29 ноября - 1 декабря 2000 года
Это мой фоторепортаж о посещении Армении
В Армении я побывал в городе Гюмри - по
приглашению Шариатского общества был председателем семинара по школьным
телекоммуникационным центрам.г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000
года
Международный семинар "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В ШКОЛЕ"
Участники: 70 специалистов и руководителей в области образования из регионов
Армении, Нагорного Карабаха и Грузии, а также эксперты из России и Еревана.
Организатор семинара: Ширакское общество пользователей Интернет.
Спонсор программы – Фонд Содействия Института Открытого общества Армении.
Председатель семинара: Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик
Международной педагогической академии.
Сопредседатели семинара: Мелконян Геворк, координатор программы "3 граната",
Васильева Ирина Евгеньевна, директор Ярославского центра дистанционного обучения
школьников, Аванесов Михаил Драстаматович, координатор Санкт-Петербургского
отделения международной образовательной телекоммуникационной сети I*EARN, зам.
директора по школьной информационной сети школы № 296, Санкт-Петербург
И.Е.Васильева, Г.Мелконян и А.В.Хуторской
Международный семинар "ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В ШКОЛЕ"
г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000 года
Цели
семинара:
1. Диагностика использования информационных технологий в учебном процессе школ
Армении.
2. Демонстрация предлагаемых к внедрению технологий, программно-методических
комплексов и систем обучения, ресурсов Интернет школьно-педагогической
направленности.
3. Координация усилий организаций, занимающихся разработкой и внедрением
информационных технологий в сфере образования, включая создание и использование
школьных телекоммуникационных центров и образовательных компьютерных сетей.
Программа семинара
В течение трёх дней заслушано и обсуждено девятнадцать докладов, проведено два
круглых стола и посещено 5 школ г.Гюмри, в которых работают или начинают работу
Интернет-центры. Проведена культурная программа: участники семинара посетили
музей городского быта и частную галерею современного искусства “Стиль”.
I. Cистемные доклады о дистанционном образовании
В докладах о дистанционном образовании отражены три системных аспекта:
научно-педагогический (докт. пед. наук А.В.Хуторской),
организационно-управленческий (докт. экон. наук Г.А.Ваганян) и технический
(канд. техн. наук Г.М.Сагиян).
В докладе докт. пед. наук А.В.Хуторского на тему: "Научно-педагогические основы
продуктивной деятельности школьного телекоммуникационного центра" сформулированы
следующие цели Интернет-центров: обеспечение существующих образовательных
потребностей учеников и педагогов; расширение их образовательных возможностей;
формирование новых образовательных потребностей и помощь в их реализации.
Названы основные проблемы: дистанционные коммуникации не имеют детально
разработанного педагогического обеспечения; отсутствует система интеграции
очного и дистанционного обучения; проблема подготовки кадров.
Чтобы решать поставленные цели и проблемы, докладчик предложил следующие
направления деятельности школьного телекоммуникационного центра:
1. Разработка программы деятельности Центра на основе общей концепции школы,
планирование экспериментальной работы в области использования телекоммуникаций.
2. Решение с помощью Центра задач очного обучения.
3. Расширение практики телекоммуникаций с учениками и педагогами из других школ.
4. Разработка школьного сайта, использование Интернет-ресурсов в
учебно-воспитательном процессе.
5. Организация участия школьников в дистанционных олимпиадах, конкурсах,
проектах.
6. Организация участия педагогов в очных и дистанционных курсах повышения
квалификации.
7. Рефлексия и корректировка программы деятельности Центра.
Содействие школьным телекоммуникационным центрам могут оказать различные фонды,
вузы, а также специализированные Центры. На примере Центра дистанционного
образования "Эйдос" (http://www.eidos.ru), который работает со школами из 95
городов России и СНГ, раскрыты особенности проведения дистанционных
эвристических олимпиад и проектов, дистанционных курсов и конференций для
педагогов. На основе анализа взаимодействия Центра "Эйдос" со школьными
телекоммуникационными центрами выделены 5 типов дистанционного обучения,
отличающихся между собой степенью дистанционности, персонализации и
продуктивности.
В докладе Г.А.Ваганяна на тему: "Проект расширения доступа к Интернет (IATP,
http://www.iatp.am) в области дистанционного обучения" подчеркнута значимость
трех составляющих мировой экономики: Интеллект - Информация - Финансы. Высказана
необходимость координации деятельности телекоммуникационных центров в Армении с
зарубежными организациями и частными лицами - армянами из диаспоры, число
которых превышает число жителей республики. Для этого нужны специальные ресурсы
в сети и соответствующие телекоммуникационные технологии. В качестве приоритета
названа разработка универсальных технологий обучения, а не методик работы с
отдельными компьютерными программами. Необходима система критериев оценки
деятельности различных зарубежных программ, действующих на территории Армении.
