«Я не позволю, чтобы мое хождение в школу мешало моему образованию» (Гекльберри
Финн).
Приведены многочисленные примеры неуспевающих в школе людей -
двоечников, а также тех, кого выгнали из школы, которые впоследствии оказались
гениями, изобретателями, российскими и мировыми известностями. Сделан вывод, что
официальная школьная система – нечеловекосообразна, она не учитывает
индивидуальности детей и не предполагает их самореализации. В данных условиях
предлагается если не убрать, то значительно снизить роль внешних оценок и
ориентиров в образовании. Задача школьного образования с позиций
человекосообразности – помочь детям реализовать свой потенциал.
Чего стоят поставленные в школе и вузе оценки?
По русскому языку у меня в аттестате стоит «3». Помню, в 10 классе учительница
русского языка увидела написанный мною на доске на перемене текст и не поверила,
что это я так красиво его написал, вывел все буковки. Она с удивлением
переспросила: «Это ты так написал?!». Почему вспомнил об этом. Если бы эта
учительница узнала, что сейчас я пишу статью на тему лингвистических носителей
славянской культуры, она бы удивилась ещё больше.
Уже в пединституте преподаватель М.Е. Тульчинский поставил мне итоговую «3» по
методике физики. Через 4 года я защитил по методике физики кандидатскую
диссертацию.
В школе я был не самым прилежным, меня вместе с классом даже исключали из школы
за организованный прогул. Когда я поступил в пединститут, мои одноклассники
очень сильно удивились: «Вы слышали, Хутор в пед поступил!». Не меньшее
удивление было после моей защиты докторской диссертации по педагогике.
К чему я всё это? Зачастую никакого отношения к реальной жизни не имеют
выставленные оценки и баллы Егэ. А иногда прямо наоборот. Десятки выгнанных из
школы людей оказались потом гениями, изобретателями, мировыми известностями.
Поэтому, не ведитесь на внешние оценки и ориентиры. Реализуйте свою миссию и
помогайте в этом детям.
Продолжу доказательство темы статьи конкретными примерами.
Знаменитые двоечники
• Альберт Эйнштейн – ненавидел систему школьного образования, в 15 лет был
исключен за неуспеваемость. Школьный аттестат получил только со второго раза.
Провалил экзамены в высшее техническое училище Цюриха из-за того, что не сдал
экзамены по ботанике и французскому языку.
• Андре-Мари Ампер – в школе не проучился ни дня. В своей
жизни не сдал ни одного экзамена, а образование получил только благодаря
отцовской библиотеке.
• Лев Толстой – на домашнем обучении всячески отлынивал от
занятий. Провалил вступительные экзамены в Казанский университет, получив двойку
по географии. По «блату» ему разрешили пересдать предмет, тогда он был зачислен
на факультет восточных языков. Первую же сессию Лев Николаевич завалил и был
переведен на юридический факультет, откуда из-за систематических прогулов и
«неудов» был отчислен.
• Билл Гейтс – считал, то большая часть школьной программы не
только не интересна, но и совершенно бесполезна для жизни. Школьная
администрация рекомендовала его родителям проконсультироваться с психиатром по
поводу «странностей» сына. Впоследствии тот был отчислен из Гарварда за
неуспеваемость.
• Стив Джобс – его успеваемость в школе оставляла желать
лучшего, несколько раз мальчика временно исключали из школы. С трудом поступил в
колледж, который бросил, проучившись лишь семестр.
• Дональд Трамп – доводил до истерик школьных учителей. Так и
остался троечником, который не отличает Австрию от Австралии.
• Уинстон Черчилль – в школе считался одним из самых
бестолковых учеников. Постоянно забрасывал учебу. Из-за постоянных двоек и
категорического нежелания учиться, ему запретили посещать уроки латинского и
древнегреческого языков. Учителя считали мальчика неспособным к наукам. Из-за
плохого поведения и неуспеваемости сменил несколько учебных заведений, везде был
в числе отстающих. Его часто секли розгами. У него всегда были двойки по точным
наукам и латыни. Впоследствии Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе.
• Николай Лобачевский – смог сдать вступительный экзамен в
Казанский университет только со второй попытки. В школе и в университете
постоянно хулиганил. На спор перепрыгивал через голову профессора и заезжал в
университетский двор на корове, на глазах у ректора строя из себя цирковую
акробатку.
• Дмитрий Иванович Менделеев – нередко получал «худые
отметки», и чаще всего по латыни. Ненавидел образовательную систему и рутину в
ней. Был отъявленным хулиганом и двоечником, не посещал уроки, устраивал драки
со сверстниками и дерзил учителям. Домашние задания принципиально не выполнял.
