Типология, классификация, систематизация
26.10.2007 г.
Опыт субъективного определения
понятий
Уже второй раз поводом для заметки выступает просьба М.М.Поташника
высказать своё мнение по одной из интересующих его проблем. В прошлый раз это
была проблема существования нравственных компетенций,
теперь - понятийный аппарат науки.
Попытаюсь сформулировать свои представления о содержании
названных в заголовке терминов. Я не заглядывал в словари, просто попытался
выразить свои внутренние ощущения этих терминов.
Типология - смысловая упорядоченность объектов бытия. "Логос" -
здесь слово, понятие о типах чего-либо. Упорядоченность в типологии, в отличии
от классификации и систематизации, - онтологическая, опирающаяся на сущее,
максимально приближающее субъективные представления к объективному смыслу
различий в рядоположных рядах. Тогда как классифицировать что-либо или
систематизировать можно по разным основаниям, достаточно произвольно
определяемым в зависимости от поставленных задач.
Типологию можно было бы растолковать также как "науку о
типах", но в этом значении данный термин, по-моему, практически не используется.
Есть ещё термин "типологизация" - это процесс применения
типологии к определённой группе рядоположных рядов (надо бы также определить
понятие ряда, но можно воспользоваться содержанием этого понятия из математики).
Классификация - спрашивается, почему бы не применять термин "классология"?
Потому, что здесь нет "логоса", то есть вектор действий при операции
классификации идёт от субъекта, а не от изучаемого им сущего. Это
операциональный термин, позволяющий определить классы и подклассы выбранной
группы предметов. Для чего? Для того, чтобы определить их иерархию,
соподчинение, взаимосвязь, функции в общем процессе или устройстве, изучить их
или переделать. Классы в истории, классы в биологии, классы в школе - всё это
способы субъективного упорядочивания объективной реальности. Причём для одной и
той же реальности могут быть выделены и реализованы разные классы. Тем самым
можно влиять на реальность.
Систематизация - процесс создания (проектирования, конструирования)
системы. Система состоит из элементов и связей между ними. Системы могут быть
закрытые - с определённым числом элементов, открытые - с неопределённым числом
элементов. Элементы могут быт одноранговые или "многоэтажные", соподчинённые или
равноположные и т.д. Связи между элементами системы могут устанавливаться
субъективно, в зависимости от задач или вектора рассмотрения выбранных
элементов.
Следует заметить, что все эти понятия и соответствующие им действия работают с
элементами. Только по-разному. Типологизация - это выявление элементов с разными
смыслами; классификация - это разбивка целого на элементы; систематизация - это
оперирование с заданным набором элементов.
Перечисленные толкования даны нами в наиболее общем логико-философском виде, и
конечно, нуждаются в конкретизации, примерах, например, по отношению к
педагогическим наукам.
Все три термина - инструменты познания, проектирования. К ним ещё можно добавить
такие смежные термины, как таксономия (таксономия целей Блума, например),
группировка, кластеризация, каталогизация, периодизация и
др.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|