Интервью со мной
Интервью для журнала "Компьютер в школе", 1999
Анна Чебурахтина:
Уважаемый Андрей Викторович! Я представляю многопрофильный лицей пос. Коммунарка
Московской области Ленинского района. Я являюсь редактором школьной газеты "Лицейские
Вести". Представители нашего Лицея принимали участие в ряде дистанционных
олимпиад, проводимых центром "Эйдос", что вызвало бурю восторга и живой интерес.
Так как многие педагоги, ученики и их родители практически не знакомы с
эвристическими технологиями в системе обучения, мы планируем опубликовать
материал на эту тему как в нашей газете, так, возможно, и в местной прессе. Мы
нашли очень много полезной информации на сайте "Эйдоса". Но по некоторым
вопросам хотелось бы побеседовать с Вами лично, взять виртуальное интервью. Оно
планируется к опубликованию в районной газете "Видновские Вести" и, если возьмут,
в журнале "Компьютер в школе".
1. Как родилась идея создания дистанционного Центра? Разрабатывались ли раньше
какие-либо проекты дистанционного обучения под Вашим началом? Если да, то
расскажите подробнее.
С дистанционным обучением, точнее с использованием телекоммуникационых
технологий в школьном образовании, я впервые познакомился в 1989 году во время
советско-американского проекта "Школьная электронная почта", организованного под
руководством Питера Копена и Александра Уварова. В Москве проводился
двухнедельный семинар, на котором российские и американские учителя
разрабатывали совместные образовательные проекты, которые затем реализовывались
вместе с учениками. Я тогда работал учителем естествознания в экспериментальной
школе №734 г.Москвы. К слову сказать, компьютер тогда для меня был чем-то
непостижимым и непонятным. Но его возможности захватывали не только меня.
Например, как-то в метро я вез для школы необычное по тем временам устройство -
люмофон (средство для пересылки статичных изображений дистантно разговаривающих
людей). Так вот, упаковку моего люмофона разглядывало пол-вагона, я уж не говорю
об учениках, которые увидели этот необычный прибор в школе.
Снова к дистанционной деятельности я вернулся в 1995 году, работая в школе,
которую учредил - в Школе свободного развития (пос.Черноголовка Московской обл.).
Это небольшая, но уникальная школа, в которой ученики, начиная с 1 класса
обучались в интенсивном творческом режиме, например, за учебный год один ученик
мог разработать и защитить перед школьным магистратом (а это - выбранные ученики
и учителя) 10-15 творческих работ по самым разным предметам и проблемам. Лучшие
работы публиковались в сборниках. За опытом к нам приезжали сотни учителей из
разных городов России.
В этой школе ребята переписывались с зарубежными школьниками с помощью
электронной почты, изучая не только язык, но и то, как и чему учатся в разных
странах. В 1997 году мы выступили инициаторами проведения Международной
дистанционной эвристической олимпиады, в которой приняло участие 147 школьников
из России и США. Оказалось, что дистанционные соревнования в творчестве очень
нужны многим учителям и ученикам, которые хотят не просто переписываться, а
участвовать в совместных делах, учиться с помощью сети Интернет.
Одной из номинаций в первой Междунардной дистанционной олимпиаде была номинация
"Феномен". Она послужила основой для проведения отдельного дистанционного
проекта на эту же тему, где ребята могли обнаружить и исследовать необычные
явления в природе, культуре, технике, в самом себе. Теперь эвристические
олимпиады и такие проекты как "Феномен", "Мой виртуальный дом", "My Sweet
Valentine" стали традиционными и проводятся Центрам "Эйдос" каждый год.
Когда в наших проектах стало принимать участие все больше и больше учащихся из
разных школ и городов, стало ясно, что нужна отдельная организация, которая
могла бы обеспечить образовательную деятельность с учениками и учителями этих
школ на расстоянии. Родилась идея создать Центр дистанционного образования и
назвать его "Эйдос", что на древнегреческом означает "идея", образ". Мне
показалось, что это древнее понятие, являющееся символом идеального мира, мира
идей, очень подходит для обозначения глубинного смысла виртуального мира. Я и
сейчас убежден, что виртуальное пространство, в котором происходят современные
телекоммуникации, есть не что иное, как форма проявления того мира идей, сферы
духа, о которой говорили философы - и древние, и современные.
