: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Являются ли преподаватели педагогами?

 
 

30.10.2017  г.

Или какая деятельность является педагогической, а какая преподавательской?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Дискуссия на Фейсбуке, 30.10.2017 г.

Адрес: https://www.facebook.com/kushnir.me/posts/1842237709137487?comment_id=1842466309114627&notif_id=1509376025740384&notif_t=comment_mention&ref=notif

Илья Шафранов: Преподаватели вузов - педагоги? А в вузах могут учиться люди любого возраста.

Михаил Кушнир: Обычно их называют «профессорско-преподавательский состав». В том и вопрос: они педагоги?

Хуторской Андрей Викторович: Многие ППС скромно называют себя "преподаватели", т.е. передаватели - трансляторы своего предмета. Это не педагоги.

Роман Пономарев: Называть и быть не одно и то же! А Вы из того как называют, делаете утверждение о том, как есть!

Хуторской Андрей Викторович: Я недавно написал заметку "Не каждый, кто учит, является учителем" http://khutorskoy.ru/be/2017/1005/index.htm Аналогично, не каждый вузовский преподаватель является педагогом. Критерий тот же что и для учителя: педагогом его должны считать ученики.

Хуторской Андрей Викторович: Кстати, есть преподаватели, которые на считают педагогику наукой. Вот они - точно не педагоги.

Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: В обсуждении я стараюсь идти от сути, а не от того, кто как себя называет. Этого касалась и моя ремарка. Не хочется поддерживать просто жонглирование словами. Хотя действительно, не многие преподаватели называют себя публично педагогами. Даже многие школьные учителя считают себя "физиками", "математиками", и идентифицируют не по виду профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и мышлению, а по преподаваемому содержанию. Но я не видел, ни одного преподавателя вуза, который бы отказался от привилегий педагогической профессии, и например, написал бы отказ от оклада, установленному как педагогическому работнику, и в отпуск пошел бы как ученый на 42 дня, а не на 56 как педагог. Можно и дальше рассуждать, подбирая интересные примеры. Мне же, ближе, разговор по-существу. Присоединяюсь к Вам в отношении преподавателей, утверждающих, что педагогика не наука. Работники, кто педагогику считают не наукой, характеризуют свое отношение и, часто то, что делают сами, а не педагогическую науку. Моя позиция такова, если есть явление, в данном случае - образование, то его можно изучать, в том числе и научно! А если, кто-то занимается чем-то другим, так это про него, а не про педагогическую науку!

Хуторской Андрей Викторович: Чтобы называть себя публично педагогом, нужно как минимум соответствовать педагогу как профессионалу в педагогике. Ну, и ученики должны это подтвердить. Таковы два условия для применения термина "педагог".

Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: Заблуждаетесь! К сожалению, Ваш минимум не учитывают те, кто называют себя публично, как угодно и безотносительно к высказанным условиям.

Хуторской Андрей Викторович: Роман Пономарев: Из того, что есть те, кто называют себя публично, как угодно и безотносительно, и мой минимум не учитывают, совсем не следует, что я заблуждаюсь.
Истинно говорю:)r> ПеПедагог, тот, кто 1) является профессионалом в педагогике, 2) признан таковым своими учениками.

Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: Ну это для того, чтобы быть! Комментарий был к Вашему высказыванию, где звучало "Чтобы называть..."! К сожалению, не всегда себя люди честно называют...

Роман Пономарев: Преподаватель - это ПЕДАГОГ! А если современный смысл искать в этимологии слова, то и геометрия будет про землемерение.

Хуторской Андрей Викторович: Преподаватель - это НЕ ПЕДАГОГ! Это преподаватель. Студенты называют их сокращенно "препод". И лишь некоторых преподавателей называют педагогом. Вот они и являются педагогами. И дело здесь не в этимологии, а в контексте реальности.

Роман Пономарев: Преподавание как один из видов педагогической деятельности, и в этом я солидарен с В.А.Сластениным. И в этом смысле преподаватель, тот кто преподаватель по-сути, по виду деятельности, а не по названию, это педагог!

