Как я создал новую историю педагогики
28.06.2024 г.
Как я создал новую историю педагогики
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Когда издательство «Питер» заказало мне подготовить учебник
по истории педагогики, я немного удивился, поскольку не считал это направление
своим приоритетом. Да, любой вопрос целесообразно начинать решать с истории
вопроса. Но тут пришлось заняться историей всех вопросов педагогики.
Тема для меня оказалась интересна, но не в традиционном ключе – рассматривать
тенденции и процессы исторического «развития» педагогики. С позиций нашей
научной школы главным в педагогике и её истории выступает человек – не только
тот, которого учат, воспитывают, но и тот, кто создаёт систему образования для
этого.
Моей задачей стало найти удачную историческую основу для учебника. Я решил не
изучать педагогику как в музее, что и когда было в образовании, а воспроизвести
исторические педагогические системы, которые актуальны сегодня и сейчас. Типа
машины времени наоборот: не нам отправляться в те времена, а те времена
пригласить проявиться в наше время.
Результат оправдал ожидания. История педагогики открылась для меня не как архив,
а как плеяда актуальных достижений человечества – его лучших представителей,
авторов увлекательных и разных педагогических систем. В учебник вошли 50
ключевых педагогических систем – от первобытного строя до эпохи цифровизации.
Попутно пришлось обосновать новую научную область – палеопедагогику – науку об
образовании у древних видов людей.
Включил в учебник практикум по педагогическим реконструкциям – предложил
студентам образовательные ситуации по их решениям с позиций каждой из 50-ти
образовательных систем. Так будущие педагоги смогут воспроизводить великие
педагогические системы в своей деятельности.
Учебник оказался книгой не только по истории педагогики, но и по её географии.
Территории, на которых возникали рассмотренные педагогические системы, обширны:
Африка, Ближний Восток, Европа, Америка, Япония, Китай, Россия и др.
Историю педагогики я раскрыл через ярких представителей человечества –
основателей религий, философов, мыслителей, педагогов-новаторов. Среди них –
Будда, Конфуций, Пифагор, Сократ, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой. Больше всего мне
самому запомнились педагогические системы, которые редко или совсем не
упоминаются в традиционных учебниках по истории педагогики: Воспитание самураев,
Педагогическая система иезуитов, Педагогика Дона Хуана (Кастанеда). И, конечно,
палеопедагогика - я впервые ввёл этот термин и разработал основы данной научной
области.
Создавая палеопедагогику, изучал не только археологические и палеолитические
данные, но и вспоминал свои путешествия. Например, когда был в Амазонии, увидел,
что сегодня есть племена, которые живут первобытным строем, он у них не
закончился. Не только племена, но и обычные дети всех стран играют в догонялки,
лук и стрелы, которые были у древних людей. В истории педагогики нет единой
эволюционной теории, аналогичной дарвинской, согласно которой педагогика
развивается и меняется по определённым временным рамкам и законам. Многие
педагогические средства, характерные для разных эпох, сохраняются миллионы лет.
Поэтому в данной книге я рассматриваю не столько хронологию педагогики, сколько
её целостные образцы, каждый из которых имеет свою значимость вне времени.
Оглавление "Истории педагогики" получилось
на 10 страницах, почти отдельное произведение. Всё-таки 50 мировых
педагогических систем. Это не архив. Все они работают сегодня.
Ссылки:
Хуторской А.В.
История педагогики.
Хуторской А.В.
История дидактики.
Хуторской А.В.
Палеопедагогика.
Хуторской А.В.
Педагогика древних цивилизаций.
Хуторской А.В.
Античная
педагогика.
Хуторской А.В.
Педагогика
славян.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как я создал новую историю педагогики
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 11.08.2024 г. –
https://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моих аккаунтах:
ВКонтакте,
Телеграм,
Одноклассники
|
|