: ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

АРМЕНИЯ: Гюмри

29 ноября - 1 декабря 2000 года

Это мой фоторепортаж о посещении Армении

В Армении я побывал в городе Гюмри - по приглашению Шариатского общества был председателем семинара по школьным телекоммуникационным центрам.г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000 года

Международный семинар "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В ШКОЛЕ"

Участники: 70 специалистов и руководителей в области образования из регионов Армении, Нагорного Карабаха и Грузии, а также эксперты из России и Еревана.

Организатор семинара: Ширакское общество пользователей Интернет.

Спонсор программы – Фонд Содействия Института Открытого общества Армении.

Председатель семинара: Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии.

Сопредседатели семинара: Мелконян Геворк, координатор программы "3 граната", Васильева Ирина Евгеньевна, директор Ярославского центра дистанционного обучения школьников, Аванесов Михаил Драстаматович, координатор Санкт-Петербургского отделения международной образовательной телекоммуникационной сети I*EARN, зам. директора по школьной информационной сети школы № 296, Санкт-Петербург



И.Е.Васильева, Г.Мелконян и А.В.Хуторской













































Международный семинар "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В ШКОЛЕ"

г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000 года

Цели семинара:

1. Диагностика использования информационных технологий в учебном процессе школ Армении.

2. Демонстрация предлагаемых к внедрению технологий, программно-методических комплексов и систем обучения, ресурсов Интернет школьно-педагогической направленности.

3. Координация усилий организаций, занимающихся разработкой и внедрением информационных технологий в сфере образования, включая создание и использование школьных телекоммуникационных центров и образовательных компьютерных сетей.

Программа семинара

В течение трёх дней заслушано и обсуждено девятнадцать докладов, проведено два круглых стола и посещено 5 школ г.Гюмри, в которых работают или начинают работу Интернет-центры. Проведена культурная программа: участники семинара посетили музей городского быта и частную галерею современного искусства “Стиль”.

I. Cистемные доклады о дистанционном образовании

В докладах о дистанционном образовании отражены три системных аспекта: научно-педагогический (докт. пед. наук А.В.Хуторской), организационно-управленческий (докт. экон. наук Г.А.Ваганян) и технический (канд. техн. наук Г.М.Сагиян).

В докладе докт. пед. наук А.В.Хуторского на тему: "Научно-педагогические основы продуктивной деятельности школьного телекоммуникационного центра" сформулированы следующие цели Интернет-центров: обеспечение существующих образовательных потребностей учеников и педагогов; расширение их образовательных возможностей; формирование новых образовательных потребностей и помощь в их реализации. Названы основные проблемы: дистанционные коммуникации не имеют детально разработанного педагогического обеспечения; отсутствует система интеграции очного и дистанционного обучения; проблема подготовки кадров.

Чтобы решать поставленные цели и проблемы, докладчик предложил следующие направления деятельности школьного телекоммуникационного центра:

1. Разработка программы деятельности Центра на основе общей концепции школы, планирование экспериментальной работы в области использования телекоммуникаций.

2. Решение с помощью Центра задач очного обучения.

3. Расширение практики телекоммуникаций с учениками и педагогами из других школ.

4. Разработка школьного сайта, использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе.

5. Организация участия школьников в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах.

6. Организация участия педагогов в очных и дистанционных курсах повышения квалификации.

7. Рефлексия и корректировка программы деятельности Центра.

Содействие школьным телекоммуникационным центрам могут оказать различные фонды, вузы, а также специализированные Центры. На примере Центра дистанционного образования "Эйдос" (http://www.eidos.ru), который работает со школами из 95 городов России и СНГ, раскрыты особенности проведения дистанционных эвристических олимпиад и проектов, дистанционных курсов и конференций для педагогов. На основе анализа взаимодействия Центра "Эйдос" со школьными телекоммуникационными центрами выделены 5 типов дистанционного обучения, отличающихся между собой степенью дистанционности, персонализации и продуктивности.

В докладе Г.А.Ваганяна на тему: "Проект расширения доступа к Интернет (IATP, http://www.iatp.am) в области дистанционного обучения" подчеркнута значимость трех составляющих мировой экономики: Интеллект - Информация - Финансы. Высказана необходимость координации деятельности телекоммуникационных центров в Армении с зарубежными организациями и частными лицами - армянами из диаспоры, число которых превышает число жителей республики. Для этого нужны специальные ресурсы в сети и соответствующие телекоммуникационные технологии. В качестве приоритета названа разработка универсальных технологий обучения, а не методик работы с отдельными компьютерными программами. Необходима система критериев оценки деятельности различных зарубежных программ, действующих на территории Армении.

