Интервью со мной
Интервью пресс-центру
Современной гуманитарной академии, 15 сентября 2006 г.
Зав. лабораторией методологии образования ИСМО РАО, директор ЦДО «ЭЙДОС»,
докт.пед. наук, академик МПА Андрей Викторович ХУТОРСКОЙ:
- Назову несколько достижений Российской академии образования в научном,
методическом и организационном плане. Во-первых, нам удалось поставить, как
говорится, на поток проведение Всероссийских дистанционных эвристических
Олимпиад, которые мы проводим уже с 1997 года. Это очень необычная форма,
которая сильно отличается от традиционных Олимпиад по предметам. Она
ориентирована на развитие креативных способностей: ни одно из заданий не имеет
готовых ответов, их невозможно найти в Интернете, угадать и т. д. Такие
Олимпиады дополняют, а порой заменяет тестовые формы – тот же самый Единый
государственный экзамен. Ребенок, который преуспел в ряде творческих состязаний,
представляет для многих вузов даже больший интерес, чем тот, кто набрал
определенное количество баллов на экзамене. Ведь такой олимпионик уже способен
создавать продукцию. А 95% детей об эвристических Олимпиадах отзываются просто с
восторгом, потому что в базовой системе образования, к сожалению, пока еще нет
такой формы.
Сегодня проведено более ста Олимпиад по всем предметам, число
их участников составило более 80 тысяч школьников 1-11 классов России и
нескольких стран ближнего зарубежья. Сейчас хотим начать проводить студенческие
педагогические Олимпиады. И тоже в эвристическом ракурсе. Парадокс такой формы
состоит в том, что дети, не являющиеся записными отличниками, выдавали такие
результаты, который поражали их учителей. И дети, прежде незаметные (или
незамеченные), стали не просто активно участвовать в Олимпиадах, а создавали
свои сборники стихотворений, защищали собственные исследования в естественных
науках и так далее. Можно сказать, что эвристические Олимпиады - это первое
направление деятельности РАО по степени массовости, успешности и продуктивности.
Второе направление – организуемые с 2002 года
дистанционные профильные курсы, где за короткий период дети также могут ярко
проявить себя. Ведь дистанционный ученик должен создать продукт, для чего ему
требуется изучить и усвоить все, что для этого необходимо.
В-третьих, с 1999 года РАО проводит конкурс «Дистанционный
учитель года». Учитель на конкурсе выступает в двух ролях – как педагог,
ведущий занятие для распределенной группы детей. А со своими очными учениками он
участвует в занятиях, которые ведут такие же удаленные педагоги.
Конкурс длительный, его можно назвать прообразом системы
подготовки дистанционных педагогов. Роль Российской академии образования состоит
и в том, чтобы столбить некие вехи в будущее, когда лучший учитель будет
дистанционным. К слову, и сейчас многие учителя признают, что дистанционное
обучение дает лучшие результаты, чем очное. Но в Министерстве нет даже базисного
плана для дистанционного обучения. А как тогда, например, вставить в расписание
дистанционные курсы?
У школ и вузов разные мотивы освоения дистанционных
технологий. Кстати, школы в России начали применять дистанционное обучение
раньше вузов, еще с 1989 года. Если для вузов их использование во многом связано
с расширением аудитории, экономическими мотивами, то для школ, которые не живут
в условиях такой жесткой конкуренции, это, скорее, возможность получения
какого-то дополнительного альтернативного образования. Кстати, с помощью
дистанционного обучения учителя могут повышать свою квалификацию без отрыва от
производства. Поэтому мы проводим не только конкурс, но и организуем курсы для
учителей, которые ведут ведущие специалисты РАО.
Следующее наше традиционное мероприятие – дистанционные
августовские педагогические конференции. Они очень полезны особенно для
педагогов из удаленных регионов. Случалось, в таких конференциях принимали
участие более 20 тысяч очно-дистантных участников. В этом году мы провели
конференцию на тему «Смысл и цели образования». Институт целеполагания, на мой
взгляд, сегодня в России отсутствует: даже в концепциях государственного
масштаба целевые блоки не выдерживают никакой критики. В этом, по-видимому, это
одна из основных причин не достижения целей.
Современной гуманитарной академии многое удается. Ее ректор
Михаил Петрович Карпенко, с которым мне довелось встречаться, производит
впечатление очень энергичного и целеустремленного человека. Видно, что диктуется
не только его работой, у него такая натура. Уважаю его как человека, который
совершил в российском образовании прорыв в дистанционном направлении. Другие
вузы должны только равняться на СГА.
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|