Хуторской Андрей Викторович: Преподавание - именно один (!) из видов педагогической деятельности, но не педагогическая деятельность в её целостности. То есть нельзя сказать что преподавание = педагогической деятельности. В педагогической деятельности много других составляющих: диагностика, целеполагание, оценивание, эмпатия и т.д.

Роман Пономарев: Не надо путать родо-видовые отношения, и отношения части и целого. Вид несет на себе все признаки родового понятия, с которым находится в родо-видовых отношениях. А вот часть, только часть от целостности. Поэтому, будучи видом, преподавание является педагогической деятельностью, которая (и дальше указываете видообразующий признак).

Хуторской Андрей Викторович: Преподавание - именно часть педагогической деятельности. Но не вся педагогическая деятельность. То есть преподавание не тождественно педагогической деятельности.

Роман Пономарев: Действительно, преподавание и педагогическая деятельность не тождественны. Понятие преподавания я продолжаю рассматривать в традиции Виталия Александровича как вид педагогической деятельности. При этом не отрицаю возможности построения мыслительной конструкции через категории части и целого, даже интересен результат!

Хуторской Андрей Викторович: Виталий Александрович Сластенин, безусловно, для меня авторитет. И не только потому, что докторскую я защищал в его Диссертационном Совете, и что он был потом рецензентом моей "Дидактики" http://khutorskoy.ru/books/2007/sov-did/index.htm. Но ещё и потому, что даже сейчас, В.А. Сластенин является лидером по цитированию среди всех педагогов России, а мне удаётся быть лишь на скромном втором месте после него: https://eidos-institute.ru/journal/2017/200/Eidos-Vestnik2017-218-Top100.pdf

Но, тем не менее, по некоторым вопросам у меня есть иные представления о понятиях Например, я не считаю преподавание видом воспитательной деятельности, как написано в учебнике под ред. В.А. Сластенина:

"преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания". http://sdo.mgaps.ru/books/K4/M6/file/1.pdf

Роман Пономарев: Хуторской Андрей Викторович: "основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа", - пишет В.А.Сластенин. Надеюсь в скором времени прочитать Вашу трактовку, что преподавание - часть педагогической деятельности, с четким указанием границы преподавания от других частей. Честно говорю, очень интересно, в первую очередь потому, что очень проблематично, предвижу пересечения, несводимость педагогической деятельности к перечислению ее частей...

Хуторской Андрей Викторович: Хорошо, даю определения, что называется, «из головы», поэтому, может быть, нуждающихся в корректировках:

1. Педагогическая деятельность – деятельность педагога, либо их группы, коллектива (в образовательных учреждениях), направленная на создание условий и осуществление образования учащихся (воспитанников, обучающихся и др.). В качестве условий образования учащихся выступает имеющаяся у педагога система целей, содержания образования, форм, методов его осуществления, диагностики и оценки образовательных результатов ученика.

2. Под образованием ученика понимается процесс и результат реализации его образовательного потенциала, сопровождающееся приращением его личностных качеств – знаний, способностей, компетентностей, относящихся к его интеллектуальной, эмоциональной, духовной, физической и иным сферам человека.

3. Педагогическая деятельность включает в себя комплекс деятельностей, в своей совокупности обеспечивающих целостное образование человека: наблюдение ученика, диагностирование его личностных качеств, выявление образовательного потенциала, организацию целеполагания ученика, его образовательную деятельность, сопровождение образовательной деятельности, преподавание необходимого материала, мониторинг, диагностику и контроль его образовательных результатов, организацию рефлексии, самооценки ученика, а также собственную рефлексию педагога.

Вышеприведённые дефиниции построены с позиций Научной школы человекосообразного образования: https://eidos-institute.ru/science/

 

--i>

Для ссылок:

Хуторской А.В. Являются ли преподаватели педагогами?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 29.10.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1030/ 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016/div> td>