В докладе Г.М Сагияна на тему: "Интернет в школах Армении" дан обзор ситуации с подключением школ к сети с помощью различных организаций. Всего на данный момент подключено 37 школ, а также все 12 государственных вузов. Подключение школ распределено следующим образом: ACCELS – 12 школ, Посольство США – 12 школ, OSI – 6 школ, Фонд Евразия – 1 школа, Программа "3 граната" – 3 школы, IATR – 1 школа, Кембридж-Ереван – 1 школа, Арменико НКР – 2 школы. В 2001 году проект "Гармония" предполагает подключить 60 школ.

Вопросы системного плана затрагивались также в других докладах и обсуждениях. Например, И.Е.Васильева рассказала об опыте работы школьной корпоративной сети в Ярославской области, объединившей около ста учреждений среднего образования и продемонстрировала сайт Центра дистанционного обучения в котором сосредоточены ресурсы для школьников, педагогов, психологов. В.Р.Бабаханян отметил необходимость того, чтобы в проектах зарубежных организаций были представители армянского координационного совета по ДО.

Наряду с отмеченными положительными результатами (подключение и работа 37 школ, программы малых грантов, привлечение зарубежных организаций, разработка собственной программы "3 граната"), сформулированы следующие проблемы:

- отсутствует концепция и программа развития дистанционного образования в Армении,

- слабая заинтересованность министерства образования и местных властей в развитии Интернет-образования,

- нет эффективного взаимодействия различных программ (зарубежных и собственных), а также школ друг с другом и с государственными органами управления образованием,

- недостаточно обоснованный отбор грантополучателей, отсутствие научно-обоснованных критериев оценки деятельности различных организаций, работающих в области Интернет-образования,

- отсутствует подготовка квалифицированных педагогических кадров на уровне кандидатов наук, которые могли бы координировать телекоммуникационную образовательную деятельность в республике.

II. Дистанционное обучение с помощью библиотек

Данной теме посвящены доклады канд. техн. наук К.С.Дургарян (зав. компьютерным отделом Республиканской библиотеки им. Хнко-Апер) и канд. техн. наук Т.Заргаряна (зав. отделом библиотеки Ереванского госуниверситета).

В докладах представлены диагностические данные о составе пользователей библиотек, о снижении их образовательного ценза с 80 до 40%. Отмечена роль Интернет для решения образовательных проблем и необходимость создания собственных баз данных.

Докладчики подчеркнули объединяющую роль библиотек для систематизации электронных ресурсов в области дистанционного обучения. На основе анализа их докладов было предложено библиотекам взять на себя организацию систематизации и размещения в сети ресурсов двух типов: 1) внутренних республиканских информационных ресурсов о школах, проектах и документах в области дистанционного обучения; 2) ссылок на аналогичные зарубежные ресурсы и базы данных, которые смогут использовать учителя и ученики школ Армении.

При обсуждении данных докладов отмечена необходимость проведения дистанционных курсов для педагогов (в том числе и платных), оправдана неизбежность тенденции некоторой элитарности подключенных школ по отношению к неподключенным, рекомендовано поддерживать именно те школы, и тех учителей, которые уже имеют задел в области использования компьютерных телекоммуникаций в образовании.

III. Дистанционное обучение в школе

Опыт использования телекоммуникаций в школьном обучении отражен в докладе учителя информатики Э.М.Мосесовой (Ереванская средняя школа им. адмирала Искова). Наиболее эффективными компонентами данного опыта являются: корректировка программы обучения информатике в соответствии с реальными задачами использования Интернет, система поэтапной подготовки учеников (после приобретения первичных навыков их принимают в члены клуба), создание веб-страничек, планирование Интернет-занятий в начальных классах, планирование дистанционного обучения армянскому языку зарубежных соотечественников и иноязычных учащихся.

В докладе координаторов программы "3 граната" А.Л.Караханян и В.Х.Григорян изложены формы дистанционного обучения с помощью школьного образовательного сайта. Наиболее эффективным средством работы с сайтом являются размещаемые на нем открытые задания следующих типов: по фотографии определить место съемки, найти сайты с погодой в данном городе, описать дорогу в школу без названий улиц, по фотографии семьи описать её и др. На сайте размещены фрагменты видеоконференции с американскими школьниками, выпускается электронная газета. Всего в программе "3 граната" участвуют 35 школ из Армении (20 – из Еревана).

