: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Зачем мне нужна диссертация?
 
 

 
 

06.12.2023 г.

Зачем мне нужна диссертация?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

Такой вопрос задают не только те, кто раздумывает над предстоящим исследованием. Он актуален и для тех, кто уже давно работает над диссертацией. Или по каким-то причинам прервал, не завершил исследования. И новичку и опытному соискателю важно убеждаться в том, что диссертация имеет для него смысл. Этот смысл должен выходить за рамки примитивной материальной выгоды или "остепенённости". Нахождение такого смысла - одна из задач курсов соискателей

Если назвать мотивацию учителя, который раздумывает о работе над диссертацией, он должен понять, что это путь профессионального совершенствования. В отличии от других учителей, делающих то же самое что и он – обучение детей, он берёт на себя новую функцию – исследователя дела, а не просто делателя.

Необходима личная заинтересованность соискателя в своем исследовании. Но ему нужно также учитывать интересы тех, кем результаты исследование востребованы – заказчиков исследования, в том числе выяснить, кто готов платить за результаты исследования – временем, деньгами, усилиями.

Чтобы понять, нужно ли учителю работать над диссертацией, полезно сначала написать статью – как начало пути к диссертационному исследованию. И действительно, тот, кто напишет личностно-значимые статьи с описанием своего опыта, тому по силам окажется и диссертация. В качестве доступного варианта - написание статьи для журнала "Эйдос".

Значимы исходные человеческие установки. Если вы уже аспирант, докторант, научный руководитель, задумывались ли вы, как ваши ценности и смыслы влияют на диссертационное исследование, на обоснование его темы, определение проблемы, выдвижение гипотезы, формулирование методологического аппарата? Ваши ли это ценности и смыслы? Достойные ли они? Помогают ли они человечеству в переходе к новому уровню? Благодаря достойным смыслам и целям человек возвышается над собой и становится на новый уровень для себя и других.

Аналогичные вопросы относятся к педагогам, учителям, воспитателям, администраторам. Какие и чьи ценности, цели определяют вашу деятельность? Как вы учитываете наличие разных целей и ценностей у разных заказчиков образования?

Далее, само образование. Если вы учитель, родитель, воспитатель, учите ли вы детей целеполаганию? Или учите их выполнять чужие цели? Есть ли у вас занятия, посвященные обучению учеников поиску оснований для постановки ими целей, планов их достижения, выбору образовательной траектории, жизненного пути?

Тема смыслов и целей – вечная. Их роль в диссертационных исследованиях не являются исключением. Цель – это предвосхищаемый результат. Смысл – то, зачем и для чего результат необходим. Именно смысловой контекст диссертации определяет её ценность и значимость, выступает основой постановки целей исследования.

Дистанционные курсы для соискателей:

«Стать кандидатом наук»

«Стать доктором наук»




==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Зачем мне нужна диссертация?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 06.12.2023 г. – https://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моих аккаунтах:

ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023