Место и адрес для сайта Центра "Эйдос" предоставила замечательная фирма "Техно"
(сейчас СК "Трейд") - один из пионеров российского Интернета. Сейчас счетчик
посещений Центра "Эйдос" показывает 14500, в проектах, курсах и олимпиадах
креативного типа приняло участие более 2000 школьников, в дистанционных
семинарах участвуют педагоги из многих школ и вузов России и стран ближнего
зарубежья.
2. Расскажите, пожалуйста, о проблемах Центра "Эйдос".
Основных проблем несколько. Первая - это разработка дистанционной педагогики.
Сегодня необходима интеграция новейших педагогических технологий с
телекоммуникационными. На одних только технических возможностях далеко "не
уедешь". Дистанционное обучение, дистанционное творчество, дистанционное
воспитание - здесь необходимы свои особые подходы. У Центра "Эйдос" есть тесная
связь с Российской академией образования, её научный потенциал мы привлекаем для
решения этих проблем. Например, многие наши дистанционные проекты курирует
Президент РАО Н.Д.Никандров, поддерживает нас директор Института общего
образования Ю.И.Дик.
Другая проблема - как научиться работать на самоокупаемости в сфере образования,
с тем чтобы иметь возможность реализовывать концепцию творческого обучения вне
зависимости от условий, которые, например, нам пытаются диктовать сегодня
зарубежные "спонсоры". Центр "Эйдос" - некоммерческое негосударственное
образовательное учреждение, работающее самостоятельно, в основном, на
самоокупаемости. Его деятельность финансируется за счёт регистрационных взносов
за олимпиады и проекты, оплаты информационных образовательных услуг,
научно-практических разработок.
Третья проблема - "человеческий фактор". Дистанционное обучение, особенно
школьное, пока не набрало необходимых "оборотов". Среди руководителей школ,
лицеев, управлений образованием недостаточно понимание его возможностей для
базового образования. Именно "человеческий фактор", а не техническое обеспечение
- основной фактор, сдерживающий развитие дистанционного обучения в школах.
2. Какая доля учебных заведений использует в своей работе проблемно-развивающие
и эвристические технологии? Как вы думаете, какой процент учебных заведений
пользуется услугами Вашего Центра?
Творческую ориентацию заявляют не так много учебных заведений, например, среди
негосударственных школ Москвы раскрытие творческих способностей учеников в своей
концепции провозглашают 18% школ. Разумеется, не все заявленное осуществляется
на деле. В наших эвристических олимпиадах только 1-3% участников достигают
высших оценок. Причиной низкого уровня творчества в школах является, на наш
взгляд, гонка за требованиями, которые диктуют вузы. В результате более
необходимым для учителей является "натаскивание" учеников под определённые,
отнюдь не творческие требования. В результате - отчуждение образования от того,
к чему действительно способен ученик, которому приходится искать лазейки, чтобы
"найти и сдать" контрольные нормативы, вместо того, чтобы уделить внимание тому,
к чему у него действительно есть способности. Чтобы убедиться в "ненормальном"
положении дел в школе (и вузе) достаточно посмотреть в Интернете рейтинги сайтов,
где больше всего посещений у всевозможных коллекций рефератов, контрольных и
дипломных работ, которые продвинутые учащиеся "скачивают" и сдают ничего не
подозревающим педагогам. При творческой ориентации обучения такое практически
невозможно.
3. Как Вы считаете, приобретет ли Центр большую популярность в связи с развитием
компьютерных технологий и внедрением Internet'а в различных учебных заведениях?
Мы рады, что по данным различных опросов Центр "Эйдос" лидирует в области
дистанционного школьного обучения. В этом - признание того, что мы делаем "нужное
дело и в правильном направлении". Развитие компьютерных технологий приведет (и
уже приводит) к тому, что почти каждая школа сможет не только использовать
возможности Интернет, но и предлагать через сеть свои образовательные услуги.
Многие педагоги проходят у нас обучение по созданию собственных дистанционных
проектов и курсов. Однако опыт свидетельствует, что потребность в координации
такой работы, в ее развитии и постепенном совершенствовании у школ всегда есть.
