: ХРОНИКА БЫТИЯ


     Заходите ко мне в гости:

     facebook ЖЖ Хуторского А.В EidosVideo

Когда появились компетенции?
 
 

 
 

22.03.2023 г.

Когда появились компетенции?


Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва


 

 

 

 

Лет двадцать занимаюсь исследованием и проектированием компетентностного подхода в образовании, периодически слышу, что они появились совсем недавно, самостоятельного значения у них нет и ничего нового собой не представляют. Соглашусь только с тем, что компетенции - далеко не новое понятие.

Первое известное упоминание термина "компетенция" относится к 1596 году (словарь Merriam-Webster).

Прилагательное «компетентный» использовалось в речи ещё в 1398 году (The Middle English Dictionary of University of Michigan).

Упоминание о компетентности есть в «Законах» Хаммурапи, которые, на минуточку, относятся к 1750-м годам до нашей эры.

Таким образом, компетенции были впервые написаны на грамматически образцовом старовавилонском диалекте аккадского языка 3800 лет назад!

 

Новейшая история компетенций относится уже к 20-му веку, см. начало моего параграфа 1.1.1. который открывает учебник для вузов:

Хуторской А.В. Компетентностный подход // Введение в профессию «Преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя : учебник / коллектив авторов ; под. ред. Е.В. Ляпунцовой и Ю.М. Белозеровой. — Москва : КНОРУС, 2022. — 456 с. — (Магистратура и аспирантура) - С. 12-23.

 

 




По компетентностному подходу в нашей Научной школе разработаны и проводятся дистанционные курсы для педагогов:

Дистанционный курс «Методика разработки и проведения компетентностного урока»:
https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61407/

Дистанционный курс «Компетентностные занятия в вузе (с учётом запросов работодателей)»:
https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61607/

Дистанционный курс «Ключевые компетенции в обучении»:
https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61401-1/

 

 

Моя статья в журнале Эйдос:

Компетенциям 3800 лет!

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г.Москва

Лет двадцать занимаюсь исследованием и проектированием компетентностного подхода в образовании, периодически слышу, что их «придумали» совсем недавно, самостоятельного значения у них нет и ничего нового собой не представляют. Соглашусь только с тем, что компетенции – далеко не новое понятие.
Первое известное упоминание о компетентности есть в «Законах» Хаммурапи, которые, на минуточку, относятся к 1750-м годам до нашей эры. Текст «Законов» был найден в Сузах – столице древнего Элама. Он представляет собой перечень добродетелей царя Хаммурапи и 282 статьи с описанием конкретных судебных случаев. Таким образом, компетенции были впервые написаны на грамматически образцовом старовавилонском диалекте аккадского языка на чёрном столбе из базальта 3800 лет назад!
Базу для формирования содержания понятия компетенций создали античные мыслители Демокрит, Сократ, Платон.
К проблемам профессиональной компетенции обращались многие мыслители древности и средних веков: Ф. Аквинский, М.Ф. Квинтилиан, Конфуций, Э. Роттердамский и др.
Упоминание термина «компетенция» относится к 1596 году. В словаре Н. Уэбстера (словарь Merriam-Webster) термин «компетенция» («competency») определяется как способность или навык.
Прилагательное «компетентный» использовалось в речи ещё в 1398 году (The Middle English Dictionary of University of Michigan).

Хронология компетенций

Перечислю основные вехи в истории развития компетентностного подхода.
1750 г. до н. э. – Первое упоминание компетенций на старовавилонском диалекте аккадского языка (Законы Хаммурапи) [1].
V-IV в. до н. э. – Предпосылки содержания компетенций (Демокрит, Сократ, Платон).
1398 г. – Использование в речи прилагательного «компетентный» (The Middle English Dictionary of University of Michigan) [2].
1585–1595 г. – Упоминание термина «компетенция» (Dictionary.com)
1590-е – Упоминание термина «компетенция» (Online Etymology Dictionary).
1596 г. – Упоминание термина «компетенция» («competency») как способности или навыка (словарь Merriam-Webster) термин «компетенция». [3].
Конец XIX – начало XX в. - Межкультурная компетенция как основание будущей лингвосоциокультурной компетенции. Взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике (П. Ф. Каптерев).
1906 г. – Теория компетенций в области международного права (Г. Радницкий). Позднее Г. Кельзен, В. Генрих, А. Фердросс, Ш. Руссо, Ж. Ссель.
1928 г. – Понятие естественной компетентности применяется в генетике в отношении бактерий (Фредерик Гриффит).
1959 г. — Концепция компетентности персонала (Роберт Винсроп Уайт). Уайт утверждал, что в числе личностных характеристик выпускника профессионального учебного заведения должна быть «компетентностная мотивация» как способность эффективно взаимодействовать с окружающей средой [4].
1965 г. — Лингвистическая компетентность как понимание и различение предложений на родном языке (Ноам Хомский).
1970-е гг. — Компетентность стала предметом изучения когнитивной психологии.
1971 г. — Введение понятия «коммуникативная компетентность» (Делл Хаймс).
1973 г. — Компетентность — совокупность способностей, ответственных за успех специалиста в карьере. Отбора персонала на основе компетенций (Дэвид Макклелланд).
1990-е гг. — Компетенции стали проникать в сферу образования.
1996 г. — Симпозиум «Ключевые компетенции для Европы», г. Берн (В. Хутмахер).
2002 г. — Компетентностный подход вошел в школьные образовательные стандарты в России (А. В. Хуторской, В. В. Краевский).
2002–2023 гг. — Исследования компетентностного подхода в образовании (А. В. Хуторской, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, В. В. Сериков, М. А. Холодная и др.). Включение компетенций в школьные и вузовские федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

