: ХРОНИКА БЫТИЯ

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Детские вопросы как источник их самореализации и коммуникативные компетенции учителя

 
 

16.10.2017  г.

Фрагмент обсуждения в Фейсбуке


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

В этих заметках практический фрагмент из Фейсбука, иллюстрирующий две темы:

1 тема. На уроках у хороших учителей всегда звучат детские вопросы, которые при должном к ним отношении могут служить источником их самореализации как в изучаемом предмете, так и в целостном образовании ребёнка. Но для этого учителю необходимо владеть коммуникативными компетенциями, причём такими, которые обеспечат как процесс рождения у детей вопросов, так и последующее нахождение на них ответов, выстраивание персональных траекторий и образовательных продуктов каждым учеником. 

 

2 тема. Другой задачей являются профессиональные коммуникативные компетенции учителя, состоящие в его навыках педагогического обсуждения происходящего образовательного процесса. При взаимодействии с учёными, методистами учителям часто трудно выйти на уровень продуктивных педагогических коммуникаций, для этого нужна педагогическая культура, педагогический язык, использование различных стилей коммуникаций. Зачастую учителя не владеют профессиональным языком, а задаваемые вопросы воспринимают как нападки.

 

Дискуссия на Фейсбуке, октябрь 2017 г.

Варламова Ольга:
13 октября в 19:50
Сегодня на уроке обсуждала с детьми 6-7 лет слова венок, веник и венчание. Слова эти родственные. Дошли до венчания, обсудили, в чем смысл родства, и тут одна девочка говорит: "Никак не пойму, а как дети узнают, что уже можно рождаться? Ну, они откуда знают, что папа с мамой уже поженились?" Вторая девочка предлагает рациональный вариант: "Они идут к врачу и им там делают какую-то процедуру, потом рождаются дети". Я им сказала, что родители друг друга любят, живут вместе, рядом, поэтому через некоторое время у них сами собой рождаются дети - такое чудо природы. "А как они попадают в живот? "- это еще одна девочка. Пришлось опять "напирать" на чудо чудесное. В следующий раз расскажу им версию Платона.

Хуторской Андрей Викторович: Как всегда, дети, генетически способные задавать вопросы, задают их по сути, а не в рамках преподанных им школой штампов. "Откуда дети знают, что папа с мамой уже поженились?" - данный вопрос ученика предполагает, что ребёнок (человек) существует ещё ДО ТОГО, как папа с мамой поженились, и даже до того, как познакомились. То есть вопрос задан в парадигме "человека дотелесного". В науке и эзотерике существуют учения о том, что дети выбирают родителей до рождения. Вопрос задан как раз в данной парадигме. По технологии нашей научной школы именно в данной области нужно подбирать культурно-исторические аналоги детским концепциям-вопросам, а не "напирать" на чудо. Версия Платона про половинки человека - здесь также не подходит, т.е. не выступает аналогом детским моделям. Да и этап моделирования ответов у вас пропущен. Я к тому, что нужна конкретная методика работы с детской самореализацией. У нас такая методика разработана в рамках дидактической эвристики: https://eidos-institute.ru/shop/catalog/books/met_teach/evristicheskoe_obuchenie_t.1._nauchnye_osnovy/

Варламова Ольга: Андрей Викторович, доброго времени суток, рада Вас читать, но у меня априори занятия русским языком, ко мне для этого родители детей привели, а у Вас априори - эвристикой, вот и вся разница. Поэтому этап моделирования ответов по теме "откуда берутся дети" у меня не то, что пропущен, а и быть здесь не может. И еще, вероятно, разница в том, что я , при всем к Вам уважении, не работаю в технологии Вашей научной школы. Платон, насколько я помню, также писал, что душа ребенка выбирает родителей, это я и имела в виду.

Хуторской Андрей Викторович:
1. Эвристика в обучении - метод изучения любого учебного предмета. И русского языка тоже.
2. Вы русский язык отделяете от вопросов, заданных вашими детьми? Тогда зачем их обсуждаете с детьми? И каков тогда предмет изучения русского языка для вас?
3. Родители детей привели - вы выявили их заказ(ы)? Они сами его смогли сформулировать? Все вместе один заказ? Если разные - то как вы их выполняете все одновременно?
4. Этап моделирования ответов по нашей технологии не обязательно по теме "откуда берутся дети", а по любой образовательной ситуации, в любом учебном предмете.
5. "не работаю в технологии Вашей научной школы" - примите сочувствия, т.к. вы многое потеряли(ете), если это так. Вот спросят как-нибудь вас: "А знаете ли вы знаменитую технологию эвристического обучения знаменитого учёного Хуторского?" И что вы им ответите: "Не знаю?".
6. Интересно, тогда по какой научной школе вы работаете?

Варламова Ольга: Хуторской Андрей Викторович Я обсуждаю с детьми, то , что считаю правильным в каждой конкретной ситуации. Заказы родителей я не выявляла, я предложила концепцию и программу. Ее и реализую. Знаменитую технологию Хуторского знаю)), вижу полезное в ней, а кое с чем согласиться не могу. Андрей Викторович, а почему у Вас стилистика прокурора?

Хуторской Андрей Викторович: Я применяю разные стилистики в зависимости от задач. Нумерацию тезисов (её не только прокуроры применяют) использую для того, чтобы разделять те суждения, по которым происходит или не происходит коммуникация. Например, видно что вы пропустили, т.е. не ответили и никак не прокомментировали тезисы №№ 1, 2, 4, 6. Тезис №3 потенциально содержит в себе значимые вопросы, их вы тоже пропустили. Тезис №5 вами недоотвечен, если с чем-то не согласны, укажите это.

Как вы думаете, коммуникативные компетенции входят в предмет "Русский язык", который вы ведёте? Как вы их оцениваете у себя? У учеников? Или считаете что дети "не должны быть прокурорами" и пусть не замечают 5 из 6 пунктов, с которыми к ним обращаются?

Варламова Ольга: Хуторской Андрей Викторович Стилистика прокурора это далеко не только нумерация и, говоря по сути, не столько. Я не поняла, что за задачу Вы решаете, применяя ее на моей странице. Думаю, что никаких задач Вы так решить не можете. Замечу также, что здесь я сама определяю объем осуществляемой мной коммуникации и даже могу отправить любого в бан)).

Хуторской Андрей Викторович: Да, уж ... На этом коммуникации завершаю. Кстати, все эти страницы принадлежат Цукербергу.

Источник: https://www.facebook.com/olga.varlamova.731/posts/1735255116507383?comment_id=1738199696212925&notif_id=1508160131102596&notif_t=comment_mention&ref=notif

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.  Детские вопросы как источник их самореализации и коммуникативные компетенции учителя. Фрагмент обсуждения в Фейсбуке.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 16.10.2017 г. – http://khutorskoy.ru/be/2017/1016/

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости на  Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023