В докладе Г.М Сагияна на тему: "Интернет в школах Армении" дан обзор ситуации с
подключением школ к сети с помощью различных организаций. Всего на данный момент
подключено 37 школ, а также все 12 государственных вузов. Подключение школ
распределено следующим образом: ACCELS – 12 школ, Посольство США – 12 школ, OSI
– 6 школ, Фонд Евразия – 1 школа, Программа "3 граната" – 3 школы, IATR – 1
школа, Кембридж-Ереван – 1 школа, Арменико НКР – 2 школы. В 2001 году проект
"Гармония" предполагает подключить 60 школ.
Вопросы системного плана затрагивались также в других докладах и обсуждениях.
Например, И.Е.Васильева рассказала об опыте работы школьной корпоративной сети в
Ярославской области, объединившей около ста учреждений среднего образования и
продемонстрировала сайт Центра дистанционного обучения в котором сосредоточены
ресурсы для школьников, педагогов, психологов. В.Р.Бабаханян отметил
необходимость того, чтобы в проектах зарубежных организаций были представители
армянского координационного совета по ДО.
Наряду с отмеченными положительными результатами (подключение и работа 37 школ,
программы малых грантов, привлечение зарубежных организаций, разработка
собственной программы "3 граната"), сформулированы следующие проблемы:
- отсутствует концепция и программа развития дистанционного образования в
Армении,
- слабая заинтересованность министерства образования и местных властей в
развитии Интернет-образования,
- нет эффективного взаимодействия различных программ (зарубежных и собственных),
а также школ друг с другом и с государственными органами управления
образованием,
- недостаточно обоснованный отбор грантополучателей, отсутствие
научно-обоснованных критериев оценки деятельности различных организаций,
работающих в области Интернет-образования,
- отсутствует подготовка квалифицированных педагогических кадров на уровне
кандидатов наук, которые могли бы координировать телекоммуникационную
образовательную деятельность в республике.
II. Дистанционное обучение с помощью библиотек
Данной теме посвящены доклады канд. техн. наук К.С.Дургарян (зав. компьютерным
отделом Республиканской библиотеки им. Хнко-Апер) и канд. техн. наук Т.Заргаряна
(зав. отделом библиотеки Ереванского госуниверситета).
В докладах представлены диагностические данные о составе пользователей
библиотек, о снижении их образовательного ценза с 80 до 40%. Отмечена роль
Интернет для решения образовательных проблем и необходимость создания
собственных баз данных.
Докладчики подчеркнули объединяющую роль библиотек для систематизации
электронных ресурсов в области дистанционного обучения. На основе анализа их
докладов было предложено библиотекам взять на себя организацию систематизации и
размещения в сети ресурсов двух типов: 1) внутренних республиканских
информационных ресурсов о школах, проектах и документах в области дистанционного
обучения; 2) ссылок на аналогичные зарубежные ресурсы и базы данных, которые
смогут использовать учителя и ученики школ Армении.
При обсуждении данных докладов отмечена необходимость проведения дистанционных
курсов для педагогов (в том числе и платных), оправдана неизбежность тенденции
некоторой элитарности подключенных школ по отношению к неподключенным,
рекомендовано поддерживать именно те школы, и тех учителей, которые уже имеют
задел в области использования компьютерных телекоммуникаций в образовании.
III. Дистанционное обучение в школе
Опыт использования телекоммуникаций в школьном обучении отражен в докладе
учителя информатики Э.М.Мосесовой (Ереванская средняя школа им. адмирала Искова).
Наиболее эффективными компонентами данного опыта являются: корректировка
программы обучения информатике в соответствии с реальными задачами использования
Интернет, система поэтапной подготовки учеников (после приобретения первичных
навыков их принимают в члены клуба), создание веб-страничек, планирование
Интернет-занятий в начальных классах, планирование дистанционного обучения
армянскому языку зарубежных соотечественников и иноязычных учащихся.
В докладе координаторов программы "3 граната" А.Л.Караханян и В.Х.Григорян
изложены формы дистанционного обучения с помощью школьного образовательного
сайта. Наиболее эффективным средством работы с сайтом являются размещаемые на
нем открытые задания следующих типов: по фотографии определить место съемки,
найти сайты с погодой в данном городе, описать дорогу в школу без названий улиц,
по фотографии семьи описать её и др. На сайте размещены фрагменты
видеоконференции с американскими школьниками, выпускается электронная газета.
Всего в программе "3 граната" участвуют 35 школ из Армении (20 – из Еревана).