В частных методиках обучения компетенции используются достаточно давно, с середины XX века. Например, лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике. В последние годы в научных исследованиях и практике управлении высшим образованием чаще всего звучит компетентностный подход к подготовке специалистов. Понятие «компетенция» вышло на методологический уровень, а также вошло в стандарты школьного и высшего образования. Это связано с системно-практическими функциями, интеграционной метапредметной ролью данного понятия в образовании и прямым влиянием на профессиональную подготовку, востребованную работодателями. Только за последние 3 года в России по компетентностному подходу защищено более 2000 диссертаций. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) в явном виде предлагают компетенции как ориентир для высшей школы.

Компетенция и компетентость

Понятия «компетентость» и «компетенция» я разделил в 2002 году при разработке ещё тех – компетентностных школьных стандартов. Основанием такого разделения явился русский космизм. Точнее – ещё более древний принцип взаимосоответствия внешнего и внутреннего в человеке: микро- и макрокосма. Именно отсюда в своих дефинициях я назвал компетенции атрибутом внешнего мира (нормой социума), а компетентности – внутренним качеством человека - ученика.
Кстати, в зарубежных источниках такого разделения компетенций и компетентностей нет.
Предложенная мною типология компетенций значительно отличается от западных (например, доклад Хутмахера на симпозиуме в Берне в 1996 г.) именно личностным аспектом. У них же «компетенции для Европы», а не для человека.
Стартовая статья по разработанной концепции опубликована в 2002 году в сборнике РАО [5], затем, в журнале «Народное образование» [6].
Имеется стенограмма обсуждения моего доклада в РАО 23 апреля 2002 года [7].
Сохранилась аудиозапись моего выступления в РАО о компетентностном подходе [8].
Некоторые другие статьи о компетентностном подходе [9-13], а также учебники на данной основе [14-16].
По компетентностному подходу в нашей Научной школе разработаны и проводятся дистанционные курсы [17-19], выездной семинар для вузов по методике компетентностного обучения [20].

Литература

...

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002. –С.135-157.
6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
7. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://www.eidos. ru/journal/2002/0423-1.htm
8. Компетенции в образовании: человекосообразный аспект — выступление А.В. Хуторского на методологическом семинаре в Российской академии образования, 22 ноября 2007 г. (г. Москва). Множество вопросов, дискуссий: http://khutorskoy.ru/discus/audio/Khutorskoy.Ru_20071122_RAO-compet.WMA
9. Хуторской А.В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. - 2017. - 12. - С. 9-16.
10. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
11. Хуторской А.В. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. - Т.4. - №1. - С. 51-64.
12. Хуторской А.В. Структура и содержание компетентностного учебника для вуза // Высшее образование сегодня. – 2020. - №1. – С. 8-13. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41866844
13. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). https://eidos.ru/shop/catalog/books/inn_fgos/
14. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
15. Хуторской А.В. История педагогики. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — Спб.: Питер, 2022. – 528 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
16. Хуторской А.В. Компетентностный подход // Введение в профессию «Преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя : учебник / коллектив авторов ; под. ред. Е.В. Ляпунцовой и Ю.М. Белозеровой. — Москва : КНОРУС, 2022. — 456 с. — (Магистратура и аспирантура) - С. 12-23.
17. Дистанционный курс «Ключевые компетенции в обучении» // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61401-1/
18. Дистанционный курс «Методика разработки и проведения компетентностного урока» // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61407/
19. Дистанционный курс «Компетентностные занятия в вузе (с учётом запросов работодателей)» // Сайт Центра дистанционного образования «Эйдос». https://eidos.ru/event/courses/teachers/catalog/61607/
20. Семинар для вузов «Методика компетентностного обучения». 3 дня. На заказ // Сайт Института образования человека. https://eidos-institute.ru/event/seminars/vuz/catalog/60031/

Для ссылок:
Хуторской А.В. Когда появились компетенции? // Эйдос. – 2023. – №1. – С.10. – https://eidos.ru/doc/Eidos-Journal-Content.pdf

 



==

Для ссылок:

Хуторской А.В. Когда появились компетенции?
[Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.03.2023 г. – https://khutorskoy.ru/be/

 

 

 

 

 

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в моих аккаунтах:

ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники

 

 


© А.В.Хуторской, 1997—2023