: ХРОНИКА БЫТИЯ

Образовательный смысл искусства

 
 

31.01.2013 г.

Прыжки через пропасть между школой и жизнью

Искусство в школе – предмет сегодня не самый популярный. Музыка, живопись, театр, кино, балет, цирк, скульптура, архитектура, фото, видеоискусство и др., всё это выведено за рамки так называемых «основных» предметов. В результате мы получаем безнравственных, лишенных духовных основ выпускников, которые сдают никому не нужные по жизни тесты ЕГЭ. Многие из них идут потом учиться «на чиновников»…





Между тем, именно искусство содержит метапредметные основания образования. Искусство направляет мысли и чувства человека вглубь созданных образов. В итоге ученик учится смотреть и видеть то, что находится «за» его непосредственным восприятием.

Именно такое смотрение, слушание, вчувствование и «вмысливание» способно обеспечивать ученику метапредметные образовательные результаты. Это не те метапредметные результаты, которые в нынешней версии стандартов ошибочно отождествлены с общеучебными. Общеучебные деятельности (целеполагание, планирование, самооценка и т.п.) и их результаты пригодны для всех предметов и не зависят от них. А метапредметные ВСЕГДА зависят от предметов, они находятся ЗА предметами, в их корневой основе.

Иногда два и более предметов способны обеспечить ученику не только понимание их горизонтальных связей, но, что более важно, постигать их общие метапредметные основы.

В качестве примера приведу выставку, которую я посетил на прошлой неделе в Выставочном комплексе «Манеж» (Москва). Мой фоторепортаж об этой выставке - http://khutorskoy.ru/be/2013/0124/index.htm 

Выставка называлась «Земное эхо космических бурь» по мотивам работ русского учёного-космиста А.Л. Чижевского. Выставка представляет собой световую инсталляцию, которую специально для просторного зала Манежа сделал шотландский художник Чарльз Сэндисон. С помощью проекторов и компьютеров он изобразил движущиеся тексты из космобиологической научной работы Чижевского.

Метасмыслы такого соединения искусства и наук каждый посетитель отыскивает сам. Можно сказать, что выставка предлагает тебе множество открытых эвристических заданий. Причём форма их представления не традиционная. Ты сам и формулируешь эти задания, и сам их выполняешь! Это же мечта творческого гуманистически ориентированного педагога: создать среду, которая будет обеспечивать образование, задавая виды деятельности каждому, кто в неё погружается.

Другой недавний пример, который выводит на метапредметные основания нескольких видов искусств. Это шоу канадского цирка Дю Солей по мотивам произведений Майкла Джексона. Цирк проводит мировой тур, я побывал на его представлении в Москве. Фоторепортаж в моей хронике бытия - http://khutorskoy.ru/be/2013/0126/index.htm

Во-первых, мне всегда было непонятно, почему школа не учит детей воспринимать музыку? Не только классическую, но и другие жанры – рок, поп, этно и т.п. Почему всё это отдано на откуп другим «структурам»? Получается, что школа не только не обеспечивает образования во всей его полноте, но и стыдливо уклоняется от своей миссии, видя беспомощность перед другими сферами и средствами художественного образования. В результате жизнь оказывается отделена от школы, а между учителями жизни и школьными учителями глубокая пропасть, через которую ученики периодически перепрыгивают, всё чаще задерживаясь на половине жизни.

Во-вторых, о метапредметности шоу Дю Солей. Уже сам М.Джексон работал на стыке нескольких жанров: танца, музыки, песни, визуализации. Всё это скреплялось его харизмой, профессионализмом, энергетикой. Цирк Дю Солей показал, как можно творчески изобразить творчество. Они поставили полностью своё шоу, в котором был не просто «реферат» с цитатами из Джексона, а цельные законченные произведения. Кроме акробатики и многих других номеров в шоу использовались методы психологии, и я бы сказал, философии. Потому что артисты пытались дать зрителям возможность проникнуть во внутренний мир Джексона и базовые основы окружающего его мира.

В 2009 году я написал заметки, посвящённые Майклу Джексону: «Лунная походка. Хочешь стать лучше, изучай гениев» - http://khutorskoy.ru/be/2009/0723/index.htm 

При разном отношении к М.Джексону, невозможно отрицать масштаба его влияния на мир и на людей. Формой такого влияния безусловно является искусство.

Кстати, о том, что будущая школа включит в основы образования искусство и духовность, писал в своей «Розе мира» Даниил Андреев. Главной задачей такой школы он считал воспитание человека облагороженного образа.

У меня сохранилась книга Даниила Андреева «Роза мира», подписанная его вдовой. Считаю эту книгу главной книгой 20-го века в сфере образования человека. Именно потому, что она раскрывает метапредметные смыслы и основную миссию образования.

31.01.2013 г.

А.В.Хуторской

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Образовательный смысл искусства. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 31.01.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0131/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2016