Перебивался с двоек на тройки просто потому, что не понимал, зачем ему все эти
абстрактные знания. Его интересовали только математика и физика.
• Константин Эдуардович Циолковский – в вятской гимназии слыл
хулиганом и часто попадал в карцер. Во втором классе остался на второй год, а из
третьего был исключен за плохую успеваемость. После ухода из школы стал
заниматься самостоятельно.
• Сергей Королев – в детстве редко приносил из школы что-то
больше троек.
• Николай Пржевальский – в раннем детстве был «препорядочный
сорванец», ему досталось немало розг. И в гимназии был «первым учеником», а вот
дисциплина хромала. Шестиклассником в отместку учителю стащил журнал с отметками
и утопил его в Днепре.
• Джордж Бернард Шоу – очень не любил школу, которую оставил
в 16 лет.
• Иосиф Бродский – седьмой класс окончил с двойками по
английскому языку, химии, физике и математике, годовая оценка по литературе —
тройка. Его оставили на второй год, но после первой четверти Иосиф бросил школу.
• Антон Павлович Чехов – дважды второгодник, два года подряд
учился в 3 классе, а потом и в 5 классе из-за двоек по географии, арифметики и
греческому языку. За сочинения Чехов никогда не получал пятёрок.
• Исаак Ньютон – поступил в школу в 12 лет. Первый год
учителя считали его отстающим, был одним из худших учеников в школе, причем
труднее всего ему давались физика и математика.
• Вильгельм Конрад Рентген – Нобелевский лауреат по физике.
Его отчислили из технической школы за карикатуру на преподавателя. В университет
он поступил без школьного аттестата, сдав экзамены по физике.
• Луи Пастер – в школе пришлось остаться на второй год, чтобы
улучшить оценки в аттестате и поступить на педагогический факультет.
• Пабло Пикассо – школу яро ненавидел, ему не давались ни
чтение, ни письмо, ни арифметика. Он не мог запомнить даже последовательность
букв в алфавите. Не смог и продержаться долго ни в одной художественной школе,
так как протестовал против классической живописи и любых авторитетов.
• Людвиг ван Бетховен – был двоечником, допускал много
орфографических ошибок, а деление и умножение так и не осилил. У него были
серьезные проблемы с арифметикой, не мог решать простейшие математические
примеры на умножение. Рано бросил школу. До конца жизни Бетховен писал с
грубейшими орфографическими и пунктуационными ошибками.
• Томас Алва Эдисон – знаменитый изобретатель, автор 1093
патентов в Америке. Уже через месяц после начала занятий в школе стал круглым
двоечником, а через 3 месяца родителей вызвали в школу, чтобы объявить им, что
их сын «дебил, совершенно неспособный к обучению», и лучше просто забрать его
домой. Впоследствии его обучала дома мать. Впоследствии Эдисон говорил, что если
бы он посещал школу, то ничего бы и не изобрел.
• Наполеон Бонапарт – плохо учился в школе по всем предметам,
кроме математики. Так и не избавился от ошибок в правописании и кривого почерка.
• Александр Сергеевич Пушкин – был двоечником в Лицее. Очень
слабо успевал, особенно в арифметике. Характеристика от учителя: «Очень ленив, в
классе невнимателен и нескромен, способностей неплохих, имеет остроту, но, к
сожалению, только для пустословия, успевает весьма посредственно». По окончании
обучения Пушкин получил самый низший чин – коллежского секретаря, закончив лицей
24-м по успеваемости из 32 учеников.
• Оноре де Бальзак – в Вандомском колледже-интернате учиться
не хотел, не понимая, зачем ему это. На уроках смотрел в окно, не обращал
внимания на лекции учителей и на все вопросы отвечал невразумительно. Его
называли «лентяй» и «тупица». Педагоги в наказание отправляли его в холодный
чулан, где он даже полюбил такую возможность уединения.
• Владимир Маяковский – в школе слыл неисправимым сорванцом.
В 11 лет учеба ему стала неинтересна. После переезда в Москву в пятом классе
бросил школу за ненадобностью.
• Квентин Тарантино – ненавидел посещать занятия. Любил
чтение и математику, остальные уроки прогуливал. Его маму постоянно вызывали в
школу, она в конце концов разрешила ему бросить школу.
• Ума Турман – бросила школу, поскольку была довольно
замкнутой и плохо ладила со сверстниками – её дразнили из-за длинного носа и
странного имени, которое дал ей отец-буддист.
• Леонардо Ди Каприо – проучившись всего несколько лет, так и
не окончил школу, буквально сбежав оттуда.
• Мишель Пфайффер – в школе была настоящим сорванцом в
классе, задирала мальчишек и не слушалась учителей. Из-за систематических
прогулов и несдачи сессий, была отчислена из института, куда поступила на
психолога.
