: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Измерение воспитания

 
 

28.12.2018 г.

Если цели поставлены, то их нужно проверять


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

Измерение воспитания. Вышла моя статья в журнале "Народное образование", 2018, №10 - последний номер в этом году.

Тема, весьма интересная. На наш взгляд, воспитание можно и нужно измерять. Иначе, где здесь наука педагогика? Составители нынешних ФГОСов стыдливо предлагают не диагностировать и не оценивать ценностно-смысловую сферу ученика. Может и целей таких не ставить? Но если цели поставлены, то их достижение надо проверять.

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять», - Д.И. Менделеев.



 

Обсуждение в Фейсбуке

Константин Москвин: Андрей Викторович, очень актуально!

Петр Тушнолобов: Выложите статью полностью или пришлите через мессенджер. Я дам развернутый комментарий. Похоже, что никого больше не осталось, кто интересуется данным вопросом.

Валерий Хвалев: и мне можно?

марина салтыкова: Я интересуюсь, коллеги.

Рифа Шакирова: Я болею этой темой.

Денис Сахарных: Да, это их принципиальная позиция. Чего стоит только настойчивое подчеркивание: "ОРКСЭ — предмет безотметочный" или даже прямо "безоценочный". Кто это определил? Разве бывают безоценочные предметы? По какой методике работаем без отметок? Увы, ответов не было

Хуторской Андрей Викторович: Да, это у них образовательная концепция, которая не требует обратной связи, оценок и т.п. Концепция называется "Просвещай и властвуй". Ничего общего с научной педагогикой такая концепция не имеет. В науке, если поставлены цели, проверяется их достижение. И оцениваются. Если этого не происходит, означает, что педагогам до лампочки человеческое нутро учеников, лишь бы ученики думали и делали то, что нужно вышестоящим.

Алла Стребежева: Вопрос актуален. В воспитанности граждан, в первую очередь, должно быть заинтересовано государство. А налицо?..

Валерий Хвалев: Супер! Снимаю шляпу, не читая. За смелость мысли. Обязательно прочитаю. А ответственность (решил-сделал) можно измерить?)

Хуторской Андрей Викторович: Измерить можно всё! И ответственность тоже. Единицы измерения ответственности - "отвечаи" (отв.). 1 отвечай - ответственность низкая. 10 отвечаев - высокая.

Валерий Хвалев: Есть работы?

Хуторской Андрей Викторович: Есть. Только что написал, про отвечаи.

Марина Юсова: Очень интересуюсь данной темой, причем её реализацией в системе дистанционного обучения. Спасибо за статью.

Хуторской Андрей Викторович: Дистанционное воспитание - штука интересная. Сделайте диссертацию! Мы, как родоначальники ДО в России, поможем. Приглашаю на наши дистанционные курсы для соискателей. https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Course-Candidate.pdf

Вера Бедерханова: Получила журнал. Обязательно почитаю.

Наталья Шемякина: Полезные истины "О народном воспитании" от А.С. Пушкина http://pushkin-lit.ru/pushkin/text/articles/article-015.htm

Александр Романов: Воспитание → Как педагогическое → Воздействие → На ученика → С целью → Формирования → Ценностей → Качеств →Норм → Правил →

Александр Романов: Воспитание ценностей, качеств, норм, правил, отношений это работа с мотивационно-смысловой сферой ребенка?

Хуторской Андрей Викторович: По нашей концепции есть 5 качеств и соответствующих ими компетентностей. То, что вы перечислили, может относится к любой группе. Смысловая - к пятой.

Александр Романов: Сегодня уже довольно определенно выделены [4,42,43,51,54] характеристики профессиональной компетентности, которые в целом являются общими и обязательными для всех специалистов:
• гностическая (когнитивная) – отражает наличие необходимых
профессиональных знаний (их объем и уровень являются главной характеристикой компетентности);
• регулятивная – позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач; • рефлексивно-статусная – дает право действовать определенным образом за счет признания авторитетности;
• нормативная – отражает круг полномочий, сферу профессионального ведения;
• коммуникативная – определяет возможность установления контактов самого разного вида для осуществления практической деятельности;
• креативная – творческая составляющая. http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2063/3/00711.pdf

Александр Романов: Это микст с Вашими компетенциями?!

Хуторской Андрей Викторович: В нашей типологии компетенций 5 групп:
1) когнитивные,
2) креативные,
3) оргдеятельностные, в том числе регулятивные,
3) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.

Александр Романов: Что мы берем за основу взаимодействия взрослого и ребенка? Компетентности? Структуру задачи?

Хуторской Андрей Викторович: За основу взаимодействия взрослого и ребенка в ЭО берётся создание учеником образовательных продуктов - внешних и внутренних. Технология экстериоризации - перевода внутреннего потенциала во внешний план, а также влияние процесса создания внешнего на внутренние качества.

Хуторской Андрей Викторович: Понятий "верное-неверное" решение в эвристическом обучении не применяется. Совсем! Верным или неверным может быть признан ХОД решения, по отношению к выбранному подходу или способу.

Александр Романов: Образовательный → Продукт → Или результат → Или последствия → В чем → Разница

Хуторской Андрей Викторович: Образовательный продукт → Или результат → Или последствия. Разница есть. Результат может быть не только продуктом, последствия - это состояние, обусловленное результатом или вызванное продуктом.

Александр Романов: Собственно, к чему я клоню? Теория деятельности Леонтьева А.Н. сегодня (для меня) оказывается более ригидной, чем Практика педагогики... Идеи Давыдова В.В. (учение от общего к частному) безусловно важны, но Эвристика как конструирование Нового "здесь и сейсас" - это новый Тренд?!

Хуторской Андрей Викторович: Эвристике, с одной стороны - 2,5 тыс. лет. С другой, она и сегодня не закончена. Трендом ей ещё надо стать. Вот мы обратились ко всему творческому сообществу с проектом "Эвристическая школа":

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Измерение воспитания.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 28.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1228

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2019