: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Принцип самореализации
 
 

 
 

08.04.2024 г.

Принцип самореализации


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

Почему вначале почти каждый ребёнок говорит «Я сам!» А потом перестаёт?

Потому, что общество, начиная с его родителей, заставляет его исполнять чужое, а не делать своё. Такова обратная сторона так называемой социализации.

Самореализация и социализация — два противоположных принципа, каждый задаёт требования своих заказчиков. Самореализация — заказ человека, Социализация — заказ социума.

С позиций человекосообразного образования ведущим принципом выступает принцип самореализации. Мы формулируем его следующим образом:

• Образование человека проектируется и организуется для его самореализации — выявления и развития его способностей, талантов, предназначения.

Принцип самореализации как основы образования ученика введён нами в педагогику в 1997 году.

Самореализация ученика — смысл и цель человекосообразного образования. Это ответ на вопрос «зачем» ученику необходимо образование.

Самореализация предполагает наличие у ученика образовательного потенциала и миссии. Именно они выступают целевыми ориентирами образования.

Самореализация — не эгоизм. Самореализация ученика происходит не только по отношению к себе, но и к окружающему миру. Именно поэтому в критериях оценки ученических проектов на Эйдос-конференциях всегда есть "польза для других".

Не следует думать, что в любой системе обучения самореализация — основное. В иных типах образования декларируются иные смыслы образования, например, развитие ученика, его самоопределение, «получение» знаний, «передача» опыта. В человекосообразном образовании смысл — самореализация.

Данный принцип — исходящий при проектировании системы образования. Он применяется при постановке целей, отборе содержания внешнего образования, установлении системы диагностики и оценки образовательных результатов. Например, проверяются, не придуманные дядями и тётями параметры, а то, в чём и насколько ученик реализовал себя в каждом из изучаемых учебных предметов, а также в метапредметном отношении. Исходными для этого выступают миссия, потенциал и целеполагание ученика.

О принципах образования и педагогике человека — в наших книгах и курсах.

 

 


==

Для ссылок:

Хуторской А.В. 10 тезисов об автореферате диссертации
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 17.04.2024 г. – https://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моих аккаунтах:

ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023