• Бенедикт Камбербэтч – срывал уроки, прогуливал школу,
подшучивал над учителями.
• Кэмерон Диаз – в детстве была хулиганкой, пропускала уроки,
часто дралась. Бросила школу, когда ей предложили работу в модельном агентстве.
• Гай Ричи – отчислили из школы в 15 лет. У него была
дислексия, поэтому он не мог читать, писать и не усваивал информацию.
• Дэниел Рэдклифф (Гарри Поттер) – не очень хорошо учился в
школе и в старших классах бросил учебу.
• Киану Ривз – сменил 4 разные школы за 5 лет. В 16 лет его
отчислили из очередного заведения. У него были конфликты и стычки с персоналом,
не сходился во взглядах с директором. Был одним из тех детей, которые задают
слишком много вопросов.
• Николь Кидман – бросила школу, чтобы оплатить матери
дорогостоящее лечение.
• Джонни Депп – в 15 лет был отчислен из школы и стал
рок–музыкантом.
• Джим Керри – вынужден был 3 года проучиться в 10 классе, в 16 лет бросил
учебу, чтобы финансово помочь своей семье.
• Аль Пачино – в 17 лет бросил школу, поскольку завалил все предметы, кроме
английского.
• Том Круз – сменил 10 школ, читать научился и только во взрослом возрасте.
Причиной стала дислексия, которой страдал в детстве.
• Стивен Спилберг – отставал по учебе, ему тяжело давались школьные предметы.
Закончив старшие классы, подал документы в школу киноискусств Университета Южной
Калифорнии, но провалился. Тогда он поступил в технический колледж, продолжая
работать над кинолентами после занятий.
• Джон Леннон – в школе был двоечником и хулиганом. Его называли фигляром, а
дневник пестрел замечаниями за отвратительное поведение. Учителя не верили в
способности Леннона и были убеждены, что он ничего не добьется. Провалил
школьные экзамены, чудом поступил в Ливерпульский колледж искусств, но и оттуда
его отчислили за систематические нарушения дисциплины.
• Павел Прилучный – в детстве был хулиганом и часто дрался. В школе ненавидел
всё, даже физкультуру.
• Мария Аронова – В аттестате вместо положенных ей «двоек» по физике и
физкультуре было две пустых графы.
• Марат Башаров – за плохое поведение почти исключили из школы. Вырывал листочки
с двойками из дневника. У него был второй дневник. Придумал также второй
классный журнал.
• Лариса Гузеева – в школе была хулиганкой, наряжалась в мини-юбки, пользовалась
косметикой, курила и ругалась матом.
• Михаил Державин – в школе был отпетым двоечником, не был аттестован сразу по
нескольким предметам.
• Лев Новоженов – в дневнике у него часто появлялись двойки. После 7-го класса
перешел в вечернюю школу и устроился на завод помощником слесаря.
• Наталья Водянова – была круглой двоечницей. В 15 лет бросила школу и ушла
работать на рынок продавцом, торговала овощами. Кое-как закончив восемь классов,
поступила в колледж.
• Никита Михалков – в школе с математическим уклоном не справлялся с заданиями и
не мог решить ни одну задачу. Закончив старшие классы, поступил в училище имени
Щукиных, но его отчислили за то, что во время учебы он снимался в кино.
• Фёдор Бондарчук – двоечник и хулиган. В школе его главными друзьями были
«тройки, двойки и колы», а родители ходили на вызов к директору и классному
руководителю, словно на работу. Провалил экзамены при поступлении в МГИМО,
схлопотав двойку за сочинение.
• Юлия Снигирь – в Щукинском училище считалась отстающей студенткой.
Одновременно с плохими отметками в зачетке активно снималась в кино.
• Алла Пугачева – учиться не очень любила, ей нравились лишь литература и уроки
музыки. Оценки по большинству предметов были очень скромными. Отучившись после
восьмилетки в музыкальном училище, провалила выпускные экзамены.
• Ольга Бузова – в дневнике были одни двойки и тройки, школу часто прогуливала.
От учебы её отвлекали мальчики.
• Вера Брежнева – частенько были неудовлетворительные оценки и прогулы, которые
она тщательно скрывала от родителей.
• Глюкоза – не любила учиться, ей не давался русский и литература, не любила
писать диктанты, мечтала поскорее выпуститься из учебного заведения. Кое-как
дотянула до 9 класса, после чего её перевели в вечернюю школу.
• Виктор Цой – на уроках изнывал от скуки, часто прогуливал их с друзьями. Так и
не получил аттестата о среднем образовании
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Знаменитые двоечники – приговор школьной системе
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 28.06.2024 г. –
https://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моих аккаунтах:
ВКонтакте,
Телеграм,
Одноклассники