Принцип самореализации
08.04.2024 г.
Принцип самореализации
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Почему вначале почти каждый ребёнок говорит «Я сам!» А потом перестаёт?
Потому, что общество, начиная с его родителей, заставляет его исполнять чужое, а
не делать своё. Такова обратная сторона так называемой социализации.
Самореализация и социализация — два противоположных принципа, каждый задаёт
требования своих заказчиков. Самореализация — заказ человека, Социализация —
заказ социума.
С позиций человекосообразного образования ведущим принципом выступает принцип
самореализации. Мы формулируем его следующим образом:
• Образование человека проектируется и организуется для его самореализации —
выявления и развития его способностей, талантов, предназначения.
Принцип самореализации как основы образования ученика введён нами в педагогику в
1997 году.
Самореализация ученика — смысл и цель человекосообразного образования. Это ответ
на вопрос «зачем» ученику необходимо образование.
Самореализация предполагает наличие у ученика образовательного потенциала и
миссии. Именно они выступают целевыми ориентирами образования.
Самореализация — не эгоизм. Самореализация ученика происходит не только по
отношению к себе, но и к окружающему миру. Именно поэтому в критериях оценки
ученических проектов на Эйдос-конференциях всегда есть "польза для других".
Не следует думать, что в любой системе обучения самореализация — основное. В
иных типах образования декларируются иные смыслы образования, например, развитие
ученика, его самоопределение, «получение» знаний, «передача» опыта. В
человекосообразном образовании смысл — самореализация.
Данный принцип — исходящий при проектировании системы образования. Он
применяется при постановке целей, отборе содержания внешнего образования,
установлении системы диагностики и оценки образовательных результатов. Например,
проверяются, не придуманные дядями и тётями параметры, а то, в чём и насколько
ученик реализовал себя в каждом из изучаемых учебных предметов, а также в
метапредметном отношении. Исходными для этого выступают миссия, потенциал и
целеполагание ученика.
О принципах образования и педагогике человека — в наших
книгах и
курсах.
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. 10 тезисов об автореферате диссертации
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 17.04.2024 г. –
https://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моих аккаунтах:
ВКонтакте,
Телеграм,
Одноклассники
|
|
|
|
© А.В.Хуторской, 1997—2023 |
|