:НАУЧНАЯ ШКОЛА

    Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Технология ИТР – «Индивидуальные творческие работы»

Как проводить занятия в апреле и мае с позиций человекосообразности

Хуторской А.В.

Весной всё в природе просыпается, заявляет о себе. Учиться в это время так же, как и в другие месяцы – нечеловекосообразно. Обучение должно быть сообразно природным ритмам. В апреле и мае классно-урочная система не подходит. Нужна совсем другая система обучения, которая направлена на максимальную самореализацию учащихся.

Наша Научная школа такую систему разработала, на практике она показала прекрасные результаты. Система называется ИТР – «Индивидуальные творческие работы». Результаты применения технологии позволяют рекомендовать её для общеобразовательных школ – семейных, частных, муниципальных.
Области применимости технологии ИТР: общеобразовательные и дополнительные предметы.

Участвуют: учителя, тьюторы, ученики разных классов.

Возрастные группы: 3-5 классы, 6-8 классы, 9-11 классы.

Продолжительность: 3-5 классы – 1 неделя, 6-8 классы – 2-3 недели, 9-11 классы – 1-2 месяца.

Технология ИТР включает этапы:

Этап 1. Выбор тем ИТР.

1. Каждый учитель объявляет список тем творческих работ по своему предмету. От 10 до 30 тем составляется по каждому предмету в каждой возрастной группе.

2. Учителя презентуют свои темы ученикам на отдельном занятии для всех. Также учитель может предложить темы отдельным ученикам индивидуально, окончательный выбор тем осуществляют ученики. Ученик вправе сам назвать свою тему ИТР и найти себе руководителя из числа любых учителей или других взрослых, в том числе дистанционных.

3. Каждый ученик выбирает 3 темы ИТР – по одной из в каждой области: а) гуманитарная, б) естественно-математическая, в) технологии и искусство.

Этап 2. Занятия в мастерских.

4. Расписание занятий составляется по учителям. Каждый учитель ведёт мастерские, на которые приходят ученики, которые выбрали его темы.

5. Оптимальный вариант – мастерские проводятся весь день парами, например: 1-2, 3-4, 5-6 уроки, каждый ученик посещает 3 мастерских. Это могут быть мастерские по трём разным областям или одна мастерская весь день.

6. Смешанный вариант общешкольного расписания: 1 и 2 уроки проводятся как обычно, 3-6 уроки – мастерские.

7. Из опыта – всегда есть ученики, которые по тем или иным причинам не находятся в мастерских. Рекомендуется выделить отдельного дежурного учителя или завуча, который помогает таким ученикам самоопределиться. Кроме того, такие ученики могут выбрать спортивные занятия.

8. Занятия в мастерских проводятся разновозрастные. Формы занятий: инструкции, исследования, работы над проектами, самостоятельная работа, рецензирование, консультации и др.

9. Цель занятий – каждому ученику подготовить к защите 3 ИТР. На каждую работу должно быть не менее 2-х рецензий, одна ученическая, другая – от взрослого.

Этап 3. Защита работ.

10. Каждая работа оформляется по установленным требованиям. Старшеклассники изготавливают презентации.

11. Расписание защит организуется в секциях по предметным областям. Выступления проводятся разновозрастные. Возможно участие в одном помещении учеников с 1 по 11 классы.

12. На защите применяются отдельные технологии. Например, разработанная нами технология АОП – автор-оппонент-пропонент.

13. Жюри оценивает сами работы, выступления авторов, его ответы на вопросы, а также его собственные вопросы другим авторам.

14. По каждой секции устанавливается общий рейтинг работ – разновозрастной. В одном рейтинге оказываются ученики и 3 и 11 классов. Критерии оценок учитывают возраст авторов.

15. Защита работ проводится в форме общешкольной конференции или в форме конференций других уровней, например научно-практические конференции «Эйдос»: https://eidos-institute.ru/event/conf/pupil/

Изложенная технология применяется отдельно на заказ, а также в проектах для школ, которые проводит Институт образования человека: https://eidos-institute.ru/event/projects/schools/

Кроме того, школы и отдельные учителя, родители учеников могут заказать дистанционный курс по подготовке ученика к конференции «Индивидуальный проект ученика» - https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Individual_Project.pdf. Данный курс реализует предмет «Индивидуальный проект» который введён в учебный план согласно требованиям ФГОС (1 ч. в неделю).

 

Литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

  7. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

  8. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

  9. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

--

Для ссылок:

Хуторской А.В.
Технология ИТР – «Индивидуальные творческие работы».
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science

 

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моём ЖЖ или на форуме.

Заходите в гости в Фэйсбук, ЖЖ, Твиттер.



 


© А.В.Хуторской, 1997—2021

Подпишитесь на мою рассылку:




Ответьте на пришедшее вам письмо