Измерение воспитания
28.12.2018 г.
Если цели поставлены, то их нужно проверять
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Измерение воспитания. Вышла моя статья в журнале "Народное
образование", 2018, №10 - последний номер в этом году.
Тема, весьма интересная. На наш взгляд, воспитание можно и нужно измерять.
Иначе, где здесь наука педагогика? Составители нынешних ФГОСов стыдливо
предлагают не диагностировать и не оценивать ценностно-смысловую сферу ученика.
Может и целей таких не ставить? Но если цели поставлены, то их достижение надо
проверять.
«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять», - Д.И. Менделеев.
Обсуждение в Фейсбуке
Константин Москвин: Андрей Викторович, очень актуально!
Петр Тушнолобов: Выложите статью полностью или пришлите через мессенджер. Я дам
развернутый комментарий. Похоже, что никого больше не осталось, кто интересуется
данным вопросом.
Валерий Хвалев: и мне можно?
марина салтыкова: Я интересуюсь, коллеги.
Рифа Шакирова: Я болею этой темой.
Денис Сахарных: Да, это их принципиальная позиция. Чего стоит только настойчивое
подчеркивание: "ОРКСЭ — предмет безотметочный" или даже прямо "безоценочный".
Кто это определил? Разве бывают безоценочные предметы? По какой методике
работаем без отметок? Увы, ответов не было
Хуторской Андрей Викторович: Да, это у них образовательная концепция, которая не
требует обратной связи, оценок и т.п. Концепция называется "Просвещай и
властвуй". Ничего общего с научной педагогикой такая концепция не имеет. В
науке, если поставлены цели, проверяется их достижение. И оцениваются. Если
этого не происходит, означает, что педагогам до лампочки человеческое нутро
учеников, лишь бы ученики думали и делали то, что нужно вышестоящим.
Алла Стребежева: Вопрос актуален. В воспитанности граждан, в первую очередь,
должно быть заинтересовано государство. А налицо?..
Валерий Хвалев: Супер! Снимаю шляпу, не читая. За смелость мысли. Обязательно
прочитаю. А ответственность (решил-сделал) можно измерить?)
Хуторской Андрей Викторович: Измерить можно всё! И ответственность тоже. Единицы
измерения ответственности - "отвечаи" (отв.). 1 отвечай - ответственность
низкая. 10 отвечаев - высокая.
Валерий Хвалев: Есть работы?
Хуторской Андрей Викторович: Есть. Только что написал, про отвечаи.
Марина Юсова: Очень интересуюсь данной темой, причем её реализацией в системе
дистанционного обучения. Спасибо за статью.
Хуторской Андрей Викторович: Дистанционное воспитание - штука интересная.
Сделайте диссертацию! Мы, как родоначальники ДО в России, поможем. Приглашаю на
наши дистанционные курсы для соискателей.
https://eidos-institute.ru/doc/Eidos-Course-Candidate.pdf
Вера Бедерханова: Получила журнал. Обязательно почитаю.
Наталья Шемякина: Полезные истины "О народном воспитании" от А.С. Пушкина
http://pushkin-lit.ru/pushkin/text/articles/article-015.htm
Александр Романов: Воспитание → Как педагогическое → Воздействие → На ученика →
С целью → Формирования → Ценностей → Качеств →Норм → Правил →
Александр Романов: Воспитание ценностей, качеств, норм, правил, отношений это
работа с мотивационно-смысловой сферой ребенка?
Хуторской Андрей Викторович: По нашей концепции есть 5 качеств и соответствующих
ими компетентностей. То, что вы перечислили, может относится к любой группе.
Смысловая - к пятой.
Александр Романов: Сегодня уже довольно определенно выделены [4,42,43,51,54]
характеристики профессиональной компетентности, которые в целом
являются общими и обязательными для всех специалистов:
• гностическая (когнитивная) – отражает наличие необходимых
профессиональных знаний (их объем и уровень являются главной характеристикой
компетентности);
• регулятивная – позволяет использовать имеющиеся профессиональные знания для
решения профессиональных задач; • рефлексивно-статусная – дает право действовать
определенным образом за счет признания авторитетности;
• нормативная – отражает круг полномочий, сферу профессионального ведения;
• коммуникативная – определяет возможность установления контактов самого разного
вида для осуществления практической деятельности;
• креативная – творческая составляющая. http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/2063/3/00711.pdf
Александр Романов: Это микст с Вашими компетенциями?!
Хуторской Андрей Викторович: В нашей типологии компетенций 5 групп:
1) когнитивные,
2) креативные,
3) оргдеятельностные, в том числе регулятивные,
3) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.
Александр Романов: Что мы берем за основу взаимодействия взрослого и ребенка?
Компетентности? Структуру задачи?
Хуторской Андрей Викторович: За основу взаимодействия взрослого и ребенка в ЭО
берётся создание учеником образовательных продуктов - внешних и внутренних.
Технология экстериоризации - перевода внутреннего потенциала во внешний план, а
также влияние процесса создания внешнего на внутренние качества.
Хуторской Андрей Викторович: Понятий "верное-неверное" решение в эвристическом
обучении не применяется. Совсем! Верным или неверным может быть признан ХОД
решения, по отношению к выбранному подходу или способу.
Александр Романов: Образовательный
→ Продукт → Или результат → Или последствия → В чем → Разница
Хуторской Андрей Викторович: Образовательный
продукт → Или результат → Или последствия. Разница есть. Результат может быть не
только продуктом, последствия - это состояние, обусловленное результатом или
вызванное продуктом.
Александр Романов: Собственно, к чему я клоню? Теория деятельности Леонтьева
А.Н. сегодня (для меня) оказывается более ригидной, чем Практика педагогики...
Идеи Давыдова В.В. (учение от общего к частному) безусловно важны, но Эвристика
как конструирование Нового "здесь и сейсас" - это новый Тренд?!
Хуторской Андрей Викторович: Эвристике, с одной стороны - 2,5 тыс. лет. С
другой, она и сегодня не закончена. Трендом ей ещё надо стать. Вот мы обратились
ко всему творческому сообществу с проектом "Эвристическая школа":
Для ссылок:
Хуторской А.В. Измерение
воспитания.
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 28.12.2018 г. –
http://khutorskoy.ru/be/2018/1228
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моём ЖЖ или на
форуме.
Заходите в гости на
Фэйсбук,
ВКонтакте,
ОдноклассникиРу,
ЖЖ и в
Твиттер.
|
- Измерение
- Воспитание
- Измерение воспитания
|