Об опыте работы с созданной системой учебных ресурсов для школы рассказал
В.Р.Бабаханян (Центр образовательных ресурсов "Тир"). Данная система, имеющая
сетевой вариант, включает в себя портрет школы, учебные материалы для школьников
по изучаемым темам, а также систему оценивания результатов обучения по
четвертям. Система оценивания позволяет производить выборку данных по различным
параметрам, что удобно для сопоставительного анализа учителями учебного процесса
в разных классах и для разных учеников. Разработанная программа – инструмент для
решения реальных задач школы с учетом её условий.
В докладе М.Д.Аванесова (школа № 296, г.Санкт-Петербург) раскрыты основные
направления использования сетевых компьютерных технологий в школе: сетевая
работа на уроках информатики и других предметах, документооборот школы,
повышение квалификации учителей, дистанционное обучение. Изложены особенности
работы международной образовательной телекоммуникационной сети I*EARN.
Об этапах и результатах создания учебных центров Интернет с докладом выступил
Г.М.Мелконян, председатель Ширакского общества пользователей Интернет. Названы
две главные проблемы: отсутствие высокоскоростных каналов связи и
квалифицированных учителей в школах. В качестве начальных этапов внедрения
сетевых технологий в школы названы: переписка по электронной почте, поиск в сети
на основе игровых методов обучения, создание веб-страниц на армянском языке.
Среди других докладов следует отметить сообщение Г.Оганесяна и А.Папояна об
использовании школьных сетевых ресурсов для изучения и планирования потока
абитуриентов в опорные лицеи Государственного инженерного университета Армении.
Границы применимости компьютера в обучении обозначил канд. техн. наук
Л.М.Пештмалджян. Приемами обучения учителей и детей сетевым технологиям
поделилась канд. биол. наук, магистр управления образованием Г.Б.Гукасян. О
программе "Гармония" на территории Армении рассказал А.Оганесян. Опыт
интенсивной системы подготовки кадров к работе с компьютерной графикой и
сетевыми технологиями изложил Е.Пономарев.
Итоговые предложения и рекомендации участников семинара
1. Для дальнейшего развития и эффективного использования телекоммуникационных
технологий в школьном обучении необходима разработка национальной Программы
дистанционного образования в рамках Концепции информатизации среднего и высшего
образования Армении, которая также нуждается в разработке. Эта деятельность
требует привлечения отечественных и зарубежных специалистов: учёных, педагогов,
сетевых работников, учителей-практиков, представителей управлений образованием.
Программа дистанционного образования в Армении должна получить статус
государственной и приоритетной по отношению к другим программам в данной
области, действующим на территории республики.
2. С целью согласования действий по развитию Интернет-образования в республике
необходимо создание Координационного Совета по дистанционному образованию, в
который войдут ведущие специалисты в области дистанционного обучения, педагоги,
провайдеры, представители министерства образования, зарубежные эксперты.
Координационный Совет разрабатывает положение о своей деятельности и
осуществляет работу как очно, так и дистанционно.
3. Необходима комплексная система подготовки и переподготовки педагогических
кадров на следующих уровнях: уровень компьютерной грамотности, уровень сетевой
грамотности, уровень телекоммуникационной педагогической грамотности, подготовка
специалистов на уровне кандидатов и докторов наук.
4. В рамках информационного обеспечения Программы дистанционного образования
необходима разработка и создание следующих ресурсов:
- республиканский веб-сайт с информационными и образовательными ресурсами,
включающими все направления деятельности в области дистанционного обучения, а
также ссылки на внешние сетевые источники; - методические материалы для
педагогов в "бумажной" и электронной формах, учебные пособия для школьников по
использованию Интернет в образовании; - компьютерные программы, электронные
учебники и сетевые ресурсы, помогающие использованию телекоммуникаций в учебном
процессе.
5. Необходимо создание межшкольной системы оперативного сетевого взаимодействия
в форме списков рассылки, сетевых образовательных и научно-педагогических
изданий. Нужны дальнейшие семинары международного и республиканского уровней по
координации действий сетевого образовательного сообщества. Одним из условий
продолжения данной работы является наличие финансовых ресурсов и поддержка со
стороны органов управления образованием, местных властей, заинтересованных
частных лиц и организаций.
Приглашаю высказать свои суждения о фотографиях на моём
Фотофоруме!
---
Что ещё посмотреть в Абхазии:
Гюмри — здесь я проводил семинар и прикоснулся к армянской культуре.
К списку стран и городов
P.S.
Лучше один раз здесь побывать, чем изучать фото
на сайтах. Рекомендую заказать поездку в Армению в Эйдос Туре.