: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Человек, как источник целей воспитания  

 
 

22.09.2020 г.

По мотивам заседания в РАО 


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 


Школьное воспитание. На эту тему сегодня в Зуме прошло заседание бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, доклад Н.Л.Селивановой.


Основной водораздел в проблеме воспитания, на мой взгляд, в источниках целей. Когда говорят о воспитании, обычно имеют в виду воздействие на человека со стороны: государства, школы, семьи, кого угодно, только не самого человека. Вот и докладчик говорит «учитель воспитывает».

Конечно, есть педагоги, которые считают «воспитание как процесс создания условий». Но для чего эти условия? Для реализации каких и чьих целей?
Один из выступающих призывает, чтобы эти цели чётко задало государство в форме "Идём туда-то, делаем то-то".


Совсем иной подход в научной школе человекосообразного образования. Этот подход прозвучал в тезисе Андрея Дмитриевича Короля: "Дверь к успеху человека открывается изнутри".


Действительно, цели воспитания, которые опираются на внутренний потенциал ученика - сообразны именно этому ученику. Как строить такое воспитание?


Я задал три вопроса докладчику:


Вопрос 1. Наталия Леонидовна, считаете ли вы, что источниками целей воспитания человека являются его персональные качества: предрасположенность, предназначенность, миссия? Если да, то каким образом вы предлагаете организовывать «процесс создания условий» для достижения таких целей?


Вопрос 2. Вы предлагаете принцип «единства целей воспитания» при разработке программы воспитания. Как этот принцип согласуется с индивидуализацией воспитания, с самовоспитанием?


Вопрос 3. Вопрос как к математику. Оценка воспитания – считаете ли вы необходимым количественные (балльные, процентные, графические и т.п.) формы такой оценки?


На первый вопрос докладчик попыталась ответить, но заметила, что в понятиях "предрасположенность", "предназначенность" её группа не работает. Замечу, что данные понятия мы включили в свой учебник "Педагогика" (2019).


Второй вопрос остался без ответа, некоторые участники отметили его значимость.


На третий вопрос, видимо, не хватило времени. Заявлена позиция, что воспитание не может быть технологий. С чем я, например, не согласен - статья "Измерение воспитания": http://khutorskoy.ru/be/2018/1228/index.htm


Главная же проблема, на мой взгляд: человек, как источник смысла и целей воспитания, а не исполнитель требований социума или чиновников.


По докладу я догадывался, что группа под руководством докладчика под воспитанием понимает внедрение в детей внешнего заказа, но не думал, что настолько.

Цитата о целях воспитания из "ПРИМЕРНОй ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ", созданной в Институте стратегии развития образования РАО, кстати, авторов программы почему-то в ней не указано, анонимная:

"Цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел)".

Т.е. что предлагают разработчики школам? Вроде бы "личностное развитие школьников", но в чём? А вот в чём:

1) усвоить внешние нормы общества (кто эти нормы определяет?),

2) позитивно относиться к общественным ценностям (кто их автор?),

3) приобрести опыт поведения по отношению к этим нормам и ценностям.

А где же сам ученик? Раскрытие его потенциала, талантов, самореализация? Ничего этого нет. Цели ребёнка отсутствуют, самовоспитания не предполагается. Такой подход нечеловекосообразен.


Вместо приложения.

 

 

Короткометражный фильм «Циркач». 10 минут, которые воспитывают патриотизм лучше всех воспитательных программ.

 

 

 

==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Человек, как источник целей воспитания
. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2020 г. – http://khutorskoy.ru/be/2020/0922/  

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, Инстаграм, ОдноклассникиРу, ЖЖ, Твиттер, Ютуб.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2020