Например, по нашей инициативе сейчас проводится конкурс "Дистанционный учитель
года -99" - впервые в России. Работы конкурсантов очень интересные и
содержательные, основанные на личном опыте. Надеюсь, что данный конкурс станет
традиционным, как и многие разработанные в нашем Центре проекты. Сегодня нам
удается быть на передовом крае дистанционной педагогики и быть интересными для
многих, думаю, что и в будущем мы будем развивать свою деятельность и приносить
пользу ученикам, учителям, школам.
4. Разрабатываются ли в Центре развивающие проекты для детей дошкольного
возраста, может быть игрового типа?
В наших проектах иногда участвуют воспитанники детского сада, дети 5-6 лет. При
наличии на местах заинтересованных воспитателей или родителей такая деятельность
может происходить и дальше.
5. Часто ли в прессе появляется информация о Центре?
Нет, не часто. Это направление в Центре "западает", и мы пытаемся его развивать
и поддерживать. Например, недавно совместно с академией и министерством
образования мы провели беспрецендентную акцию - Дистанционную августовскую
педагогическую конференцию на тему перехода к 12-летней школе. В ней приняло
участие более 6000 человек. Пригласили несколько педагогических изданий, которые
дали на своих страницах информацию о нашем мероприятии, среди них журнал "Университет
и школа", газеты "Первое сентября", "Управление школой". А вообще у нас есть
свой еженедельный список рассылки, в котором уже около 800 электронных адресов -
школ, вузов, частных лиц. Там мы публикуем самую свежую информацию обо всех
наших мероприятиях, аналитические статьи учителей и учёных по актуальным
вопросам образования, мнения дистанционных учеников и педагогов. Подписаться на
этот список можно по адресу E-mail: list@eidos.ru.
6. Многие ли педагоги посещают Ваши очные и дистанционные семинары?
Еще в 1988 году я со своими студентами организовал слет учителей-физиков, в
котором приняли участие около 350 человек, затем были проведены около трех
десятков очных оргдеятельностных семинаров по эвристическому обучению для
педагогов и администраторов. Теперь такие семинары проводятся реже - дорогая
стала дорога для участников. Дистанционно участвовать дешевле и удобнее – каждый
участник разрабатывает индивидуальный материал, при этом получая рецензии
руководителей семинара и участвуя в дискуссиях в режиме электронной конференции
(E-mail и чат). Мы проводим дистанционные семинары на такие темы, как "Введение
в дистанционное обучение", "Разработка дистанционных курсов", "Эвристическая
образовательная ситуация" и другие. Только что закончился дистанционный
педагогический семинар "Методика работы с одарёнными детьми", в котором
принимало участие 30 учителей и руководителей школ из разных городов России.
Сейчас мы расширяем тематику дистанционных семинаров, ориентируясь на такие
проблемы, как творческая самореализация школьников, организация дистанционного
обучения в школе, предстоящий переход к 12-летней школе.
7. Как вы думаете, что может повлечь за собой коренное изменение структуры
образовательной системы? Возможно ли создание основного (не дополнительного)
учебного заведения, весь образовательный процесс в котором будет построен на
эвристике?
Коренное изменение - вещь маловероятная. Образование – консервативно, сохраняет
свои традиции. Однако, необходимо вносить новые идеи в содержание и формы
обучения, соединять педагогические технологии с информационными. С нами работают
очные школы, близкие нам по духу, которые включают эвристический компонент в
учебный процесс. Сейчас работа развивается на новом - дистанционном уровне с
расширением круга единомышленников, выявлением и привлечением к ней талантливых
учеников и учителей.
8. Многие ли семьи в России обучают детей на дому на основе дистанционных
технологий?
Скорее всего таких семей ещё очень мало. Многие родители, у которых дома есть
компьютер и доступ в Интернет, рано или поздно начинают осознавать важность
дистанционного образования для своих детей. Некоторые из них обращаются к нам с
просьбой вести дистанционные занятия с их детьми, но почему-то считают, что это
должно быть бесплатно или почти бесплатно. Видимо, требуется время, чтобы стало
понятно, что образование - не бесплатный, а самой дорогой продукт, который
определяет всю жизнь человека, его дальнейшие успехи и благополучие. Пока же мы
предлагаем таким родителям принимать участие в дистанционных проектах и
олимпиадах, доступных по стоимости, имеющих массовый характер и творческую
ориентацию.
---
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
форуме.
|
|