:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Технологии эвристического изучения учебной темы по А.В. Хуторскому

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Технологии эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской в 1992 году. Затем данны технологии совершенствовалась и развивались, появлялись их варианты.

Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.

Технологии эвристического изучения учебной темы по А.В. Хуторскому

1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. Данная структура оптимальна для традиционной классно-урочной формы обучения.

2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме эвристического погружения.

3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы – исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов.

4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, организуется практикум по эксперименту или решению задач, т.е. вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит погружение учеников в определенный вид деятельности. Образовательной доминантой выступает деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и вариативным.

5. Тема изучается дифференцированно. Для этого ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например "теоретики", "экспериментаторы", "историки". Все группы занимаются одновременно, каждая по своему плану, разрабатывая тему в своем аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих связок в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности.

6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации. На первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы. Затем организуется индивидуальное или коллективное решение проблемы, демонстрация и обсуждение полученных результатов. После этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводятся рефлексия и оценка деятельности.

7. Учащиеся группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, заслушиваются отчеты о выполнении программы

Первоисточник: Хуторской А. В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

  4. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

  5. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.

  6. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/

  7. Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.

  8. Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. — Стенограмма радиопередачи на «Радио Свобода». — 2005. - http://archive.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.111605.asp

  9. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  10. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  11. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  12. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

 

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Технологии эвристического изучения учебной темы.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/

 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, ЖЖ, Твиттер.



 


© А.В.Хуторской, 1997—2021

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо