О понятиях "образование" и "содержание образования"
13.07.2023 г.
О понятиях "образование" и "содержание образования"
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Написал статью о всеобщей путанице в отношении понятия "содержание образования".
Путаница на всех уровнях, от Закона "Об образовании в РФ" до учебников и
педагогов. О содержании образовании кого/чего идёт обычно речь? Что именно
образовывается, где и у кого? Что за содержание и какого/чьего именно
образования? Глобальная и массовая ошибка заключается в неправомерном
отождествлении содержания образования человека и всего остального, что ему
предлагается.
Статья: Хуторской А.В. Содержание образования – то, что в ученике, а не
в стандартах // Эйдос. – 2023. – №2. – С.15. –
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124704
В продолжение этой статьи добавлю несколько суждений в свете понятия "содержание
образования".
Было бы странно относить к чему-либо, кроме самого человека такие понятия, как
"содержание здоровья", "содержание души", "содержание ума" и т.п. Так почему,
спрашивается, содержание образования нужно относить к чему-либо, кроме самого
человека?
Я знаю, почему. Для управления этим самым человеком. Причём, не спрашивая часто
его самого об этом. Просто берутся, например, так называемые "основы наук" и
человеку приказывают, чтобы они стали содержанием его образования. И фраза
специальная придумана для этого: "дать образование". Её многие
повторяют.
Представим садовника, который пришел в свой сад и говорит деревьям: "Сейчас я
вам дам образование". Деревья покрутят листьями у виска.
А человек, что, хуже дерева? Почему деревьям их образования не дают, а лишь
заботятся об условиях. А человеку сызмальства впечатывают (интериоризируют
по-Выгодскому), так сказать, "социализируют" его. Ну, тогда не надо называть это
"содержанием образования", а называть это "требованиями к содержанию
образования.
Если продолжить рассмотрение того, как через понятия управляют внутренним
содержанием людей, нельзя не сказать про стандарты - так называемые ФГОСы.
Кстати, вопрос их составителям: Зачем вы используете в аббревиатуре две буквы: Ф
и Г? Ведь у нас Государство и так Федерация. Почему не назвать просто ГОС? Я
знаю ответ, и он педагогически и исторически очень показателен! Показывает, как
изменилась система образования за 25 лет.
Так вот, стандарты обычно относят к продукции, таковой в системе стандартов
образования считаются люди. Т.е. система стандартизирует изготовление людей с
определённым содержанием. А как же быть с уникальностью человека? И вообще, с
принципом человекосообразности его образования (этот принцип мы ввели в
педагогику, которого почему-то там не было).
ФГОСы задают требования не только к ученикам, но и к программам, условиям их
реализации. Со стороны Федерации. А как же всё-таки быть с другими заказчиками
образования человека: самим человеком, его родителями, семьёй, родом, народом,
человечеством? Их стандарты где? Где условия для их выявления и реализации?
Почему в системе образования не представлено содержание образования человека с
их позиций?
Отвечаю. Такая попытка была сделана в 2002 году, когда были введены несколько
видов государственных стандартов - кроме федерального появились ещё
национально-региональный, школьный и даже личностный (ученический) компоненты.
Потом все они исчезли и остался только федеральный. Именно поэтому в
аббревиатуре ФГОС осталась совершенно лишняя теперь буква Ф.
Ещё одно понятие, о содержании которого есть смысл задуматься - это "общее
образование" и прилагательные от него - "общеобразовательная" (программа, школа
и т.п.). У термина "общее" много значений, к образованию подходит "свойственное
многим". Т.е. получается, что этот термин отсекает из общеобразовательной школы
всё индивидуальное!? Да, так оно и есть. Все остальные заказчики образования,
включая ученика могут рассчитывать только на нечто общее для них. Несмотря на
многочисленные диссертации и методики про индивидуальные образовательные
траектории данный аспект (индивидуальный) в состав общеобразовательного не
входит.
Оппоненты могут сказать: не берите в голову, индивидуализация у нас есть, просто
слово такое осталось ("общеобразовательная"), привычное. Э-э-э, нет, слов просто
так не бывает. Каждое слово (понятие) имеет своё содержание, которое определяет
заложенную в нём суть и влияет на её проявление. Например, слова раб, работа,
работник, работодатель - однокоренные, с одним смыслом. Так же и для образования
человека понятия "общее", "единое", "единичное" и др. - все они характеризуют
свои смыслы. "Как корабль назовёшь, так он и поплывёт".
О понятии "образование" в Законе Об образовании в РФ. Оно
путанное, с необоснованными смешениями элементов его содержания. Составителям, к
сожалению, не удалось представить его грамотно в научном и педагогическом
отношении. Судите сами.
Вот как оно дословно определено в гл. 1 ст.2 нынешней версии Закона Об
образовании в РФ: "Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых
знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции
определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".
Разберём это определение. Родовыми для понятия образования составители взяли
понятие "процесс", которое, в свою очередь представлено ими двумя другими
понятиями: "благо" и "совокупность" (приобретаемых ЗУНов и пр.). Слушайте, такое
определение - следствие того, что из школьных программ убрали учебный предмет
"Логика". Даже составители законов сегодня не владеют элементарной логикой. Они
просто собрали в одном определении произвольно взятые понятия "благо" и
"совокупность", добавили к ним традиционные ЗУНы, "опыт деятельности",
"компетенции определенных объема и сложности" (отдельный шедевр!),
"удовлетворение потребностей" и вот вам ключевая дефиниция закона. Перефразирую
пословицу: "Как понятие в законе назовёшь, так он и работать будет".
Кстати, есть такое объяснение, почему при Хрущеве из школ убрали "Логику":
логика учит думать, а теми, кто думать не умеет, легче управлять.
В этой же статье 2 закона Об образовании есть ещё много определений с
отсутствием в них логики, причём, некоторые периодически добавляются. Например,
"просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных
программ деятельность..." А как же тогда быть с недавно переназванным
Министерством просвещения? Оно что, занимается только тем, что "вне рамок
образовательных программ"?
Несколько слов о понятиях, которыми в Законе Об образовании названы основные
общеобразовательные программы, их там перечислено четыре (ст.12): дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования. Логика здесь
также отсутствует. Ведь если называть их по общему основанию (школьное), то
должны быть такие, например, названия: дошкольное, начальное школьное, основное
школьное, среднее школьное. Хотя и здесь малопонятно, почему применяются никак
не связанные между собою термины "основное" и "среднее".
Вспоминается анекдот: "И эти люди запрещают мне ковырять пальцем в носу?!"
Образованию можно дать 100 определений, каждое, в зависимости от назначения
определения. Ясное дело, в юридическом законе дефиниции должны иметь
юридическо-правовой характер, совсем не такой, как в учебниках педагогики. Но в
нынешнем Законе Об образовании РФ составители просто захотели всем понравиться
(это прям видно из определения), впихнув в определение все, как они думают,
"тренды". В результате это определение получилось неграмотным и совсем не
отражающим сути всего того, что потом следует в законе.
Какие времена, такие и законы, и их составители.
==
Для ссылок на процитированную статью:
Хуторской А.В. О понятиях "образование" и "содержание образования" // Сайт
Института образования человека. URL:
https://eidos-institute.ru/about/news/2023/o_soderzhanii_obrazovaniya/
==
Для ссылок:
Хуторской А.В. О понятиях "образование" и "содержание образования"
[Электронный ресурс]
// А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 13.07.2023 г. –
https://khutorskoy.ru/be/
Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в
моих аккаунтах:
ВКонтакте,
Телеграм,
Одноклассники
|
|