концепция человекосообразного образования,
дидактическая эвристика, педагогика русского космизма, ситуативная педагогика,
личностно-ориентированная педагогическая инноватика, компетентностный подход
(древо компетенций), метапредметное содержание и креативный компонент
образовательных стандартов;
- инновационные понятия: человекосообразное образование, эвристическое
обучение, образовательный продукт, образовательная ситуация, происходящий метод
обучения, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог,
индивидуальная образовательная траектория, образовательное Целеполагание,
образовательная рефлексия;
- модели и технологии: модель образования как вселения человека в мир,
Школа свободного развития, эвристическое погружение, распределенное
образовательное учреждение, дистанционная эвристическая олимпиада, дистанционный
оргдеятельностный курс, семинар, конкурс, веб-семинар, чат-школа, онлайн-защита
творческих и исследовательских работ.
Внедрение, инновации: проведение Всероссийских дистанционных эвристических
олимпиад, ученических конференций, курсов, проектов, конкурсов, Всероссийского
конкурса «Дистанционный учитель года», «Дистанционная школа года». Выпуск 11
электронных рассылок научной школы (15 тыс. подписчиков).
Сайт научной школы:
http://khutorskoy.ru/science/index.htm
Форумы научной школы:
http://khutorskoy.fastbb.ru
---
Следующим вопросом обсуждалось обоснование темы докторской
диссертации Г.А.Андриановой по проблемам инновационного потенциала
распределённого эвристического обучения.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
- Что такое научная школа в педагогике?
- Каковы признаки научной школы?
- Научная школа человекосообразного образования
|