Об опыте работы с созданной системой учебных ресурсов для школы рассказал В.Р.Бабаханян (Центр образовательных ресурсов "Тир"). Данная система, имеющая сетевой вариант, включает в себя портрет школы, учебные материалы для школьников по изучаемым темам, а также систему оценивания результатов обучения по четвертям. Система оценивания позволяет производить выборку данных по различным параметрам, что удобно для сопоставительного анализа учителями учебного процесса в разных классах и для разных учеников. Разработанная программа – инструмент для решения реальных задач школы с учетом её условий.

В докладе М.Д.Аванесова (школа № 296, г.Санкт-Петербург) раскрыты основные направления использования сетевых компьютерных технологий в школе: сетевая работа на уроках информатики и других предметах, документооборот школы, повышение квалификации учителей, дистанционное обучение. Изложены особенности работы международной образовательной телекоммуникационной сети I*EARN.

Об этапах и результатах создания учебных центров Интернет с докладом выступил Г.М.Мелконян, председатель Ширакского общества пользователей Интернет. Названы две главные проблемы: отсутствие высокоскоростных каналов связи и квалифицированных учителей в школах. В качестве начальных этапов внедрения сетевых технологий в школы названы: переписка по электронной почте, поиск в сети на основе игровых методов обучения, создание веб-страниц на армянском языке.

Среди других докладов следует отметить сообщение Г.Оганесяна и А.Папояна об использовании школьных сетевых ресурсов для изучения и планирования потока абитуриентов в опорные лицеи Государственного инженерного университета Армении. Границы применимости компьютера в обучении обозначил канд. техн. наук Л.М.Пештмалджян. Приемами обучения учителей и детей сетевым технологиям поделилась канд. биол. наук, магистр управления образованием Г.Б.Гукасян. О программе "Гармония" на территории Армении рассказал А.Оганесян. Опыт интенсивной системы подготовки кадров к работе с компьютерной графикой и сетевыми технологиями изложил Е.Пономарев.

Итоговые предложения и рекомендации участников семинара

1. Для дальнейшего развития и эффективного использования телекоммуникационных технологий в школьном обучении необходима разработка национальной Программы дистанционного образования в рамках Концепции информатизации среднего и высшего образования Армении, которая также нуждается в разработке. Эта деятельность требует привлечения отечественных и зарубежных специалистов: учёных, педагогов, сетевых работников, учителей-практиков, представителей управлений образованием. Программа дистанционного образования в Армении должна получить статус государственной и приоритетной по отношению к другим программам в данной области, действующим на территории республики.

2. С целью согласования действий по развитию Интернет-образования в республике необходимо создание Координационного Совета по дистанционному образованию, в который войдут ведущие специалисты в области дистанционного обучения, педагоги, провайдеры, представители министерства образования, зарубежные эксперты. Координационный Совет разрабатывает положение о своей деятельности и осуществляет работу как очно, так и дистанционно.

3. Необходима комплексная система подготовки и переподготовки педагогических кадров на следующих уровнях: уровень компьютерной грамотности, уровень сетевой грамотности, уровень телекоммуникационной педагогической грамотности, подготовка специалистов на уровне кандидатов и докторов наук.

4. В рамках информационного обеспечения Программы дистанционного образования необходима разработка и создание следующих ресурсов:

- республиканский веб-сайт с информационными и образовательными ресурсами, включающими все направления деятельности в области дистанционного обучения, а также ссылки на внешние сетевые источники; - методические материалы для педагогов в "бумажной" и электронной формах, учебные пособия для школьников по использованию Интернет в образовании; - компьютерные программы, электронные учебники и сетевые ресурсы, помогающие использованию телекоммуникаций в учебном процессе.

5. Необходимо создание межшкольной системы оперативного сетевого взаимодействия в форме списков рассылки, сетевых образовательных и научно-педагогических изданий. Нужны дальнейшие семинары международного и республиканского уровней по координации действий сетевого образовательного сообщества. Одним из условий продолжения данной работы является наличие финансовых ресурсов и поддержка со стороны органов управления образованием, местных властей, заинтересованных частных лиц и организаций.

Приглашаю высказать свои суждения о фотографиях на моём Фотофоруме!

---

Что ещё посмотреть в Абхазии:

Гюмриздесь я проводил семинар и прикоснулся к армянской культуре.

К списку стран и городов


P.S. Лучше один раз здесь побывать, чем изучать фото на сайтах. Рекомендую заказать поездку в Армению в Эйдос Туре.


 


© А.В.Хуторской, 1997—2020