Существуют ли нравственные компетенции?
31.08.2007 г.
Ещё раз о пользе науки для решений чиновников
Недавно мне позвонил Марк Максимович Поташник, известный и
авторитетный учёный и спросил моё мнение как эксперта в области образовательных
компетенций – как я отношусь к понятию «нравственные компетенции»? Дело в том,
что на одной из региональных августовских педагогических конференций, где он
выступал, обсуждалась роль школ в формировании нравственных компетенций детей.
Главным направлением этой работы управленцы предложили освоение детьми знаний о
том, что же такое нравственные компетенции.
Я не оправдал отрицательных опасений уважаемого коллеги и не стал доказывать ему
необходимость внедрения компетентностного подхода во всё что есть в образовании.
Хотя, признаюсь на тему компетенций и компетентностей пишу и выступаю с 2002
года.
Действительно, я считаю что компетентностный подход способен сыграть значимую
роль в преобразовании образования, приближении его к нуждам жизни и человека. Но
в данном случае у чиновников очевиден явный перебор, «модничание, а не
модернизация», как сказал бы Ш.А.Амонашвили.
О том, что нравственное воспитание сегодня нужно и как никогда актуально, спору
нет. Но зачем же «приклеивать» к нему то, что ему не принадлежит?
Компетенции – это своего рода договор между социумом и личностью. В этом
его сила и роль. Например, социуму нужны компетентные автолюбители или пешеходы,
чтобы на дорогах было больше порядка. Тем, кто ездит или ходит по дорогам, тоже
аварии ни к чему. Вот они и договариваются с обществом о неких правилах
дорожного движения – внешних нормах, по сути, компетенциях. Овладение людьми
этими правилами становится их компетентностью, т.е. уже личностным качеством.
Итак, тут есть знания о ПДД, умения их выполнять, опыт действий на дорогах, и
главное – личная и социальная значимость всего этого – т.е. всё то, что отличает
компетенции от ЗУНов.
Совсем другое дело – область нравственности. Здесь невозможно заключить договор
со всеми людьми, что они станут нравственными. Вряд ли вообще возможно создать
общие для всех «правила нравственного поведения», я уж не говорю о том, что они
станут личностно значимы для всех и вся.
Чиновники перегнули палку. Во-первых, совершенно не к месту прикрепили
компетенции к нравственности; во-вторых, уже кажется всем должно быть известно,
что знаниями о нравственности самой нравственности не сформируешь. Не от знаний
нужно идти, а от деятельности, конкретных действий в реальных ситуациях. Нормы
этих действий могут выявляться, рождаться, прочувствоваться в результате
рефлексивных «разборов полётов», а не увещеваний педагога о том «что
нравственно, а что нет».
Уважаемые управленцы, давайте поймём, что у каждого понятия, закона или модели
есть свои границы или область применимости. Чтобы не оконфузиться, эти границы
надо определять и за них не выходить. Примеры последствий, причём глобального
масштаба, у всех перед глазами. Это тот же ЕГЭ. Как только роль одной из форм
контроля – экзамена – оказалась гиперболизирована (причём, опять-таки, благодаря
усилиям чиновников), тут же пошли многочисленные проблемы. А произошло что?
Нарушение научных основ дидактики. Согласно достижениям этой науки известно, что
нет и не может быть единого или самого лучшего метода или формы обучения, как
нет и не должно быть единой и лучшей для всех формы контроля. Кроме экзаменов в
дидактике есть зачёты, устные и письменные опросы, контрольные и проверочные
работы, диктанты, защиты творческих работ, проектные формы контроля результатов
и много чего другого. Нет там экзамена как единой и главной цели обучения,
эдакого навязанного ориентира, замещающего множество других целей и смыслов
образования.
Ни экзамен, ни компетенции, ни информатизация – не являются единственными
главностями образования. Главным в образовании человека является сам человек. И
то, что ему противоестественно, никогда не будет им принято и поддержано. Чтобы
ни предлагали ему хоть целые толпы чиновников или педагогов, направленных ими на
выполнение приказа.
А.В.Хуторской
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
- Вопрос мне как
эксперту
- Компетенции - это
договор между социумом и личностью
- Нравственность -
из другой области
- Границы
применимости понятий, законов и
моделей
- Наука должна
стать основой административных
решений
|