Зачем мне нужна диссертация?
06.12.2023 г.
Зачем мне нужна диссертация?
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Такой вопрос задают не только те, кто раздумывает над предстоящим исследованием.
Он актуален и для тех, кто уже давно работает над диссертацией. Или по каким-то
причинам прервал, не завершил исследования. И новичку и опытному соискателю
важно убеждаться в том, что диссертация имеет для него смысл. Этот смысл должен
выходить за рамки примитивной материальной выгоды или "остепенённости".
Нахождение такого смысла - одна из задач курсов соискателей
Если назвать мотивацию учителя, который раздумывает о работе над диссертацией,
он должен понять, что это путь профессионального совершенствования. В отличии от
других учителей, делающих то же самое что и он – обучение детей, он берёт на
себя новую функцию – исследователя дела, а не просто делателя.
Необходима личная заинтересованность соискателя в своем исследовании. Но ему
нужно также учитывать интересы тех, кем результаты исследование востребованы –
заказчиков исследования, в том числе выяснить, кто готов платить за результаты
исследования – временем, деньгами, усилиями.
Чтобы понять, нужно ли учителю работать над диссертацией, полезно сначала
написать статью – как начало пути к диссертационному исследованию. И
действительно, тот, кто напишет личностно-значимые статьи с описанием своего
опыта, тому по силам окажется и диссертация. В качестве доступного варианта -
написание статьи для журнала "Эйдос".
Значимы исходные человеческие установки. Если вы уже аспирант, докторант,
научный руководитель, задумывались ли вы, как ваши ценности и смыслы влияют на
диссертационное исследование, на обоснование его темы, определение проблемы,
выдвижение гипотезы, формулирование методологического аппарата? Ваши ли это
ценности и смыслы? Достойные ли они? Помогают ли они человечеству в переходе к
новому уровню? Благодаря достойным смыслам и целям человек возвышается над собой
и становится на новый уровень для себя и других.
Аналогичные вопросы относятся к педагогам, учителям, воспитателям,
администраторам. Какие и чьи ценности, цели определяют вашу деятельность? Как вы
учитываете наличие разных целей и ценностей у разных заказчиков образования?
Далее, само образование. Если вы учитель, родитель, воспитатель, учите ли вы
детей целеполаганию? Или учите их выполнять чужие цели? Есть ли у вас занятия,
посвященные обучению учеников поиску оснований для постановки ими целей, планов
их достижения, выбору образовательной траектории, жизненного пути?
Тема смыслов и целей – вечная. Их роль в диссертационных исследованиях не
являются исключением. Цель – это предвосхищаемый результат. Смысл – то, зачем и
для чего результат необходим. Именно смысловой контекст диссертации определяет
её ценность и значимость, выступает основой постановки целей исследования.
Дистанционные курсы для соискателей:
«Стать
кандидатом наук»
«Стать
доктором наук»
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. Зачем мне нужна диссертация?
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 06.12.2023 г. –
https://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моих аккаунтах:
ВКонтакте,
Телеграм,
Одноклассники
|
|