:НАУЧНАЯ ШКОЛА

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Технология эвристического обучения

Технологию эвристического обучения разработал и применил в практике обучения A.В.Хуторской в 1992 году. Затем данная технология совершенствовалась и развивалась, появлялись её варианты. Технология имеет особенности в очном и дистанционном исполнении, для младших и старших школьников, студентов, педагогов.

Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный уровень проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, ЭО оформилось только в 90-е годы XX века. Член-корреспондент РАО, докт. пед. наук Хуторской Андрей Викторович определяет эвристическое обучение следующим образом.

Эвристическое обучение (от греч. heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (личностных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.

Результаты научных исследований А.В. Хуторского свидетельствуют, что развитие личности учащегося наиболее эффективно происходит в процессе создания им внешних (материализованных) и внутренних (духовных) продуктов, обладающих субъективной (для самого ученика), а в отдельных случаях объективной (для окружающих) новизной.

Внутренние (личностные) образовательные продукты:

• идеи;
• догадки;
• художественные образы;
• символы;
• аргументы и доказательства;
• выводы и обобщения;
• гипотезы и версии;
• личностные отношения;
• мотивы, установки, жизненные цели;
• представления о своих способностях;
и др.

Внешние ученические продукты, в которых материализуются внутренние личностные продукты:

• литературные произведения (сочинение-миниатюра, рассказ, очерк, эссе, репортаж, стихотворение);
• произведения изобразительного и сценического искусства (рисунок, картина, художественная фотография, поделка из природных материалов, песня, танец, инсценировка);
• произведения технического творчества (чертеж, макет, действующая модель какого-либо устройства);
• результат научного исследования (творческий отчет, картосхема, практические рекомендации, рецензия);
• дидактические продукты (проведенный в роли учителя фрагмент урока, дидактический тест для одноклассников, кроссворд, ребус, шарада, ролевая игра, дидактический спектакль, наглядное пособие, опорный конспект и т.д.).

Эти продукты обладают субъективной (для самого их автора и одноклассников) новизной. Деятельность ученика по их созданию носит эвристический характер.

Творческий образовательный продукт – создаётся учеником: идея, догадка, гипотеза, образ, вывод, аргумент, обладающая субъективной (для самого автора) или объективной (для окружающих) новизной.

Технология эвристического обучения по А.В. Хуторскому

1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области.

2. Фиксирование учащимися фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы. Каждый ученик составляет в схематической, рисуночной, знаково-символической, тезисной или иной форме содержательный образ или концепт темы.

3. Выстраивание личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Каждый ученик вырабатывает личное отношение к данной образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам.

4. Планирование каждым учеником индивидуальной учебной деятельности. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

5. Одновременная реализация индивидуальных образовательных программ учеников и коллективной образовательной программы.

6. Демонстрация (защита) творческих образовательных продуктов учеников и их коллективное обсуждение, в ходе которого ученики осваивают один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии с индивидуальной программой.

7. Рефлексивно-оценочная стадия. Выявляются индивидуальные продукты, фиксируются усвоенные способы деятельности. Каждый ученик осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

  4. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

  5. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.

  6. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 300 с.

  7. Хуторской А.В. Помни, ты способен на гениальные открытия! — Газета «Первое сентября», 2000. - http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm

  8. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/

  9. Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.

  10. Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. — Стенограмма радиопередачи на «Радио Свобода». — 2005. - http://archive.svoboda.org/programs/edu/2005/edu.111605.asp

  11. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  12. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  13. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  14. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

--

Для ссылок:

Хуторской А.В. Технология эвристического обучения.
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science

 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, ЖЖ, Твиттер.



 


© А.В.Хуторской, 1997—2021

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо